2.0. Сфера практического применения метамодели потребности Уильяма Тэлли.
В 1986 году Тэлли теоретически обосновал возможность использовать модель потребностей в терапевтических целях и, особенно, в психодиагностике. Им была анонсирована возможность создания опросника, исследующего потребностную ситуацию респондента. Предполагалось, что опросник будет состоять примерно из 60-80 вопросов, по результатам которого диагност получит достоверную и достаточную картину его личности. TNI (Tally Needs Inventory)(7) был запатентован годом позже как торговый знак, но так и не был создан по сегодняшний день.
2.1. Картограмма личности по Тэлли.
Анонсируя саму возможность создания опросника, Тэлли предполагал, что он будет выявлять актуальную ситуацию респондента в каждой специфической социальной позиции. На каждый из факторов предполагалось примерно 15-20 вопросов, которые выявят текущее значение фактора, что и определит зону дальнейшей терапевтической или социальной работы с респондентом. Тест предполагается как перспективный в индивидуальном консультировании клиента, в логотерапии, а также инструмент, помогающий более эффективно проводить кадровый набор и тестирование кандидатов. В последнем случае Тэлли предполагал, что само понятие кадрового заказа должно быть видоизменено с учетом особенностей получаемых результатов. С другой стороны, подобная при использовании в парах уже апробированных методов, может не только ответить на вопрос, каков, например, интеллектуальный потенциал респондента, но и какова его динамика и дальнейшие перспективы. Например, при использовании стандартного IQ, устойчивый IQ в пределах 105-130 при FC1 непригоден для работ, требующих повышенного внимания и усидчивости, при FC2, напротив, хорошая склонность к методологии и рутинной интеллектуальной работе, при FC3 – подразумевается высокая обучаемость и склонность к использованию в тех видах деятельности, где требуется постоянное усвоение нового материала и новые навыки, а при FC4 – респондент малопригоден к командному стилю работы и может быть максимально адекватен в индивидуальной работе.
На рисунке 2 приведен условный пример результата опросника респондента по Тэлли. Результаты теста наглядно отображаются на профиле (картограмме TNI). Для анализа результата, как предполагал Тэлли, достаточно знать лишь результаты значений по каждому фактору. В данном случае: (C3/3–S+4/D3/P2)
Рисунок 2
«Что мы можем сказать об этом человеке. Знаете, первое, что приходит в голову – что он работник совсем не умственного труда. Он мало зарабатывает, и поэтому не чувствует, что он и его семья находятся в безопасности, проживая в ста шагах от не самого благополучного квартала. Он молчаливо примет точку зрения других людей, у него не очень много собственного мнения – но, обратите внимание: его деятельность в социуме индексирована, он ждет чего-то большего.
Вероятно, он трудится на фабрике, или чинит автомобили, и делает он это, как он сам предполагает, весьма хорошо, поэтому и находится в ожидании, что это будет оценено по достоинству. Впрочем, честно говоря, я полагаю, что ему придется ждать еще целую вечность. Ничего из того, что он есть и каков он, – ничего не говорит в пользу того, что его жизнь изменится в лучшую сторону. Он достиг, как он предполагает, своего конечного результата, поверил в результаты своего труда – но не плоды, которые ему не даются – и ждет от мира, что его заметят и предложат нечто более лучшее и сытное. Но я вас уверяю – ему придется ждать еще очень долго, если вы ему не поможете сдвинуться с места»(7).
Тэлли отказался от понятия метапатологии в том смысле, в котором это предлагал Маслоу, «который указывал, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает метапатологии», проявляющиеся в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. По мнению Тэлли, любые проявления метапатологии есть не что иное, как кризисы перехода от низших потребностей к более высшим в тех случаях, когда эти переходы так и остались незавершенными. Индивид, который не смог преодолеть трудностей и препятствий на пути к удовлетворению своих потребностей, «застревает» на стадии «индекса» словно «буриданов осел», не в состоянии как смириться с неудовлетворенностью и отступить к довольствию уже обретенным, так и достичь покорения нового рубежа. На стадии индекса, которая приобретает затяжной, хронический характер, человек может вести себя так или иначе, но одна из самых распространенных форм поведения – это «девальвирование потребности», стремление взорвать ее смысл, поставить под сомнение. Тэлли приводит на этот счет не только известные всем принципы «зелен виноград», но и такие, когда хронически неудовлетворенный человек начинает оппонировать и противостоять желаемому социальному положению, качеству или свойству. Так, по Тэлли, фактор 2–FP+3 в случае, если он приобретает хронический характер, может говорить о таких качествах индивида, как грубость, цинизм, инвективизация лексики, склонность к алкоголизации и наркотизации, раздражительность, беспорядочная смена половых партнеров, неприязнь к детям, деланно холостяцкий образ жизни, нетерпимость к людям, ненависть к животным и даже садистские черты личности. Это, как подчеркивает Тэлли, очень обобщенная картина. Более точную же сможет дать TNI, особенно в сочетании с другими психодиагностическими инструментами.
2.2. Практическое значение теории Тэлли.
Как уже было сказано, опросник TNI (Tally Needs Inventory), анонсированный Тэлли, так и не был создан, что, впрочем, не снижает перспективность его применения. Психодиагностический метод выявления особенностей личности и ее развития на материале не- или удовлетворенности его дефицитарных и метапотребностей может быть весьма ценным инструментом для терапевта как возможность дать быструю и объективную оценку его текущему состоянию самоактуализации и саморазвития. Метод может быть очень полезным при работе в экзистенциальных группах, в когнитивной и бихевиористской терапии, в логотерапии. Метод TNI может иметь исключительную ценность в отборе персонала кадровыми агентствами, а факторная структура потребностей – в более точном определении целевых групп при позиционировании объекта рекламы и Public Relations.
Список литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология?, М. «Мир», 1992, т.1, стр. 79, 91, 245.
2. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. М., «Прогресс», 1989 год, цит. по: Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations, С-Пб., «БП», 1998 год, стр. 146.
3. D. Hartlow, Management and Needs, New York Viking, 1985, стр. 40, 41, программный перевод.
4. Journal of Transpersonal Psychology. Editorial Staff. 1983, A. H. Maslow and others. (2) 2: iv, стр. 92, 94-98, программный перевод.
5. Manas, W. Tally, Journal, 1987, стр. 46-47, программный перевод.
6. W. Tally, Motivation and Personality, Rew. Ed. Van Nosiran, 1982, стр. 251, программный перевод.
7. W. Tally, Tally Needs Inventory, Monterey, Calif. Brooks/Cole, 1986, стр. 177, 191, 202, 211, программный перевод.
... отдельные люди и группы людей приобретают то, что они хотят или то, в чем нуждаются. Следует вывод из выше изложенной научной основы о сущности теории человеческих потребностей и их значение для маркетинга. Таким образом, разработка маркетинговой политики, ее исследование неразрывно связано с изучением человеческих потребностей. Потребности человека – составная часть маркетинга. Основной идеей ...
0 комментариев