3. Отношение к противоположному полу.

Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказывают­ся более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. При изучении Т. А. Ре­пиной эмоционально-личностных отношений дошкольников выявилось, что вза­имные выборы между детьми одного пола составили 84,8 %, а между детьми раз­ного пола — только 15,2 %. При этом устойчивость выборов у девочек была боль­шей, чем у мальчиков.

Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная уста­новка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек — «девочки лучше маль­чиков, и я хорошая».

Эта же тенденция выявлена и у школьников. Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изу­чал, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей своего и противоположного пола. Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное — как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а пове­дение мальчиков — как плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому, что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми. стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школь­ником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего вра­га. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпуска­ют острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представите­лей противоположного пола (Ш. Берн, 2001, с. 226).

В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представите­лей своего и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и дево­чек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.

У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как маль­чиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно были на сторо­не представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: сим­патия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления сим­патий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени (рис.).

Более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется, по данным А. Г. Шестакова < 1997), и у взрослых, хотя и это не так сильно выражено, как у детей.


выше оценивались девочки

выше оценивались мальчики

мальчики и девочки оценивались одинаково

1-4 классы 5-8 классы 9-10 классы

Рис. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола.


4.Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказывают­ся и на выборе ими партнеров по общению и играм.

Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, дети чаще подражают взаимоотношениям взрослых. Тем самым для девочек становится более приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную индивидуальность в социальных связях. Для игр мальчиков характерна совместная целеполагающая деятельность в больших группах. Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины - на отношениях между людьми. Считается, что разговоры мужчин скорее информативны, женщинам важнее поделиться переживаниями, получить или оказать поддержку.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери.

 Подобные тенденции имеют­ся, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Столь раннее проявление половой дифференциации в общении, по мнению автора, позволяет ставить вопрос о вкладе в проявление данного феноме­на генетического фактора.

По данным Е. Р. Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при пространственной близости детей (когда расстояние между ними меньше метра) отмечается отчет­ливое предпочтение мальчиков мальчиками, отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшее ожидаемого число предпочтений друг друга детьми разного пола.

Аналогичный характер предпочтений отмечается и во взаимодействиях во вре­мя предметной игры и отбирания предмета: мальчики предпочитают играть друг

с другом и чаще отбирают предметы друг у друга; девочки взаимных предпочте­ний не демонстрируют, а частота контактов между мальчиками и девочками мень­ше ожидаемой.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений орга­низовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в инте­ресах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объедине­ние дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстниками своего пола (J. Camp­bell, 1964; S. Golberg, M. Lewis, 1969; W. Hartup, A. Zook, 1960; Т. А. Репина, 1984; И. В. Тельнюк, 1999).

Половая консолидация, наблюдающаяся у младших дошкольников, в преддо-школьном возрасте не только укрепляется, но даже возрастает: 91 % избиратель­ных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и только 9 % -с детьми противоположного пола. Из всех игровых объединений 75 % были одно­родными по полу, а если учитывать только устойчивые объединения, то их число увеличивается до 91 % (Т. А. Репина).

Поданным И. В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошколь­ного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушают­ся, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Маль­чики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много и не при­нимают девочек, которых отвергают эмоционально.

Л. Кох (L. Koch et al., 1956) отмечает, что для мальчиков сверстники своего пола имеют большее значение, так как мальчики меньше тяготеют к взрослым, к семье, они более чувствительны к социальному давлению со стороны сверстни­ков при неприемлемом для их пола поведении. Л. Вейцман (L. Weitzman, 1979) полагает, что одна из функций группы сверстников своего пола для мальчика со­стоит в том, что в ней он приобретает мужские черты и необходимую ему незави­симость от матери через солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними. Поэтому для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессив­ности, больше взаимности и доверительности (Lever, 1978).

Оценка приемлемости другого человека связана с представлением о подобной же высокой взаимной оценке со стороны этого человека (Н. В. Бахарева, 1976). Эта связь выше у девочек, чем у мальчиков независимо от возраста. Следователь­но, у девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значе­ние для установления с ними отношений, чем у мальчиков.

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпо­читают дружить с теми, кто добивается меньших успехов и дистанцируются от тех

сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели (S. Cross, L. Madson, 1997). Студентки же, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучших результатов, чем они сами.


Информация о работе «Мужской и женский стили общения»
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 43894
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 1

Похожие работы

Скачать
65075
0
0

... ) к вашей мимике, «окаменелое лицо», нахмуренные брови, гримасы вызывают у собеседника чувства раздражения. В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле. Первая ...

Скачать
114408
16
7

... командного. Роузнер назвала их стиль "преобразовательным". Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными.   Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола 2.1 Описание организации и методик исследования Цель исследования: изучить уровень самооценки и мотивации ...

Скачать
46385
1
0

... того, как женщины говорят; 3) анализ того, какую коммуникативную стратегию используют женщины в общении. Со временем встал вопрос: существует ли какой-нибудь универсальный принцип, действующий во всех языках, ставший основой разделения разговорной речи на мужской и женский вариант, или в каждом языке влияние фактора пола на речь основывается на особых характеристиках менталитета, культуры и ...

Скачать
23468
0
0

... равенства в общении. Умение подмечать детали. Женские черты, обеспечивающие успешность брака Способность к эмоциональной поддержке. Способность получать удовольствие от помощи другим. Спокойное отношение к советам других. Отсутствие тенденции к соперничеству с мужем. Отсутствие излишней романтичности. [1, с.85-88] Вообще бессознательно человек ищет не одинаковую личность, а дополняющую, причем ...

0 комментариев


Наверх