1.4. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

Согласно ст. 78 УПК Украины, вещественными доказательствами являются предметы, которые были орудием совершения преступления, являлись носителями следов преступления либо были объектом преступных действий; деньги, ценности, иные вещи, нажитые преступным путем, и все иные предметы, которые могут быть средствами для раскрытия преступления и выявления виновных либо для опровержения обвинения, либо смягчения ответственности.

Уже из определения понятия вещественных доказательств ясно, что достаточно значительная их часть должна исследоваться в лабораторных отделениях бюро судебно-медицинской экспертизы. Часть вещественных доказательств имеет медико-криминалистическое значение. К ним относятся те, которые способствуют:

–    установлению характера повреждения, механизма травмы;

–    отождествлению лица, например методом сопоставления рентгенограмм черепа погибшего человека с ее прижизненной фотографией;

–    идентификация конкретного орудия преступления, оставившего следы на костях и хрящах потерпевшего.

Такие вещественные доказательства исследуются в медико-криминалистических отделениях.

Иная группа вещественных доказательств имеет биологическое происхождение, то есть представляет собой выделения организма человека либо животного, или части их органов, тканей. К ним относятся кровь, сперма, волосы, слюна, пот, потожировые наслоения, молоко, молозиво, околоплодные воды, вагинальные выделения, сыровидная смазка, меконий, моча, а также ногти, кости, частички кожи, мышечной ткани, мозга и иных внутренних органов.

Вещественные доказательства биологического происхождения исследуются в иммунологических и цитологических отделениях, где работают специалисты, которые после окончания высших медицинских учебных заведений получили специальность судебно-медицинских экспертов через интернатуру, а потом прошли специализацию в судебно-медицинской иммунологии, цитологии или криминалистике.

Специальные виды фотосъемки (цветоделителъная, микрофотосъемка, стереоскопическая, съемка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и т.п.) входят в число тех методов, которые в обязательном порядке используют в физико-технических отделениях. Так, следы копоти выстрела на темных тканях довольно трудно обнаружить без съемки в инфракрасных лучах, а следы смазки канала ствола оружия, осколки снаряда – без съемки в ультрафиолетовых лучах. С помощью цветоделителъной фотосъемки выявляют следы протектора шины автомобиля на одежде, следы крови на различных объектах, скрытые кровоподтеки на теле потерпевшего, слабо заметную татуировку.[17]

Для отождествления личности по костным останкам проводят комплексное исследование, включающее в себя определение видовой и групповой принадлежности костной ткани, остеометрию с последующим использованием таблиц и расчетных формул, осуществляют антропометрические, рентгенографические и анатомо-морфологические исследования.

В практике работы физико-технических отделений математический анализ находит все более широкое применение при идентификации тупых и острых предметов, предположительно использованных для причинения повреждений, при установлении расстояния выстрела, при определении по скелету возраста и роста покойного и т.п. В последнее время для этих целей начали использовать электронно-вычислительную технику, а также метод ДНК-анализа для идентификации лица по крови и др. выделениям, фрагментам кожи и др.[18]

Визуальное исследование всегда является начальным этапом производства экспертизы, на котором определяют наличие и характер повреждений и следов, их особенности, характеризующие вид орудия, способ и механизм причинения телесных повреждений и т.п. Значительное количество признаков в повреждениях и следах удается выявлять при проведении их микроскопического исследования. Так, при микроскопическом изучении повреждений, причиненных острыми орудиями, по состоянию их краев, концов и другим признакам определяют тип действовавшего орудия, количество лезвий клинка, степень их остроты, индивидуальные особенности (например, по следам микрорельефа лезвия при разрубах костей) и т.п. При расследовании дорожно-транспортных происшествий с помощью микроскопического исследования объектов нередко обнаруживают следы, характеризующие контактировавшие с потерпевшим деталь транспортного средства, а также следы повреждений на обуви, одежде потерпевшего, позволяющие определить направление удара транспортного средства, направление скольжения потерпевшего и т.п. На орудиях преступления также нередко остаются очень важные следы (кровь, клеточные наложения, текстильные волокна), которые обнаруживают только с помощью микроскопа.[19]

При осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения могут быть найдены различные вещественные доказательства.

При изъятии и направлении на экспертизу объектов биологического происхождения (крови, семенной жидкости, слюны и других выделений человеческого организма, волос, костей, мышц) соблюдают определенные правила.

Вещественные доказательства с этими объектами необходимо изымать целиком. В случае необходимости направления на экспертизу пятна, находящегося на предмете, который невозможно изъять, нужно либо изъять часть этого предмета, либо соскоблить или смыть пятно. При этом в один пакет необходимо помещать соскоб пятна, а в другой – соскоб вещества самого предмета-носителя. Смывать пятно и незапятнанные участки предмета-носителя (для контроля) нужно марлей или куском смоченной в воде (лучше дистиллированной) или в физиологическом растворе чистой ткани. Марлю или ткань следует просушивать при комнатной температуре вдали от источников освещения и отопления.

Вещественные доказательства с объектами биологического происхождения предохраняют от воздействия прямых солнечных лучей, влаги, высокой температуры. Перед отправкой на экспертизу их обязательно высушивают. Недопустимо обводить следы, имеющиеся на вещественных доказательствах, карандашом, краской, а также наклеивать на них кусочки бумаги, ткани и т.п.

Волосы, обнаруженные на месте происшествия, в том числе и на руках погибшего, изымают и помещают в отдельные пакеты. На пакете указывают, откуда они изъяты. В случае необходимости проведения сравнительного исследования судебно-медицинский эксперт срезает с головы (лобной, правой и левой височной, теменной и затылочной областей) или другой части тела по 15-20 волос. Каждый образец следует помещать в отдельный пакет с соответствующей надписью. Таким же образом изымают и направляют на экспертизу и другие биологические объекты – частицы высохших тканей, кости (без их фиксации). Непросушенные ткани фиксируют 5-процентным раствором формалина.[20]

На экспертизу направляют всю подлежащую исследованию одежду (со всеми повреждениями и наложениями). Получив вещественные доказательства, судебно-медицинский эксперт иммунологического (цитологического) отделения проверяет целостность упаковки, потом в присутствии понятых (сотрудников отделения) распаковывает посылку и наличные вещественные доказательства сверяются с их перечнем.

При исследовании выделений человеческого организма большое значение имеет вопрос об установлении природы объекта исследования. Чаще всего судебно-медицинскому эксперту приходится иметь дело с такими выделениями, как сперма, слюна, пот, моча. Слюну чаще всего приходится исследовать на окурках, конвертах, которые заклеивали с ее помощью, на предметах, которые могли служить кляпами.

В настоящее время эксперты располагают возможностями обнаруживать и другие выделения человеческого организма, в частности, выделения женских половых органов, женское молоко, гной и др. Основной методикой в таких случаях является спектральный анализ.

Что касается мелких фрагментов иных тканей или органов, то их происхождение от конкретного органа устанавливается гистологическим методом, а в случае клеточных наслоений на орудиях преступления – цитологическим методом. Видовая принадлежность определяется реакцией преципитации.

Групповая принадлежность всех выделений человека устанавливается с помощью тех самых реакций, которыми устанавливается принадлежность сухой крови. Во всех случаях установления групповой принадлежности необходимо стараться устанавливать и степень выделительства.[21]

Пересылая на судебно-иммунологическое исследование объекты, которые по внешнему виду похожи на волосы, следователь предусматривает возможность разрешения таких вопросов:

–    являются ли присланные объекты волосами;

–    принадлежат волосы человеку либо животному;

–    если волосы принадлежат человеку, то с какой части тела происходят;

–    какова половая и групповая принадлежность волос;

–    похожи ли исследуемые волосы на волосы конкретного человека;

–    каким механическим предметом или внешним фактором они повреждены;

–    выпали они либо вырваны;

–    имело ли место его окрашивание, обесцвечивание или завивка, а также иные вопросы.

В настоящее время ведутся исследования, направленные на достижение возможности дифференцирования антигенов выделений и следов крови на вещественных доказательствах, установления групп крови по системе АВО (Н) в цитологических и гистологических препаратах, установления групповой и видовой принадлежности отдельных клеток на основе использования методов, базирующихся на применении люминесцирующих реагентов, установления принадлежности следов крови плоду иммунологическим методом и т.п. Перспективным является применение для исследования и дифференцирования крови и выделений человеческого организма метода спектрального анализа.

На современном этапе развития судебно-медицинской экспертизы все шире используется метод генотипоскопичной идентификации. Метод базируется на том, что дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), как носитель наследственной информации, имеет индивидуальное строение отдельных частей своей молекулы. Наследственная информация молекул ДНК свойственна не органам и тканям тела конкретного человека. Исходя из этого, метод идентификации наиболее универсальный. В настоящее время он еще не приобрел широкого распространения и применяется, преимущественно, в научно-исследовательских учреждениях.[22]

Приведенный перечень методов, используемых судебно-медицинскими экспертами, не является исчерпывающим. Он включает в себя лишь основные применяемые в практике методы. С развитием судебно-медицинской науки арсенал методов, позволяющих объективизировать экспертные исследования, постоянно пополняется и расширяется.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на участие судебно-медицинских экспертов в осмотре трупа на месте его обнаружения нередки случаи, когда данные протокола осмотра, имеющие значение, не учитываются при исследовании трупа. Отсутствие этих данных затрудняют решение вопроса о времени наступления смерти, причине смерти и пр. Иногда не применяются меры по сохранению вещественных доказательств. Зачастую упаковка изъятого материала осуществляется во влажном состоянии в бумажные или целлофановые пакеты, что приводит к изменению клеточных структур, и как следствие к отрицательным результатам цитологического исследования; не указывается дата забора материала, что усложняет интерпретацию полученных результатов.

Имеют место случаи задержки предоставления необходимых образцов, что удлиняет сроки производства экспертиз. Бывают случаи, когда исследуемый материал тщательно упаковывают, опечатывают всеми необходимыми печатями, однако упаковка такова, что имеется возможность произвести выемку материала без нарушения ее целостности. На маркировке свертков и пакетов иногда не указываются полностью фамилии понятых, следователей, а имеются только их подписи. Имеются случаи несовпадения объектов, присланных на исследование, и объектов, указанных в постановлении или на маркировке упаковки.

Недопустимыми являются случаи, когда назначенные следователем экспертизы в дальнейшем длительное время остаются невостребованными.

Нередки случаи, когда следователи ставят перед экспертами вопросы, выходящие за рамки его компетенции. Это происходит из-за недостаточности или отсутствия справочной литературы для следственных работников, в которой находился бы примерный перечень вопросов, разрешаемых экспертами при той или иной судебной экспертизе.

В работе экспертов также имеется ряд недочетов. Значительным разделом деятельности судебно-медицинского эксперта является проведение экспертиз по освидетельствованию граждан. При выполнении этого вида работы заключения (акты) нередко составляются кратко, недостаточно полно описывается локализация повреждений, их особенности, не отмечается состояние тканей в местах повреждений. Выводы о времени нанесения повреждений не подкрепляются данными протокольной части, и решается этот вопрос только на основании заявления свидетельствуемого. Встречаются случаи неправильного определения степени тяжести телесных повреждений, особенно при диагнозе сотрясения головного мозга, который эксперты не всегда учитывают.


Список использованной литературы

1.         Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. – М., 1968.

2.         Белкун В.В., Голубович Л.Л. Судебная медицина. – К., 1999.

3.         Вещественные доказательства: информационные технологии процессуального доказывания. /Отв. ред. В.Я.Колдин. – М., 2002.

4.         Експертизи у судовій практиці. /За ред. В.Г.Гончаренка. – К., 2005.

5.         Капитонов Ю.В. Возможности судебно-медицинской экспертизы при убийствах колюще-режущими орудиями. //Раскрытие тяжких преступлений против личности. – М., 1973. – С.105.

6.         Колмаков В.П. Следственный осмотр. – М., 1969

7.         Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. – М., 2001.

8.         Крюков В.Н. Судебная медицина. – М., 1990.

9.         Настільна книга слідчого. /Панов М.І., Шепітько В.Ю. та інш. – К., 2003.

10.       Науково-практичний коментар Кримінального кодексу України від 5 квітня 2001 року. /За ред. М.І.Мельника, М.І.Хавронюка. – К., 2001.

11.       Осмотр места происшествия. /Под ред. А.И.Дворкина. – М., 2001.

12.       Райский М.И. Судебная медицина. – М., 1963.

13.       Расследование и предупреждение телесных повреждений. – М., 1964.

14.       Сафранов С.О. Методика розслідування умисного заподіяння тяжких і середньої тяжкості тілесних ушкоджень. – Харків, 2003. – С.105.

15.       Скорченко П.Т. Расследование изнасилований. – М., 2004.

16.       Тагаев Н.Н. Судебная медицина. – Харьков, 2003.

17.       Ципковский В.П. Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения. – К., 1969.

18.       Шульга Н.Н. Некоторые вопросы проведения комплексных медико-криминалистических исследований следов орудий травмы. //Криминалистика и судебная экспертиза. – К., 1991. – Вып.43. – С.108-112.


[1] Тагаев Н.Н. Судебная медицина. – Харьков, 2003. – С.27-29.

[2] Тагаев Н.Н. Указ.работа. – С.879.

[3] Расследование и предупреждение телесных повреждений. – М., 1964. – С.30-41.

[4] Тагаев Н.Н. Указ.работа. – С.881-882.

[5] Тагаев Н.Н. Указ.работа. – С.52-54.

[6] Сафранов С.О. Методика розслідування умисного заподіяння тяжких і середньої тяжкості тілесних ушкоджень. – Харків, 2003. – С.105.

[7] Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. – М., 1968. – С.86.

[8] Скорченко П.Т. Расследование изнасилований. – М., 2004. – С.123-141.

[9] Райский М.И. Судебная медицина. – М., 1963. – С.124.

[10] Вещественные доказательства: информационные технологии процессуального доказывания. /Отв. ред. В.Я.Колдин. – М., 2002. – С.456.

[11] Ципковский В.П. Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения. – К., 1969. – С.7-8.

[12] Подробнее см.: Колмаков В.П. Следственный осмотр. – М., 1969; Осмотр места происшествия. /Под ред. А.И.Дворкина. – М., 2001.

[13] Настільна книга слідчого. /Панов М.І., Шепітько В.Ю. та інш. – К., 2003. – С.210-211.

[14] Тагаев Н.Н. Судебная медицина. – Харьков, 2003. – С.1098.

[15] Шульга Н.Н. Некоторые вопросы проведения комплексных медико-криминалистических исследований следов орудий травмы. //Криминалистика и судебная экспертиза. – К., 1991. – Вып.43. – С.108-112.

[16] Капитонов Ю.В. Возможности судебно-медицинской экспертизы при убийствах колюще-режущими орудиями. //Раскрытие тяжких преступлений против личности. – М., 1973. – С.105.

[17] См.: Постика И.В. Судебная (криминалистическая) фотография: теория и практика. – Одесса, 2002. – С.134-185.

[18] Подробнее см.: Вещественные доказательства: информационные технологии процессуального доказывания. /Отв. ред. В.Я.Колдин. – М., 2002. – С.521-640.

[19] См.: Дідківська С.П., Сагайдак П.Г. Використання судово-медичних і криміналістичних даних при розслідуванні злочинів проти людини. – К., 2004. – С.64-129.

[20] Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. – М., 2001. – С.149-162.

[21] Крюков В.Н. Судебная медицина. – М., 1990. – С.127.

[22] Белкун В.В., Голубович Л.Л. Судебная медицина. – К., 1999. – С.361.


Информация о работе «Особенности назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 66208
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
25311
0
0

... мнение по таким вопросам, как давность и последова­тельность их причинения, механизм образования, взаимное поло­жение пострадавшего и нападавшего в момент нанесения повреж­дения и др. Проведенная судебно-медицинская экспертиза живого лица оформляется в виде заключения эксперта, которое высылается судебно-следственным органам, по требованию которых проводилась экспертиза. На руки подэкспертному ...

Скачать
116111
0
0

... года" // Бюллетень Верховного Суда РФ", 2002, № 12. 11.       Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003 № 161 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 38, 22.09.2003. 12.       Приказ Минздрава СССР от 21.07.1978 № 694 «Об утверждении инструкции о ...

Скачать
25322
0
0

... о бюро судебно-медицинской экспертизы и ряд других положений, регламентирующих работу указанного бюро. Всю деятельность судебно-медицинской экспертизы в республике возглавляет Главный судебно-медицинский эксперт Министерства Здравоохранения Республики Узбекистан, который одновременно является начальником Главного бюро судебно-медицинской экспертизы при Министерстве Здравоохранения РУз. В ...

Скачать
126715
0
4

... в необходимых случаях, в зависимости от особенностей конкретного дела. По этому основанию, то есть в зависимости от способа законодательного регулирования, все формы судебно-медицинской деятельности в уголовном судопроизводстве можно подразделить на две группы - обязательные и факультативные (см. схемы 1, 2). (Речь идет о факультативном использовании специальных познаний в судопроизводстве, тогда ...

0 комментариев


Наверх