1.2 Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индивидам» [38] поведение.
Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.
Биологический индивид характеризуется определённой конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями.
Социальный индивид обладает способностью осваивать окружающий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, деятельностями, подчиняться нормам, требованиям, правилам.
Личность можно описать через ее способность совершать выборы, строить свой жизненный путь, соотносить своё «Я» и координировать собственное поведение в системе отношений с окружением.
Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим образом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности (субъективно-личностного).
Эти три сферы представляют собой важнейшие стороны реального опыта человека:
Сознание - отражение в сознании предметного содержания самоутверждения.
Деятельность - утверждение сущностных сил в различных сферах жизнедеятельности.
Субъективно-личностное - ориентация личности в выборе способа самоутверждения, связанная со специфическим сознательным отношением к предметному миру и своему месту в нём, к людям и своему положению среди них, к себе и своей человеческой уникальности.
Неразрывная связь деятельности, сознания и субъективно-личностного, их взаимовлияние и взаимообусловленность отражены в самоутверждении, на которое как на целостность, образованную в плоскости пересечения, можно смотреть с трёх сторон: со стороны деятельности, сознания и субъективно-личностного.
Говоря о самоутверждении как специфическом виде деятельности, мы имеем в виду деятельность на её психологическом уровне. Следуя концепции А. Н. Леонтьева, мы называем деятельностью «процессы, которые характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. мотивом» [21]. Конкретная, особенная деятельность может быть определена как целенаправленная активность, отвечающая определённой потребности и направляемая мотивом. Чтобы из активности возникла собственно деятельность, потребность должна «опредметиться», найти себя в мотиве, который (по А. II. Леонтьеву) станет предметом деятельности. Критерием деятельности выступает совпадение предмета деятельности и мотива.
Если рассматривать самоутверждение как специфический вид деятельности, то процесс самоутверждения можно представить так:
Потребность в Самоутверждаться = Самоутвердиться
самоутверждении (мотив) (предмет деят-ти)
Но самоутверждение ради самого самоутверждения бессмысленно. Б. А. Сосновский видит в совпадении мотива и предмета «частный редкостный благополучный вариант деятельности, когда человек делает именно то и только то, что ему субъективно нужно» [34, с. 33].
Мотив как предмет потребности и предмет деятельности он считает разными психологическими реальностями. Предмет деятельности направляет деятельность, а через цели, в которых предмет выражается, направляются действия. Мотив направляет человека на поиск деятельности и ее предмета.
«Во всякой реальной человеческой деятельности, - читаем мы у Сосновского, - между предметом ее и мотивом нет ни полного разъединения, ни совпадения. В субъективном своем существовании они обязательно взаимодействуют, соотносятся, вступают в возможные противоречия» [34, с. 31].
Мотив видоизменяет исходную потребность, за которой стоит человек с его опытом, желаниями, ценностями, эмоциями.
Понятие потребности представляется психологически более широким, так как «мотив есть проявление потребности, ее конкретизация в реальном предмете». И, как считает Б. А. Сосновский, потребность находит себя не в единственном мотиве, а в «целом их наборе». Каждый мотив описывает и преобразует лишь часть общей потребности, которая не сводится к простой сумме всех мотивов вместе. Динамичная соподчинённая система мотивов является «мотивационно-смысловым образованием», в котором побуждающая функция мотива «что нужно» сливается со смыслообразующей «зачем нужно».
С. Л. Рубинштейн отмечал, что «узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы, характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность» [32, с. 248].
Направляющая функция мотива поэтому направляет, ориентирует скорее человека, чем его деятельность. Тем самым мотивационно-смысловые образования находят себя в предмете деятельности.
Предмет деятельности есть «то, на что направлен данный процесс в целом» [19].
Предмет деятельности в нашем случае представляет собой результат реализации ориентации человека на позицию самоутверждения. Всё сказанное возможно представить в цепи взаимосвязанных элементов:
Потребность в _____Мотивационно ____Ориентация _______ Позиция
Самоутверждении смысловое человека самоутверждения
образование
Перейдём к анализу элементов в цепи отношений: потребность в самоутверждении, мотивационно-смысловые образования, ориентация, позиция
самоутверждения.
Потребность в самоутверждении, по мнению Ю. М. Орлова, бывает трудно дифференцировать от потребности в достижениях и доминировании.
На наш взгляд, потребность в самоутверждении - понятие более психологически богатое, чем указанные.
Анализ психологической и философской литературы дал возможность обозначить три подхода к определению потребности в самоутверждении и её места среди других потребностей:
· потребность, отражающая состояние дискомфорта;
· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;
· самостоятельная потребность.
Первый подход определяет понимание потребности в самоутверждении как состояние дискомфорта.
А. О. Прохоров самоутверждение трактует как неравновесное состояние личности, внося его в словарь-тезаурус неравновесных состояний. Одной из характеристик неравновесных состояний является то, что они «возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные, трудные периоды жизни человека. Их актуализация является причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения» [28, с. 32].
Подобных взглядов придерживается В. В. Ковров. Самоактуализацию (близкое самоутверждению) он определяет как «потребностное психическое состояние, переживаемое и осознаваемое человеком как интегральное ощущение некоторого неблагополучия, дискомфорта...»
Нам ближе точка зрения Б. И. Додонова о том, что потребностные состояния - это «лишь сигнал о том, что процесс удовлетворения потребности натолкнулся на трудности и достиг той фазы, когда он не может далее осуществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации и развития мотивированной активности с целью её использования, преобразования» [16, с. 23]. Самоутверждение происходит не «из-за», а «вопреки» дискомфортному состоянию.
Второй подход заключается в том, что потребность в самоутверждении существует наряду с другими потребностями. Это направление представлено взглядами С. Б. Каверина, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, В. А. Туева. Суть его в том, что потребность в самоутверждении находится в иерархических отношениях с другими потребностями.
Принципом иерархии А. Маслоу является логика удовлетворения потребностей. Пока не будут удовлетворены физиологические потребности, не могут получить удовлетворения высшие. Наивысший уровень в этой иерархии представлен потребностью в самоактуализации [22].
С. Б. Каверин руководствуется принципами деятельности и доминирования: основой его иерархии является возвышение потребности (расширение числа объектов, способных на всё более высоком уровне удовлетворить ту из потребностей, которая является генетическим корнем искомой). Корнем потребности в самоутверждении является потребность в труде [18].
В. А. Туев, выбирает принципом иерархии образование новых потребностей. Потребность в самоутверждении является базовой для образования духовных потребностей [38].
Основой иерархии потребностей у Д. А. Леонтьева выступает этапность процессов распредмечивания и опредмечивания сущностных сил человека в социальной деятельности. Потребность в опредмечивании находится на вершине его трёхуровневой типологии потребностей [22].
Третий подход признаёт потребность в самоутверждении в качестве самостоятельной, фундаментальной. Эту точку зрения разделяют В. С. Агапов, И. Ф. Ведин, М. Р. Догонадзе, А. И. Розов, Г. К. Сайкина, Н. Ф. Цыбра, Ш. Н. Чхартишвили.
В. С. Агапов потребность в самоутверждении считает самостоятельной в системе духовных потребностей, представляющей собой «своеобразное зеркало социальной активности личности, в котором хорошо видна разнонаправленность социальных отношений и ориентации» человека [2].
И. Ф. Ведин говорит о том, что любая классификация потребностей является «бедной» для потребности в самоутверждении. Самоутверждение может удовлетворяться через самые разные потребности [12].
Ш. Н. Чхартишвили, М. Р. Догонадзе называют потребность в самоутверждении потребностью в собственной ценности, под которой подразумевается «стремление к утверждению перед самим собой собственного «Я», собственной личности...» [15, 40], Г. К. Сайкина - родовой потребностью человека [34], Н. Ф. Цыбра называет самоутверждение «стержнем пирамиды всех потребностей» [39], А. И. Розов, вслед за А. Адлером, - «стремлением к превосходству» [32], В. А. Туев - «престижно-статусной» потребностью, находящуюся между биологическими и социальными потребностями «особую прослойку» [38].
В различных сферах жизнедеятельности человек может иметь разные уровни самоутверждения. Итак, самоутверждение представлено следующими уровнями.
Латентный уровень самоутверждения характеризуется отсутствием представлений о самоутверждении и его способах, потребность в самоутверждении осознаваема, но актуализация деятельности по ее реализации носит случайный характер и сопровождается очень низкой интенсивностью деятельности по утверждению сущностных сил в сферах жизнедеятельности.
Нормативный уровень самоутверждения характеризуется осознанием побуждения к самоутверждению, представлением о самоутверждении, что ориентирует человека на способы реализации потребности, принятые на уровне норм и ценностей его референтной группы, субкультуры. Принятие норм и ценностей предполагает ответственность человека за выборы способов самоутверждения. Но выбор способов не выходит за рамки представлений «быть как все». Утверждение сущностных сил сопровождается низкой интенсивностью деятельности.
Нормативно-личностный уровень самоутверждения характеризуется осознанием побуждения к самоутверждению и пониманием сущности самоутверждения, что ориентирует человека на способы самоутверждения, выходящие за рамки представлений «быть как все». Ответственность за выбор сочетается с инициативой, «самодеятельным участием человека в различных сферах социальной жизни». Инициатива характеризуется выходом за пределы требуемого. Утверждение сущностных сил сопровождается средней интенсивностью деятельности.
Личностно-продуктивиый уровень самоутверждения ориентирует человека на определение собственной позиции самоутверждения для дальнейшей самореализации личности, что содержательно соотносится со способностью обрести такие внутренние новообразования, которые бы обеспечивали как полноценное бытие в условиях действительности, так и выход, встречу с последующими этапами жизни; как полноценное целостное включение в учебную деятельность, так и способность сменить вид деятельности, не теряя полноты бытия; как вхождение в общность других людей и развитие межличностных отношений на уровне понимания, так и готовность перейти в другие социальные общности, не теряя неповторимого и значимого опыта жизни. Утверждение сущностных сил сопровождается высокой интенсивностью деятельности.
Продуктивно-творческий уровень самоутверждения предполагает реализацию сущностных сил человека в создании социального продукта, полагании себя в других людях, в утверждении человеческой уникальности на уровне творчества, что характерно уже для самореализации личности.
Итак, чем выше уровень организации человека, тем выше уровень его социальной активности, определяющей уровень его самоутверждения, тем более избирательно человек подходит к выбору сфер и средств для своего утверждения.
Никитин Е. П. [25] выделяет следующие основные характеристики:
I. Пространственная характеристика. Она включает в себя область самоутверждения – каждый акт самоутверждения осуществляется в определенной сфере человеческой деятельности.
II. Энергетическая или силовая характеристика. Она включает:
1. Импульс к самоутверждению – внутренняя потребность к самоутверждению:
a) общий импульс или стабильный;
b) ситуационный или переменный импульс;
2. Потенциал самоутверждения – способность человека к действию, к удовлетворению того или иного импульса, к самоутверждению.
a) общий потенциал – когда говорят о полной бездарности или о способном, всесторонне развитом человеке;
b) специфический потенциал – способность удовлетворить ситуационный импульс к самоутверждению.
Он же (Никитин Е. П.) отмечает проблемы, которые могут возникнуть у человека в процессе утверждения – дефицит самоутверждения:... исследования результаты позволяют утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза нашего исследования о том, что существует влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младшего школьника, подтвердилась. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 266. 2. Андреева Г.М., Богомолова ...
... и детьми калужан, и, следовательно, помехой в адаптации переселенцев к новым этнокультурным условиям. 2.3 Программа коррекции Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев с целью совладания с акультурационным стрессом По результатам проведенного исследования была составлена коррекционная программа, значительной часть которой явился тренинг "Толерантность к другим и ...
... , 28 девушек и 27 юношей. Для проверки поставленной гипотезы экспериментальным исследованием мы ставили следующие задачи: - провести анализ теоретической литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях. - изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия; - ...
... от судимости к судимости. Исследователи отмечают следующую динамику судимостей: имущественные преступления — сексуально мотивированные преступления — умышленные убийства с истязанием жертв. 8. Из психосоциальных особенностей личности серийных убийц можно выделить преимущественно низкий уровень образования, праздный образ жизни (не работали и не учились), семейную дезадаптацию (преимущественно ...
0 комментариев