2.7. Оффшорные компании и мировая практика планирования налогов.
Во всем мире достаточно эффективно используется механизм планирования налогов, который позволяет оптимально рассчитать минимально необходимый размер налоговых выплат. Не последнюю роль в этом механизме отводят оффшор-компании ( а в последствии оффшор-зоны), которые появились во второй половине 20 века. Первые оффшор-компании были созданы на небольших островных территориях и государствах, а сам термин ''off shore'' условно переводиться как ''вне побережья''. Даже поработав достаточно большое количество книг трудно сформулировать четкое определение оффшор-компании, поэтому я сочла нужным сначала остановиться на рассмотрении основных признаков оффшор-компании.
К основным признакам оффшор-компании можно отнести следующие:
Она не ведет коммерческой деятельности на той территории где официально зарегистрирована.
Обычно имеет льготный налоговый статус.
Ежегодно вносит фиксированный сбор за свой статус.
Именно первый признак и дал термин ''офф-шор'', т.е. ведение коммерческой деятельности ''вне побережья'' (вне территории), где осуществлена официальная регистрация компании. Очевидно, это было продиктовано соображениями защиты собственного (местного) предпринимательства. В большинстве случаев первый признак и определяет предоставление компании местного налогового статуса, а его нарушение ведет к штрафу и лишению льготного налогового статуса.
Льготный налоговый статус (второй признак) обычно выражается в освобождении от уплаты всех традиционных налогов (или только некоторых) полностью или же в выплате этих налогов по сниженной (часто фиксированной ставке) Этот статус обычно сохраняется у компании при условии третьего признака – оплаты ежегодного фиксированного сбора.
В ряде стран секретарская компания (или секретарь) не обязательны, но, как правило, она необходима самой оффшор-компании для квалифицированного взаимодействия с официальными инстанциями страны. Необходимость в использовании профессиональной секретарской компании владелец оффшор-компании испытывает постоянно: при регистрации компании, когда необходимо подготовить ряд документов в соответствии с юридическими тонкостями страны регистрации; при функционировании компании; при открытии банковского счета, и для взаимодействия с обслуживающим компанию банком. Часто секретарская компания является гарантом для банка, который достаточно доверяет ''знакомой'' секретарской компании нежели ''незнакомой'' оффшор-компании. Секретарские компании – это организации, в которых собраны профессионалы, призванные удовлетворить все запросы владельцев оффшор-компаний, возникающие у них в связи с тем, что они удалены от официального места регистрации компании. В традиционных оффшор-зонах исторически сложилась высокая концентрация секретарского потенциала. Это компании, ведущие дела сотен и тысяч компаний и не упускающие ни одной мелочи в обеспечении их жизнедеятельности.
В современных условиях оффшор-компания – это один из атрибутов бизнеса, использующего механизм планирования налогов. Роль этого важнейшего атрибута можно достаточно хорошо проиллюстрировать на следующей схеме, которую можно назвать базовой в экспортно-импортных операциях. Оффшор-компания вместо традиционной торговой компании принимает заказы от клиентов и поставляет товар напрямую от производителя к потребителю. При этом даже нет необходимости менять маршрут доставки товаров потребителю, важно только предоставить транспортной компании (которая осуществляет доставку товара) отгрузочные документы, подписанные оффшор-компанией.
Следует особо подчеркнуть, что в слаженной работе механизма планирования налогов необходимо иметь оффшор-компанию с надежной репутацией.
Вывод: мировая экономика накопила огромный положительный опыт создания и функционирования СЭЗ различного типа, которые сегодня служат средством проведения региональной экономической политики (выравнивания межрегиональных различий) выступает инструментом проведения промышленной политики, нацелены на создания отраслевых очагов экономического роста а иногда является составной частью государственной стратегии экономического развития.
Глава 3.
СЭЗ России.
Задачи
Показать историю создания свободных экономических зон России.
Рассмотреть основные концептуальные принципы создания СЭЗ в России на первом этапе.
Определить основные цели и особенности этого процесса в России.
Выявить основные ошибки и просчеты при создании СЭЗ в России.
Анализ жизнеспособности Калининградской СЭЗ «Янтарь».
Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых ”свободных портов'', обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми. (с 1878 г.). Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика ''свободных портов'' стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.
В советский период свободные экономические зоны фактически не признавались. Только в марте 1989 года впервые выходит Постановление Совмина РСФСР ''О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций'', в котором провозглашается создание в опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ, именуемых в то время ''зонами свободного предпринимательства''.
В Правительстве СССР вырабатываются предложения о создании первых зон в Находке, Выборге, Новгороде. В экономических и государственных кругах, у общественности страны быстро возрастает интерес к этой проблеме, и уже к концу 1990 года почти 60 регионов и городов страны (в том числе Калининградская область) делают заявки и предложения в Правительство СССР о создании на своих территориях СЭЗ различного типа.
В этот же период времени ведется активная работа по формированию советской концепции СЭЗ.
Зоны свободного предпринимательства, в отличии от большинства западных СЭЗ, должны быть ориентированы на первом этапе не столько на экспортную продукцию и услуги, а преимущественно на производство высококачественной продукции на внутренние рынки страны (на принципах импортозамещения).
Зоны должны создаваться ''сверху'' – по инициативе центральных и региональных государственных органов власти.
Зоны могут создаваться как в приграничных, так и в глубинных регионах СССР. По площади они могут занимать значительные территории.
Зоны свободного предпринимательства классифицироваться на: комплексные (производственного характера), внешнеторговые (транспортные, таможенные и др.), функциональные зоны, именуемые иногда в то время отраслевыми (свободные банковские зоны, технопарки, научно-промышленные парки, технополисы, туристско-рекреационные зоны и др.)
На первом этапе создания зон свободного предпринимательства предполагалось оформлять СЭЗ на основе индивидуальных законодательных и других юридических актов для каждой СЭЗ. В дальнейшем, по мере накопления и обобщения опыта создания отечественных СЭЗ предполагалось создать единое государственное регулирование этого процесса.
В концепции создания зон свободного предпринимательства перед ними ставилось несколько целей, среди которых необходимо выделить:
обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов, где расположены эти СЭЗ;
широкое использование при производстве продукции в зонах передовых отечественных и зарубежных научно-технических разработок;
создание условий для интенсивного привлечения иностранных инвестиций в зоны;
постепенный перевод производства СЭЗ от импортозамещающей продукции для внутреннего рынка на конкурентоспособную продукцию для экспорта;
активное включение экономики страны в систему международных экономических связей.
Нарастание процесса создания СЭЗ совпало с трудным переломным историческим этапом в жизни страны – с августовскими событиями 1991 года и последующим распадом СССР.
Наметившийся ранее более или менее организованный и планомерный процесс создания СЭЗ на территории России в силу новой ситуации и развернувшегося экономического кризиса в период с 1991 – 1998 гг. замедлился, пришел в русло стихийного развития и не оправдал тот оптимизм, который связывался с идеей создания СЭЗ в нашей стране. К концу 1992 года в стране насчитывается 11 объявленных СЭЗ различного типа и масштабности. Среди них зоны в Находке, Калининградской области, Алтае, Сахалине, Чите, Ингушетии и др. Общая площадь этих зон составила около 1 млн. кв. километров, т.е. 7% территории всей страны. Поэтому не случайно правительство Е. Гайдара, а затем
В. Черномырдина, формально поддерживая в последующие годы, тормозило их развитие, видя экономическую несостоятельность стихийного подхода к их созданию. Только в Калининградской области, Находке и Ингушетии в течение ряда лет наблюдалось некоторое продвижение в развитии и функционировании СЭЗ.
В этот время идею СЭЗ пытаются использовать некоторые сепаратистские силы за рубежом и в России в качестве отправной базы по ослаблению позиций ряда окраинных регионов страны и созданию предпосылок к их выделения в будущем из состава России. Например, в Калининградской области под видом заботы об ее дальнейшем развитии в условиях эксклавности и действия режима Особой экономической зоны некоторыми лидерами общественных движений и сепаратистскими силами выдвигаются заведомо неприемлемые предложения по созданию на ее территории Прибалтийской демократической республики в составе России (с последующей ее трансформацией в Прибалтийскую немецкую республику) или же придание области некоего государственного статуса в составе России, что по своим последствиям одно и то же, что и Прибалтийская республика.
С приходом к власти Правительства РФ во главе с Е. М. Примаковым в конце 1998 года наметился некоторый поворот в сторону поддержки СЭЗ. Так, уже в декабре 1998 года выходит в свет проект Закона РФ о создании Особой экономической зоны на территории Курильских островов Сахалинской области.
Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые моменты.
Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной (правда, там обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает — на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов. Нетрудно посчитать, сколько денег пришлось бы вложить администрации, скажем, СЭЗ “Даурия” в Читинской области — ее территория превышает 431 тыс. кв. километров, — чтобы обустроить ее на подобающем уровне. Конечно, ни в одной российской СЭЗ никто и не помышлял о чем-либо подобном.
Отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы создания СЭЗ и ОЭЗ на территории России. Прежде всего необходим достаточно полно разработанный закон о СЭЗ и корректировка в соответствии с ним других нормативно-правовых актов в области валютного регулирования, таможни и прочего. Все эти нерешенные вопросы ведут к экономической нестабильности в сфере создания и функционирования СЭЗ.
К неблагоприятным моментам, оказывающим отрицательное воздействие на иностранных инвесторов российских СЭЗ, можно отнести крайне слабое развитие их инфраструктуры. Сюда, прежде всего, относится транспорт, системы телекоммуникаций, связь гостиничный сервис.
Сдерживающим фактором для иностранных инвесторов является высокий уровень коррупции и сложная криминогенная обстановка в России. Это в целом ухудшает инновационный климат.
Рост социальной напряженности по регионам страны, вызванный затяжным экономическим кризисом, отрицательно сказывается на притоке иностранных инвестиций в СЭЗ.
Вывод: таким образом, можно констатировать, что на начало 1999 года инвестиционный климат и условия создания СЭЗ в России по ряду основных параметров не соответствуют требованиям в этой сфере международной экономической деятельности.
В 1993 году Закон о таможенном тарифе и ряд других законодательных и нормативных актов унифицировали налоговый режим для всех предприятий, включая резидентов СЭЗ. Статус свободной зоны фактически обесценился. Впрочем, ликвидация основных льгот для СЭЗ была вполне обоснованной. Деятельность всех без исключения СЭЗ не привела ни к повышению активности предпринимателей в этих регионах, ни к притоку иностранных инвестиций, ни к развитию местных производств и уж тем более к созданию новых. Так, в Калининградской области объем привлеченных иностранных инвестиций в прошлом году составил всего 13,3 млн долларов (в 1996 году — 22,2 млн), продолжается спад промышленного производства. И это при том, что набор предоставленных области льгот весьма привлекателен для предпринимателей. Между тем идея создания СЭЗ была весьма благой. Конечно, о том, что СЭЗ станут трамплином для качественного скачка всей экономики страны, никто и не помышлял (хотя именно эту цель ставил перед создателями СЭЗ один из проектов соответствующего закона). А вот о том, что они смогут обеспечить нормальное существование депрессивных регионов страны, их главы подумывали всерьез. Главы местных администраций регионов, ставших СЭЗ или претендовавших на этот статус, сознательно или нет (сейчас это уже неважно) суть понятия “свободная экономическая зона” понимали по-своему. Выбивая у федеральных властей статус СЭЗ для своего региона, местные власти добивались лишь одного — налоговых и таможенных льгот для предприятий, зарегистрированных в регионе. Например, в финансово-экономическом обосновании присвоения Калининградской области статуса особой экономической зоны так прямо и сказано: подобный статус нужен “для выравнивания экономических условий в области с другими российскими регионами”. Более того, ни одна просьба местных администраций о создании в регионе СЭЗ не сопровождалась расчетом целесообразности ее создания и экономической эффективности деятельности. Вполне вероятно, что будь такой расчет проведен до создания СЭЗ, многих проблем, да и краха зон в целом удалось бы избежать. По крайней мере стало бы ясно, нужна ли вообще СЭЗ в этом регионе, какое именно производство привлекло бы в регион наибольшие инвестиции, где именно его надо размещать. Залогом успеха китайских СЭЗ многие экономисты считают именно то, что они появились в наиболее удобных для этого местах и там были созданы наилучшие условия для привлечения инвестиций. В России же ничего подобного не случилось. Отечественные СЭЗ превратились в “черные дыры”, через которые в страну поступал беспошлинный товар, а из нее в виде неуплаченных налогов утекали значительные финансовые средства. Это и было главной причиной фактической ликвидации СЭЗ (хотя на бумаге все они, за исключением “Ингушетии”, ликвидированной в 1996 году, продолжают существовать и по сей день, называясь СЭЗ и не имея при этом никаких льгот). Бывший министр финансов России Владимир Панcков однажды очень точно выразился по поводу целевых льгот: “Как только власти создают благоприятный климат для отрасли, для региона, там начинаются игры, выходящие за рамки нормальных экономических отношений”. Однако многие госчиновники неурядицы СЭЗ списывают только на отсутствие законодательства о них. И действительно: количество законопроектов о СЭЗ, который уж год блуждающих в Госдуме, перевалило за десяток, и когда хоть один из них станет законом, так до сих пор и неизвестно. Похоже, что не скоро. Ведь даже самый поверхностный анализ законопроектов (и последнего в том числе) наводит на мысль, что их разработчики были категорически против развития свободных экономических зон в России. Вот лишь один пример. Мировая практика создания СЭЗ показала, что инвестиции туда можно привлечь, лишь предоставив инвестору четко определенные экономические льготы и одновременно гарантировав ему свободу вывоза полученных прибылей и неприкосновенность этих льгот в течение, как минимум, десятилетнего срока. Между тем последняя версия законопроекта говорит потенциальному инвестору лишь о возможности получения льгот. Причем не конкретизирует, в каком размере. Никаких послаблений валютного режима на территории СЭЗ законопроект тоже не предусматривает. Ни один нормальный инвестор на такие условия не пойдет. Что ж, стремление депутатов предотвратить появление в России “черных дыр” весьма похвально, если, конечно, именно оно подвигло их на разработку такого закона. А вот в том, что именно из этих побуждений действует исполнительная власть, сомнений нет никаких. Это подтвердил прошлой осенью представитель президента в Думе. По его словам, сейчас начинает преобладать мнение, что для страны, создающей открытую рыночную экономику, СЭЗ не нужны, поскольку они создают привилегированные условия для зарегистрированных в них фирм и одновременно способствуют уходу от налогообложения отечественных производителей.
... о СЭЗ. На федеральном уровне в статье 23 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10. 1995 №157-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.07.97 №96-ФЗ, от 10.02.99 №32-ФЗ) свободная экономическая зона определяется как особый режим осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности, при этом дается ссылка на федеральный закон "О свободных ...
... льгот и привилегий зонам лоббированием их интересов в Правительстве РФ; • стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закон свободные экономические зоны создаются с целью ...
... страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при ...
... указанными преимуществами , но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи; -вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно , при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой ...
0 комментариев