3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В.

ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ


К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в.

Круг вопросов, захвативших умы религиозных фило­софов, был поистине безграничен. Основные темы и кате­гории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «син­тезу», и философствованием по поводу долженствующе­го воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблема­тикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.

Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следую­щая таблица.


I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»


Дуалистические и плюралисти­ческие начала, подлежащие син­тезу в «новой культуре и жиз­ни (религии)»

1. Бог — человек, общество, че­ловечество; «небо — земля»

2. Теогония — космогония — антропогония — история


2.Христианство — язычество (античность); жизнь — рели­гия


4. Бог — государство (власть)


Их долженствующее и ожидае­мое разрешение

богочеловечество


«становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п.

в аспекте социальном и в пла­не духовной культуры: осуще­ствление «духовного возрожде­ния»


теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»;

«христианская общественность»


5. Трансцендентное — имма­нентное —

ноуменальное


экстаз, трансцендирование, веч­ность; «антиномический син­тез»; духовный, ноуменальный мир


6 Дух—плоть (тело, вопло­щение)


7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — «револю­ция духа»


8. Вера — воля — разум —

чувство — свобода — дух — любовь — надежда

9. Жизнь — знание; религия — философия; теургия — искус­ство; эрос — логос; истина — добро — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—«нравственная вселен­ная»

10. Мужское — женское


«освященная плоть (пол)», со­вершенное «соединение плоти и духа»,«религиозный материа­лизм», «богоматериализм»


в перспективе религиозного и духовного «возрождения»: на­ступление эпохи «религиозного творчества», «претворение» культуры и жизни в «христиан­ское бытие»

в аспекте гносеологии: «целост­ный» акт познания, «соборное», «синтетическое», «онтологичес­кое» познание, «живое знание»


в аспекте антропологическом:

человек «нового религиозного сознания», «соборный» человек;

в социальном смысле: «собор­ность», «новое религиозное со­знание»


«духовный» андрогин



II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ


Антагонистические явления или доктрины


1. «Историческое» христиан­ство и церковь как социаль­ный институт—церковь «ми­стическая», «апокалипсиче­ское христианство» и т. д.

2. «Царство кесаря — царство духа»


3. Материализм, позитивизм, атеизм — религия, религиоз­ная философия


4. Научные представления о развитии природы и общест­венной жизни, материалисти­ческие или позитивистские «религии прогресса»- идеи «замысла божьего», религиозная историософия


5. Феноменальное — ноуменаль­ное; эмпирическое — транс­цендентное, мистическое


6. Материя — дух

Существующие или возможные «негативные» формы, разреше­ния их борьбы

официальное православие, цер­ковная казенщина, «церковный позитивизм»


папоцезаризм, цезарепапизм, торжество «грядущего Хама», демократия, социализм

в аспекте общественно-полити­ческой и идейной жизни России:

победа революционно-демокра­тических и материалистических традиций, «сектантского», ате­истического духа русской ин­теллигенции


«абсурдность» и «бесчеловеч­ность» бытия; «дурная» беско­нечность мира и истории как «бессмысленной» смены поколений; «конечность», ограниченность существования человека в мире


«дурная» бесконечность мира явлений; мир науки; материали­стическое и позитивистское мы­шление


объективная реальность, мате­риализм, наука


7. «Отвлеченные» начала —«це­лостное» знание; эмпиризм, рационализм — мистицизм;

рассудок — разум, «сверхра­зум», абсолютный разум; ра­зум — абсурд; интеллектуа­лизм — волюнтаризм, ирра­ционализм

8. Смирение, аскетизм, мона­шество, святость — свобода, творчество, гениальность; эманация— творчество


9. Род — личность, общее — ин­дивидуальное


в аспекте антропологическом:

«отвлеченный», «греховный», «внешний», «объективирован­ный» и «социализированный» субъект; мещанин, обыватель


косная атмосфера византийско-монашеского православия; «по­зитивизм» официального пра­вославия


безличная родовая жизнь, «де­градация личности в процессе деторождения», бытовщина, ме­щанство


Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антаго­нистически связанных идей — в той или иной их ком­бинации, с теми или иными оттенками—обсуждался большинством русских религиозных философов начала XX в. Лидерами этого большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Эрн, Вяч. Иванов, С. Тру­бецкой, Д. Философов и многие другие .

Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интелли­генция на рубеже ве­ков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения. Хотя эти связанные с ре­лигией максималистские вожделения и были, пожалуй, центральными для представителей богоискательства, но в обстановке острых противоречий и сложной классовой борьбы они неминуемо должны были дополняться впол­не земными требованиями либерально-буржуазных ре­форм в области надстройки, в том числе и в области религии и церкви.

«Это была, - писал много лет спустя Н. Бердяев, - эпоха пробуждения в России самостоятельной ( идеалистической ) философской мысли, расцвет поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму … видели новые зори , соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни … Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности … Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости». Русская религиозная философия ХХ века формировалась, кроме того, в неустанной и систематической борьбе с гуманизмом и идеалами Возрождения, что также не дает никакого основания для проведения каких-либо параллелей между двумя этими явлениями.

«Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские притязания. Многие его представители были склонны говорить не просто о философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о «духовном».


Одним из факторов, который явным и косвенным об­разом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое, идейно-философское и рели­гиозно-модернистское наследие «нового религиозного со­знания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства. Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность»: влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов-церковников.

Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и проблематикой «нового религиозного со­знания» оказался повышенный интерес к проблеме человека. «Нельзя не видеть,—замечает в этой связи П. К. Курочкин,—что поворот к проблеме человека, в частности его социальной активности,—важнейший ас­пект модернизации современной религии… Из всех рели­гий самый обостренный интерес к человеку проявляет христианство. Реальным содержанием известной фразы Н. А. Бердяева: «Христианство осталось незаконченным откровением об абсолютном значении и призвании человека»—является утверждение «абсолютной ценности» индивидуальной личности в христианской религии.


Информация о работе «Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков»
Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 101322
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 4

Похожие работы

Скачать
29668
0
0

... зрения судьбы человека. Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей социальной реальности, так и любых ее изменений. Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал: "В целом, русская философия не теоцентрична... не космоцентрична... она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях ...

Скачать
200118
1
0

... фанатизмом, подчинивший нравственные нормы интересам политики и революционной борьбы. С нигилизмом, считали авторы «Вех», тесно связан воинствующий атеизм интеллигенции, не принимающий ни религии (церкви), ни религиозного сознания в любом из его проявлений. Исторически сложилось так, что русский образованный класс развивался как атеистический. Это неприятие религии авторы «Вех» рассматривали как ...

Скачать
39810
0
0

... выдвигались оригинальные концепции и строились философские системы. Это разнообразие идей, школ и направлений как бы покрывалось различными аспектами широкомасштабной проблематики философии Соловьева. Философия «Серебряного века» - это, условно говоря, репродуцированное мировоззрение Соловьева, расширенное и обогащенное новыми и возрожденными старыми идеями. Но эти интегрированные идеи не ...

Скачать
21717
2
0

... любовные крушения в реалистически изображаемой жизни - все эти варианты доставляли бесконечные сюжеты для художественной литературы и находили себе место в жизни, придавая ей огромное разнообразие. Особенности русской национальной культуры. Хорошо известно то, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение ...

0 комментариев


Наверх