3. СПЕЦИФИКА СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ В БАССР

 

3.1.               Результаты политики массовых репрессий в Башкирии

Как известно, тоталитарный режим Сталина с первых дней своего прихода к масти проводил репрессии по политическим мотивам.

Они были не единичными актами и отличались масштабами и невиданной жестокостью. Это было продуманной системой массового уничтожения своих сограждан, имеющей свои «порядки» и свою технологию. Арестовывались, подвергались наказаниям и расстрелам многие граждане, неугодные руководству режима, имеющие свое собственное мнение.

Конечно, сегодня еще многие стороны политических репрессий остаются в тени, но главные результаты этих злодеяний известны народу. Миллионы (по некоторым источникам – десятки миллионов) невинных, ничем не запятнавших себя честных граждан страны были брошены в лагеря, тюрьмы или расстреляны. По данным кандидата исторических наук Г.Д.Иргалина в нашей республике за годы тоталитарного режима было репрессировано более 50 тысяч человек.1Это только так называемые « враги народа», обвиненные и привлеченные к уголовной ответственности по 58- статье Уголовного кодекса РСФСР. Ликвидированный класс кулаков в это число не входит. Также не входят сюда реабилитированные военнопленные.

Среди репрессированных первый секретарь Башкирского обкома ВКП (б) Я.Б.Быкин, секретарь обкома А.Р.Исанчурин, председатель Совнаркома БАССР З.Г.Булашев, председатель БашЦИКа, член Президиума ЦИК Союза ССР, известный писатель А.М.Тагиров, нарком просвещения БАССР И.Х.Абызбаев, кумир молодежи, секретарь Башкирского, затем Центрального комитетов ВЛКСМ Шарифа Тимергалина, известные писатели Даут Юлтый, Тухват Янаби, Имай Насыри, Габдулла Амантай, Булат Ишемгулов, Хадия Давлетшина, Губай Давлетшин и многие- многие другие. Уничтожен талантливый композитор и известный певец Газиз Альмухаметов. Был нанесен огромный урон всем слоям общества – рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, армии, духовенству, руководящим кадрам. Среди арестованных и обвиненных немало неграмотных – пастухов, сторожей и представителей других видов занятий. Обвиняя эту категорию людей, идеологи и организаторы репрессий хотели показать, дескать, как широко и глубоко развернули «враги народа» свою контрреволюционную деятельность.

Тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, прозвучавший в выступлении Сталина на февральско – мартовском Пленуме ЦК ВКП (б) в 1937 году, открыл простор для произвола и беззакония. В национальных республиках он, прежде всего обернулся репрессиями против носителей «местного буржуазного национализма». Так было и в Башкирской АССР.

В августе 1937 года в Башкирию приехала член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б) Сахъянова для проверки деятельности Башкирской парторганизации по разоблачению «врагов народа». Она отправила Сталину и наркому внутренних дел Ежову записку, в которой обвиняла руководство обкома партии в «замазывании» сигналов о врагах народа, выгораживании их от критики, бездеятельности в мобилизации парторганизации на разоблачение на разоблачение корней и ликвидацию последствий вредительства. « На основании изложенных фактов считаю, - заключила Сахьянова, - что теперешнее руководство обкома ВКП (б) Башкирии не в состоянии возглавлять борьбу с врагами народа и обеспечить правильное партийное руководство делом ликвидации последствий вредительства, поэтому прошу ЦК ВКП (б) обсудить вопрос о руководстве Башкирской парторганизации»1

7 –11 сентября 1937 года Второй пленум Уфимского горкома партии обсудил вопрос о выполнении решений февральско – мартовского Пленума ЦК ВКП (б). Давая оценку деятельности Башкирского обкома и Уфимского горкома, Сахъянова сказала, что «практика разоблачения врагов народа в Башкирии говорит о том, что эту работу проводят органы НКВД, а парторганизации, партийные и беспартийные массы остаются в стороне. Это произошло потому, что парторганизация Башкирии не была мобилизована на борьбу с последствиями вредительства».1

В решении пленума подчеркивалось, что «обком и горком ВКП (б) в деле разоблачения и выкорчевания троцкистско – бухаринских и националистических бандитов – врагов народа – проявили недопустимую бездеятельность».

Пленум горкома призвал всех большевиков Уфы беспощадно и до конца разоблачать и выкорчевать троцкистско – правых и националистических агентов японо – немецкого фашизма и еще теснее сплотить свои ряды вокруг ЦК ВКП (б) и товарища Сталина. «Работа по разоблачению врагов народа усиливается. 17 сентября в «Правде» появилась статья «Кучка буржуазных националистов». В тот же день «Известия» напечатали материал «Башкирские буржуазные националисты и их покровители», а 22 сентября еще один – под названием «Буржуазные националисты из Башкирского наркомпроса». Эту серию публикаций «Правда» 24 сентября завершила статьей «Политические банкроты».

Все газеты призывали к бдительности, требовали искать врагов всюду – в колхозах и совхозах, учебных заведениях, комсомольских организациях, партийных и советских органах, среди писателей и артистов, учителей и т.д.

Общественное мнение было подготовлено к разоблачению и уничтожению «врагов народа» любого уровня. 3 октября в передовой статье «Освободиться от обанкротившегося руководства» газета «Красная Башкирия» в духе тех времен писала: «… открывается пленум областного комитета партии. Парторганизация Башкирии приходит к нему с новыми сотнями фактов, уличающих руководство в связи с врагами народа, покровительстве им. Никуда не уйти от этих фактов. Пленум потребует от секретарей обкома Быкина и Исанчурина прямого ответа на все эти вопросы».

 В начале октября 1937 года в республику приехал один из идеологов и организаторов репрессий, секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Жданов. Он и руководил 4 –6 октября 3 –го пленума Башкирского обкома ВКП (б), ставшим одним из самых трагических в истории республиканской партийной организации. Кстати, в его заседаниях участвовала лишь половина членов обкома, избранного на 17 – ой областной партконференции в июне того же года. Открывая пленум, Жданов сказал: «Главный вопрос проверки пригодности руководства – как большевик способен и на деле борется за разгром троцкистско – бухаринского блока, ликвидирует шпионаж и диверсию… В ЦК поступили сигналы, что руководство Башобкома не ведет настоящей большевистской борьбы с врагами народа. В ЦК была тревога, что ничего не сообщают, не просят помощи, такое молчание вызывало сомнение у ЦК партии. Почему обком стоит в стороне от важнейшего вопроса? Проверка члена КПК Сахъяновой полностью подтвердили сигналы. Оказалось в действительности, что борьбы нет; НКВД без обкома разоблачает окопавшихся на важнейших постах врагов народа – буржуазных националистов, троцкистов, фашистских диверсантов, шпионов и убийц; сигналы замазывались; врагам покровительствовали…»1.

ЦК поставил снять Быкина и Исанчурина с поста секретарей обкома партии, а пленуму обсудить, потребовать ответа, с пристрастием допросить, почему долго орудовали враги. Пленум должен выявить роль каждого из членов пленума.

Пленум обкома «разоблачил и разгромил врагов народа». По ложному обвинению были исключены из партии и арестованы секретари обкома Я.Б.Быкин и А.Р.Исанчурин, а также члены бюро обкома ВКП (б): Р.В.Абубакиров, заведующий отделом пропаганды, агитации и печати обкома; З.Г.Булашев, председатель СНК БАССР; Е.Я.Бычков, председатель Уфимского горсовета; Г.Х.Галин, заведующий отделом руководящих партийных органов обкома; П.Ф.Цыпнятов, заведующий сельхозотделом, кандидат в члены бюро; Е.С.Первин, заведующий отделом промышленности и транспорта обкома, и т.д.

Конвейер беззакония работал, очищая Башкирию от «рестовраторов капитализма», «немецко – японских шпионов». На специальных совещаниях, посвященных ходу кампании по разоблачению «врагов народа» в различных отраслях народного хозяйства и культуры, подводились итоги, ставились новые задачи. Сильно пострадали наркоматы земледелия, просвещения, юстиции, финансов, прокуратура и другие учреждения. Так, были репрессированы многие руководители органов народного образования, учителя, директора школ.

Немало жертв произвола было и среди комсомольцев, молодежи. Как отмечалось на 12 – ой областной конференции ВЛКСМ (январь 1938 г.) в районах Башкирии было «разоблачено» до 18 контрреволюционных гнезд, оформленных в организации с различными названиями. Изгнаны из руководства 19 секретарей райкомов. Со времени предыдущей конференции из рядов ВЛКСМ исключено 1673 человека, в том числе «враждебных элементов» – 273 человека, «классово – чуждых» - 366, многие из них были арестованы и осуждены. Пострадала писательская организация Башкирии.

Репрессии по стране и республике продолжались в 40 – е годы и даже начале 50 – х годов. По данным КГБ БАССР, в 1930 – 1953 г. от террора пострадало 50293 гражданина нашей республики. Лишь смерть Сталина остановила движение этого чудовищного маховика, набравшего обороты в 30 – годы.

Одним из результатов массовых репрессий, сопровождаемых политической демагогией, явилась селекция людей особой разновидности – конформистов. Для конформиста решающий критерий добра и зла, истины и лжи – позиция начальника, шефа, вождя. Такими людьми И.В.Сталин и его подручные комплектовали партийный и государственный аппарат, который слепо, не колеблясь, следовали сталинской «генеральной линии».

Реабилитация незаконно репрессированных началась в 1953 году. Первым ее актом можно считать принятый в сентябре того же года Указ Президиума Верховного Совета СССР, предоставивший Верховному суду страны право пересматривать по протестам Генерального прокурора решения бывших коллегий ОГПУ, Особого совещания и «троек» при НКВД. Под влиянием 20 –го партийного съезда (1956 г.), с трибуны которого впервые было открыто сказано о массовых репрессиях, совершавшихся сталинским руководством от имени народа, над страной пронесся «ветер перемен». Началась широкая реабилитация невинно осужденных. Однако уже с конца 1964 года, после смещения Н.С.Хрущева с партийного и государственного постов – эта работа замедлилась, а затем совсем прекратилась.

Процесс восстановления справедливости в отношении жертв репрессий возобновились лишь после 19 – ой конференции КПСС. Сотрудники КГБ, Прокуратуры и Верховного суда БАССР проделали огромную работу по реабилитации пострадавших от беззаконий. К апрелю 1991 года было реабилитировано 42 тысячи человек, в том числе более 23 тысяч незаконно осужденных несудебными органами.1

Указом Президента СССР от 13 августа 1990 года репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации и в последующие годы, признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально – экономическим правам человека («Правда» 1990г. 15 августа).

Таким образом, не смотря на годы, российское правительство все же обратило внимание на эти далекие процессы беззакония и отдало должное жертвам сталинских репрессий и вернула их честные имена


Информация о работе «Пераиод Сталинских репрессий в Башкирии»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 110685
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх