3. Выстрел.

Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф.Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из аре­стантов при его появлении не снял шайку. Это был Боголю­бов, участник демонстрации перед Казанским собором, осуж­денный на каторгу. Разгневанный Трепов приказал его высечь. По закону Трепов не мог ни требовать, чтобы перед ним снимали шапку, ни наказывать розгами. Но он был уве­рен в своей безнаказанности.

24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич яви­лась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инци­дентом Консервативные газеты изображали Тренева как жертву служебного долга. Правительство, надеясь подогреть в обществе настроения против террора, направило дело За­сулич на суд присяжных заседателей.

Суд состоялся 31 марта 1878 г. Сначала настроение пуб­лики было не в пользу обвиняемой, но по ходу разбиратель­ства оно резко изменилось. Присяжные признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони вынес оправдательный приговор. Публика устроила овацию. При выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, что­бы отправить в ссылку в административном порядке. Но мо­лодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.

Вера Ивановна Засулич (1849—1919), видная революци­онерка и общественная деятельница, впоследствии стала принципиальной противницей смертной казни и террора. Свое мнение она, отстаивала, не боясь гнева пришедших к власти большевиков. Но тогда, в 1878 г., ее выстрел имел двойственные последствия. С одной стороны, он в самой дра­матической форме заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу творят беззакония. Но с другой сто­роны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору. Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общество всецело сочувствует по­добным методам борьбы.

В конце 70-х годов в России сложилось напряженное внутриполитическое положение. Волновалось студенчество[3].

Все громче становился голос сторонников конституции. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террори­стических актов. Казни террористов усилили общее напря­жение и вызывали новые покушения. Налицо были признаки революционной ситуации.

3. Второе покушение.

Весной того же 1866 года умерла мать Екатерины Долгоруковой. Страшась оди­ночества, княжна всем сердцем потяну­лась к Александру, который по возрасту годился ей в отцы. В ночь с первое на вто­рое июня в Петергофе, в павильоне "Бабигон", состоялось их первое любовное свидание. Расставаясь со своей возлюб­ленной, Александр дал обещание, что же­нится на ней сразу, как только станет сво­боден. По свидетельству фрейлины им­ператрицы Александры Толстой, при дво­ре вскоре узнали о новом романе. Позже узнали, что Александр встречается с Долгоруковой в самом Зим­нем дворце, в бывшем кабинете Николая I, имевшего отдельный вход прямо с пло­щади и потайную лестницу, соединявшую его с апартаментами Александра. Обще­ство однозначно не одобрило новой свя­зи: авторитет императрицы в глазах све­та был чрезвычайно велик, ее жалели, вти­хомолку осуждали императора и громко роптали на княжну. Старший брат Екате­рины был женат на прекрасной неаполи­танке маркизе де Черчемаджиоре. Узнав о скандальной связи своей золовки с го­сударем, та поспешила увезти ее в Ита­лию. Быть может, и Александр, сознавая свою вину перед женой, хотел таким об­разом избавиться от своего чувства, но оно оказалось сильнее его. За время по­лугодовой разлуки любовь только окреп­ла. Новая встреча Александра с Екатери­ной произошла при необычайных, даже ро­мантических обстоятельствах.

16 мая 1867 года император с двумя сыновьями — Александром и Владими­ром — выехал во Францию на Всемирную выставку. 20 мая царское семейство при­было в Париж, где их встречал Наполеон III. Александр поселился в Елисейском двор­це в тех же апартаментах, которые в 1814 году занимал Александр I. В честь высокого гостя в Тюильри был дан бал и спектакль в Опере, а затем последовало посещение выставки. Но вскоре выясни­лось, что Александр приехал в Париж со­всем не за этим. "Как стало известно впос­ледствии, — писала Александра Тол­стая, — истинной целью поездки было свидание с княжной Долгоруковой, в то время находившейся в Париже вместе со своей невесткой. Даже граф Шувалов, которого нельзя назвать наивным и кото­рый имел в своем распоряжении все воз­можности для того, чтобы быть более ос­ведомленным, сделал это открытие толь­ко задним числом. Положение вскоре сде­лалось явным, у него наконец открылись глаза на угрозу, которую несла эта связь, и вот каким образом. Он сам мне рас­сказывал об этом в следующих выраже­ниях: "В первый же день нашего приезда в Париж государь отправился в Орега, но пробыл там недолго, найдя, что спектакль скучен. Мы вернулись вме­сте с ним в Елисейский дворец, доволь­ные, что можем, наконец, отдохнуть пос­ле трудного дня. Между одиннадцатью ча­сами и полуночью император постучал в дверь графа Адлерберга. "Я прогуляюсь пешком, — сказал он, — сопровождать меня не нужно, я обойдусь сам, но про­шу, дорогой, дать мне немного денег". — "Сколько нужно?" —"Даже не знаю, мо­жет быть, сотню тысяч франков?"

Адлерберг тут же сообщил мне об этом странном случае, и, поскольку в моем распоряжении находились мои собствен­ные агенты (не говоря уже о французс­кой полиции), которые должны были из­дали следовать за государем, куда бы он ни направлялся, я остался почти споко­ен. Мы вернулись в свои комнаты, конеч­но, позабыв о сне, ожидая с минуты на минуту возвращения императора. Но ког­да пробило полночь, потом час и два, а он не появлялся, меня охватило беспо­койство, я побежал к Адлербергу и зас­тал его тоже встревоженным. Самые страшные предположения промелькнули у нас в душе. Полицейские агенты, кото­рым было поручено вести наблюдение за императором очень деликатно, могли упу­стить его из виду, а он, плохо зная рас­положение парижских улиц, легко мог заблудиться и потерять дорогу в Елисей­ский дворец. Словом, мысль об импера­торе, одиноком в столь поздний час на улице со ста тысячами франков в карма­не, заставила нас пережить кошмарные часы. Предположение, что он мог быть у кого-то в гостях, даже не пришло нам в голову; как видите, это доказывает наше полное неведение относительно главных мотивов его поступков.

Наконец, в три часа ночи он вернулся, даже не догадываясь, что мы бодрствовали в его ожидании. Что же произошло с ним этой ночью? Выйдя на улицу, импе­ратор нанял фиакр, нагнулся под фона­рем, прочитал какой-то адрес, по которо­му велел извозчику вести его на улицу Рампар, номер такой-то. Прибыв на мес­то, сошел с фиакра и прошел через воро­та во двор дома. Он отсутствовал пример­но минут двадцать, в течение которых по­лицейские с удивлением наблюдали, как он безуспешно возился с воротами. Им­ператор не знал, что нужно было потянуть за веревку, чтобы дверь открылась, и ока­зался в ловушке. К счастью, агент, зани­мавшийся наблюдением, сообразил, в чем дело. Толкнув ворота, он быстро прошел в глубь двора мимо императора, как бы не обращая на него внимания, и таким об­разом дал возможность императору вый­ти. Извозчик ошибся номером, и дом, ука­занный императором, оказался в двух шагах. На этот раз он вошел туда беспре­пятственно. Пока Адлерберг и я тряслись от страха, император, наверное, преспо­койно пил чай в обществе двух дам". Одна из них была княжна Екатерина Долгору­кова, другая — ее невестка. В последую­щие вечера княжна тайком навещала им­ператора в Елисейском дворце, проникая туда через калитку на улице Габриэль и авеню Мариньи.

Шувалов не зря беспокоился за безо­пасность Александра. Французское обще­ство было враждебно настроено по отно­шению к России. При появлении Алексан­дра на улицах Парижа часто раздавались дерзкие демонстративные крики: "Да здравствует Польша!" Польские эмигран­ты то и дело устраивали демонстрации. 25 мая в честь русского государя на Лон-шанском поле был устроен смотр войск. По его завершении Александр, Наполеон и свиты обоих императоров неспешно и торжественно поехали к городу через Бу-лонский лес. Оба императора сидели в от­крытой коляске, как вдруг раздался выст­рел. Пуля угодила в лошадь французско­го шталмейстера. Террориста схватили.

Им оказался польский эмигрант Антон Бе­резовский.

Второе покушение подействовало на Александра удручающе. Все знаки сожа­ления и симпатии, все старания француз­ского императора и императрицы Евгении не смогли рассеять его дурного настрое­ния. Оно еще более усугублялось из-за неудачных переговоров: несмотря на вне­шнюю любезность, Наполеон отказался пересматривать условия унизительного Парижского мирного договора 1856 года, согласно которому России запрещалось держать флот на Черном море.

Александр возвратился в Петербург с твердым намерением больше никогда не расставаться со своей возлюбленной. По­мимо большой, официальной семьи, он как бы обзавелся второй, "малой". В сентяб­ре 1872 года княжна Екатерина сообщи­ла императору, что беременна. В положен­ный срок она родила мальчика, которого назвали Георгием. На следующий год ро­дилась дочь Ольга.

Эта скандальная история не только му­чила больную императрицу, но и вызыва­ла негодующие толки придворных. Волно­вались и сыновья, опасаясь, что побочные братья и сестры заявят когда-нибудь о своих правах. Граф Шувалов счел своим долгом доложить Александру о всеобщем недовольстве, возникшем из-за связи го­сударя с Долгоруковой. Император холод­но выслушал Шувалова и дал ему понять, что в свою личную жизнь он никому не по­зволит вмешиваться. С этого времени по­ложение всесильного фаворита пошатну­лось, а в 1874 году Александр внезапно отправил Шувалова послом в Лондон. В том же году он пожаловал своим побоч­ным детям титул светлейших князей Юрь­евских.


Информация о работе «Цареубийство 1881г»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 54008
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
27587
0
0

... . По положению 1861г. крестьяне, внесшие свою долю выкупной суммы, становились « крестьянами – собственниками» и могли распоряжаться своими наделами, т.е. продавать и закладывать их. Однако правительство Александра III «сочло благовременным» «принять меры к ограждению неприкосновенности крестьянского земельного достояния» и законом 1893г. запретило продажу и залог крестьянских надельных земель. ...

Скачать
65004
0
0

... значительный шаг в общецивилизованном развитии человечества. Решающими пунктами разно­гласий были различия в оценке социально-экономической и политической ситуации в России. Так возникла социал-демо­кратическая партия с основной чертой: утопизм политической программы с социалистической ориентацией. Время возникновения либерализма – 60-е гг. ХIХв. Реформы правительства – освобождение крестьянства ...

Скачать
28091
0
0

... пожар вспыхнул в 1671 году. После него при шлось заново отстраивать кремль. Пожары повторялись в 1687, 1694, 1696, 1730, 1740 годах2. Разрушения причиняли городу и довольно частые оползни Симбирской горы. 2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 19 ВЕКЕ С ростом населения увеличивалась и площадь Симбирска. Он раздвигал свои границы на юг и на север между Венцом и Свиягой. На юге ...

Скачать
62091
0
0

... прокуратура – новый институт государственного обвинения в суде – и создана адвокатура – представитель защиты прав и интересов в суде частного лица.   §2. Развитие гражданского права Гражданские законы были помещены в т.X, XI и XII Свода законов Российской империи. Наиболее важные из них включались в первую часть (или половину) т. X и назывались Сводом законов гражданских. Он состоял из трёх ...

0 комментариев


Наверх