2.3 Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией

Говоря о достойных для изображения на холсте темах, Борис Владимирович Иогансон проявляет свои истинно советские взгляды. Достойной для него является та тема, которая воспевает величие советского человека и его труда. Ввиду этого наиболее уважаемым им жанром является сюжетная картина. В своих книгах Борис Владимирович поминутно ведет анализ и дает оценку картинам современных ему художников, а также любимых и уважаемых им старых мастеров как по живописному исполнению, так и по композиционному решению. Из этих анализов можно понять, что в произведениях искусства он ценит жизненную правду, переданную всеми возможным способами. Это и отображение характера, внутреннего мира у изображаемых людей, даже в массовке, и подчинение всего композиционного строя картины единому замыслу, и отсутствие переусердствования с выбором темы – она должна подсказываться художнику самой жизнью. Говоря о том, что надо учиться у мастеров, Б. Иогансон подразумевает не внешнее слепое подражание манере, а глубокое изучение построения каждого конкретного произведения. Если хочешь научиться чему-то у художника, надо попытаться стать им. Нужно мысленно воспроизвести путь мысли мастера при работе над картиной. Попытаться понять, какие задачи он пытался решить, какие трудности преодолевал и какими способами. Только тогда от этого будет польза.

Также Б. Иогансон упоминает и свое отношение к технике исполнения. Многие молодые художники полагают, что технике нужно учиться и когда ты ей овладеешь, то дело в шляпе, и любой рисунок будет тебе подвластен. Борис Владимирович замечает, что такой подход является в корне неправильным. Все великие мастера, работая над той или иной картиной, задумывались, прежде всего, о воплощении замысла, идеи, своих чувств, впечатлений на работе, а техника приходила сама в подчинении и в тесной взаимосвязи с замыслом.

Однако, понимая технику во взаимосвязи с замыслом, не стоит, считает Б. Иогансон, впадать в одну лишь формальную передачу своих чувств и впечатлений. Все же мастерство художника, крепкая школа реалистического отображения действительности должна иметь место у каждого художника. В. Серов имел специальный термин для обозначения мастерства, ремесла художника – рукомесло. Этот термин узнал и Б. Иогансон от своего учителя П. Келина, который был учеником Серова.

Любимыми художниками Б. Иогансона были передвижники, а особенно – И. Репин. Передвижники имели свежий взгляд на жизнь, отображали на полотнах остросоциальные темы, они первые после долгого перерыва вновь стали наполнять живопись колоссальным смыслом, что, по мнению Б. Иогансона, всегда было свойственно русскому искусству. Однако Б. В. Иогансон прекрасно понимает и то, что перед тем, как стать самостоятельными художниками, самые видные передвижники прошли академическую выучку и имели твердую реалистическую школу за плечами, что и позволило им так гениально решать на полотнах затрагиваемые ими проблемы.

Также Б. В. Иогансон резко критиковал деятельность представителей формалистических течений. Он обвинял их в отсутствии идеи и увлеченности голым эстетством. Творчество таких художников, по его мнению, не отвечает коренным задачам советского искусства, а потому не имеет права быть. В числе представителей любителей формализма Иогансон критикует и «Союз русских художников», как безыдейное течение, однако отмечает и их положительное влияние на палитру художников, ее обогащение свежестью красок. Также за увлечение импрессионизмом он критикует и поздние работы своего учителя, К. Коровина. Увлеченность этюдизмом в современном ему художественном обществе он объясняет леностью, нежеланием длительно работать над полноценной картиной. Также Иогансон характеризует живопись импрессионистов как «уголковую», интимную, что, по его мнению, недопустимо ввиду идеологии советского общества, предполагающей передачу масштабности происходящих в стране событий. Куда ближе ему в этом плане пейзажная живопись все тех же передвижников, с ее панарамностью.

Говоря о представлениях Б. Иогансона об идеальной композиции, следует, прежде всего, отметить, какое большое внимание он уделял целостности. «Первый признак совершенства композиции – когда содержание картины читается сразу и на большом расстоянии»[6], пишет Б. В. Иогансон. Здесь в помощь художнику в передаче замысла картины приходят контрасты. Они помогают выделить главное. Остальное должно подчиняться этому «главному», помогать ему раскрыться. Большую роль в этом играет раскладка по цветовым пятнам. В этом важно соблюдать принцип соразмерности фигур, деталей к целому. Также крайне важно, по мнению Б. Иогансона, передавать внутренний мир участвующих персонажей, они должны обладать характером, личностью, т. е. быть живыми. Он критикует натюрмортный подход при изображении людей. Изображенные герои должны иметь типические характеры и изображаться в типических обстоятельствах, чтобы быть узнанными народом. Все должно писаться с натуры, но образы героев должны быть найдены типажными. Это подводит нас к рассмотрению представления Б. В. Иогансона о работе над картиной.

Лучше всего, считает Б. Иогансон, работать над несколькими картинами параллельно. Это позволяет отвлечься от работы и через какое-то время вернуться к ней со свежим взглядом. При работе над картиной сначала должна родиться идея. Ее не надо вымучивать, высасывать из пальца. Идея картины сама родится из накопленного художником опыта, из жизни, его окружающей. Затем начинается работа над композиционным строем картины. Он должен быть подчинен замыслу. Логическое мышление здесь сотрудничает с интуицией – считает Б. Иогансон. Рационально при построении композиции картины поработать над силуэтами. «Соединение двух начал: силуэта темного на светлом и наоборот – светлого на темном с глубиной пространства – наиболее совершенный принцип реалистического искусства.»[7] Законы силуэта те же, что и законы живописи. Главный из них, по мнению Б. Иогансона, - единство противоположностей. «Одинаковость стоящих рядом силуэтов так же противопоказана искусству, как и одинаковость стоящих рядом тонов, долженствующих разниться друг от друга». Только после полностью законченного эскиза следует начинать дальнейшую работу над картиной. Далее идет поиск, подбор типажей на героев картины. Следует писать этюды с натуры, стараясь как можно точнее, доскональней передать натуру. Не беда, считает Иогансон, если этюд получится суховатым. Свежесть здесь далеко не главное, главное – достоверность. При цветовом решении картины важно принимать во внимание декоративность для большего воздействия на зрителя. Однако одной декоративной ясности, конечно, не достаточно. Картину еще предстоит «оживить» переживаниями героев, их чувствами, взаимосвязью.

Но хорошо сделать картину художник, по мнению Бориса Иогансона, может только в том случае, если «его сердце зацепит близкая ему лично тема»[8].


Заключение

 

В результате проделанной мной работы была изучена биография и творчество виднейшего художника Советского Союза, работающего в жанре сюжетной картины. На основе этого были сделаны выводы о мыслях художника по поводу таких проблем, как:

1.         Задачи, стоящие перед художником в СССР и их сходство с задачами современного художника

2.         Методы преподавания живописного искусства

3.         Особенности выбора сюжета и подчинения ему композиции картины

Под задачами искусства и художника, как его носителя, Б. В. Иогансон понимал, во-первых, служение народу. Этой цели, по его мнению, должны быть подчинены все остальные. Художник должен быть образованным, чтобы остро ощущать проблемы современности и отображать их на полотнах. Он должен обладать художественным вкусом и посредством своих картин развивать его в советском народе

В методах преподавания изобразительного искусства студентам художественных учебных заведений Б. В. Иогансон придерживался взглядов П. Чистякова. Главным умением, которому нужно научить студентов, является цельное видение. Также большое внимание он уделяет организации во всем, начиная от палитры и заканчивая технологией и методикой ведения работы над живописным полотном. В методе ведения живописной работы он уделяет особую роль умению цельно видеть и, как результат, в процессе письма постоянно сравнивать тени с тенями, полутона с полутонами, света со светами. При сравнении необходимо выявить различие в тоне (светосиле) и оттенке цвета.

Особенности выбора сюжета Б. В. Иогансоном подчинены задачам искусства в служении народу и социалистической партии. Ввиду подчеркнуто масштабных преобразований общества и темы он предлагает избирать не личные, интимные, а масштабные, волнующие всех и знакомые всем. Искусство должно быть понятно народу – вот его главный лозунг, и ему подчиняется и особенности построения композиции. Главным критерием успешности композиции Б. В. Иогансон считает узнаваемость и понятность сюжета уже издалека, без рассматривания деталей. Для достижения такого эффекта он предлагает использовать силуэты с помощью выделения их контрастами, а также декоративную цветовую раскладку картины. Важным в построении композиции он считает умение делать детали картины соразмерными ее формату.


Список использованной литературы:

 

1.         Борис Владимирович Иогансон: Жизнь и творчество. – М.: Сов.художник, 1957. – 198 с.

2.         Гапеева В. И., Кузнецова Э. В. Беседы о советских художниках. М.: Просвещение, 1964 г. – 260 с.

3.         Живопись. Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.: Искусство, 1964. – 400с.

4.         Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1959. – 248 с.

5.         Иогансон Б.В. О живописи.- М.: Профиздат, 1955. – 30 с.

6.         Мастера советского изобразительного искусства. Живопись. – М. : Искусство, 1951. – 604 с.

Электронные источники:

7.         www.maslovka.org

8.         www.artvek.ru

 


Приложение

 

Рис. 1. Б. В. Иогансон

Рис. 2. Допрос коммунистов. 1933

Рис. 3. Рабфак идет (вузовцы). 1928


[1] Мастера советского изобразительного искусства. Живопись. – М. : Искусство, 1951. – 604 с. - с. 153.

[2] Там же, с. 185.

[3] Борис Владимирович Иогансон: Жизнь и творчество. – М.: Сов.художник, 1957. – 198 с. – с. 32.

[4] Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1959. – 248 с. – с. 81.

[5] Живопись. Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.: Искусство, 1964. – 400с. – с. 136.

[6] Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1959. – 248 с. – с. 47.

[7] Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1959. – 248 с. – с. 115

[8]Там же, с. 80


Информация о работе «Б.В. Иогансон о живописи маслом»
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 37419
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 2

Похожие работы

Скачать
68091
0
0

... их применять, и постоянным стремлением выразить не только реальную жизнь, такой как мы ее видим, но и сопричастности переживаниям художника и восхищения окружающей действительностью. Глава 3. Средства выполнения натюрморта.   3.1. Оборудование и материалы для масляной живописи. Масляные краски С оптической стороны краски делятся на две группы. Первая группа - главные корпусные краски: ...

Скачать
435236
0
0

... уже было противоречие: с одной стороны — стремление к новаторству, а с другой — оглядка назад, ретроспективизм. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Волнистые ли¬нии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством, «модерн» находили у этрусков, в итальянском Манье¬ризме конца XVI в., в стиле ...

Скачать
25671
0
0

... есть затаенная динамика, зарождение свободы, что выразиться скоро в легком деревенском танце. Заключение Написав, данную работу, мы провели анализ и сравнение двух картин советской реалистической школы периода «оттепели»: «Свежий день» В.Н. Гаврилова и «Перед танцами» Ю.П. Кугача. И пришли к выводу, что обе эти картины очень близки по своему содержанию, идее, но отличаются способом передачи ...

Скачать
10895
0
0

... Антон Павлович. Необычайно близкими оказались Чехов и Левитан и в каких-то сокровенных основах своего мироощущения, и, соответственно, поэтики творчества. Эта близость ясно сказывается в письмах Левитана к Чехову, раскрывающих светлую, доверчивую, но и нервную, легко ранимую, импульсивную натуру художника. Письма эти, иногда весело-ироничные, а иногда исполненные глухой мрачной тоски, позволяют ...

0 комментариев


Наверх