1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Патогенная ситуация, обуславливающая возникновение данного переживания, т.е. резкое расхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида [51, с. 229]. Характер травмирующего влияния неудовлетворенности зависит от степени осознанности данного состояния.
В данном случаи наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами. Иначе проявляется плохо осознаваемая неудовлетворенность («тлеющая»). Супругом выражается относительная неудовлетворенность: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди».
2. Семейная тревога.
Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнения, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи – здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье [51, с. 245].
3. Семейно – обусловленное непосильное нервно – психическое и физическое напряжение.
Семья участвует в формировании нервно-психического напряжения личности несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления.
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных потребностей.
3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может участвовать в создании у индивида внутреннего конфликта прежде всего тем, что ставит его перед противоречивыми требованиями и возлагает на него ответственность за их выполнение [51, с. 250].
4. Чувство вины, связанное с семьей.
Индивид чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым и не является [49, с. 39].
Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания являются тем фактором, который способствует трансформации нарушения жизнедеятельности семьи в нервно-психическое или соматическое расстройство индивида. Это касается не только взрослых членов семьи, но и детей, так как они являются невольными участниками всех конфликтных ситуаций, происходящих в семье [48].
1.2 Развод как социально-психологическое явление
Проблема развода находится в связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план [3].
Отечественный социолог Римашевская Н.М. считает, что проблема развода и судьба семьи в переломный момент жизни общества приобретает серьезное значение (цит. по: 36, с. 43). В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30% разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет [15].
Французский социолог Ф. Приу описала европейскую модель изменения семьи [36]:
1. Увеличилось количество семей, живущих без официального оформления брака.
2. Для большего числа пар официальное признание брака не является необходимым условием при намерении завести детей.
3. Пары, заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или не имеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывов значительно увеличивается.
4. Все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов.
В России ситуация развода достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой – ранние разводы и частные повторные браки приближают ее к европейской. По мнению российских социологов [15], в России функционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный, или традиционный, детоцентрический, или современный, супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения сопоставима с европейскими странами, где семья сегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В этой модели ребенок воспринимается как партнер со своими правами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распад брака в этом случае – лишь этап в развитии семьи. Проблема развода в России анализировалась социологами и демографами, исследовавшими семьи на разных стадиях неблагополучия брака.
Развод не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. ХХ в. Солодовниковым В.В., в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери – 75,8%, друзьям – 51,8%, отцу – 39,2%, а так же к юристам – 10,2%, психологам и врачам – 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни.
Зацепин В.И. выделяет следующие причины разводов [19]:
1. Укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины.
2. Ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви.
3. Недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров.
4. Разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.
По мнению Соловьева Н.Я. основные условия, предопределяющие развод, – это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин [42].Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге.
Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам [32]. Чаще всего выделяют следующие мотивы разводов:
· отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия);
· несовместимость характеров;
· нарушение супружеской верности;
· отсутствие или утрата чувства любви;
· любовь к другому;
· легкомысленное отношение к супружеским обязанностям;
· плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников);
· пьянство (алкоголизм) супруга;
· отсутствие нормальных жилищных условий;
· половая неудовлетворенность.
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворенны в данном брачном союзе [7, с. 49].
На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия) [3]. Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51% мужчин и только 28% женщин, это означает, что мужчины отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3% женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».
С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак [10, с. 106]. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности. К факторам, разрушающим брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями) [9].
При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд):
1. Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Известно, что городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.
2. Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами.
3. Способ выбора брачных партнеров.
4. Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.
Развод не происходит внезапно. Ему предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье [19].
Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены разводом [32].
Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любые серьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования в семейной жизни связаны и с ранним возрастом рождения детей: в России 60–90% всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к 25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам [15].
Американский психолог А. Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода.
1. «Эмоциональный развод» – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса [23].
2. «Юридический развод» – оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости [17].
3. «Экономический развод» может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового, и страх не справится с проблемами. Основная проблема этого периода – одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение [51]. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи.
4. «Психологический развод» – на эмоциональном уровне – это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, независимость и автономия. На когнитивно – поведенческом – синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям [12].
Обратимся к проблемам влияния развода на развитие ребенка. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Так, сторонник «теории привязанности» П. Криттенден, уделяющий особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считает, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку большая доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью (цит. по: 37, с. 36). Отцу, как правило, остаются игры и развлечения.
Другие исследователи считают иначе, так Фигдор Г. говорит о том, что воздействие развода на ребенка может оказаться даже более значительным, чем смерть родителей. Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание и один из них уходит из дому [46, с. 36]. Однако более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами.
Ученные высказывают предположение, что именно конфликты и дисгармония в семье, а не распад ее как таковой, являются источником отрицательного воздействия на ребенка.
Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируется в исследованиях Б.А. Титова и Л.Т. Машковой. По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка – защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу [43, с. 16]. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагополучных условиях ситуативная эмоциональная реакция страха может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недоставшего тепла [43]. Все это формирует искаженный образ «Я» и низкую самооценку ребенка.
Втянутые в ссоры родителей, дети попадают в тяжелый «конфликт лояльности». С одной стороны, как и прежде, они любят своих родителей, с другой – вынуждены опасаться, что не оправдают их ожиданий, могут потерять любовь одного из них [48].
Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, который резко прерывает его развитие и может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка [7].
... семьях и помочь ребенку могут в первую очередь усилия общественных организаций, учреждений, а также работа социального педагога. 1.3 Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим ...
... новой семье обычно занимает 1.5 – 2 года. Это долгий процесс, но по мере своего взросления ребенок оценит ваше хорошее отношение, вашу выдержку и терпение. ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОВТОРНОМ БРАКЕ 2.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования – анализ особенностей семейных отношений в повторном браке. Данная цель предполагала решение следующих задач: ...
... к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд. Ф. Райс (2000) приводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возрасте: 1. Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую ...
... копирование некоторого вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественное понятие; оно заимствовано из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого человека. Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое «суперэго», ии ...
0 комментариев