2.5 Право отчуждения держания и отражение его в законодательных актах.
Права на недвижимость носили по английскому праву двоякий характер: в первом случае лицу принадлежало владение вещи; а во втором — он мог получить владение лишь в будущем. Помимо “возвратных” прав, к ним относились и так называемые “выжидательные” права, т.е. права на получение какого-либо имущества после прекращения предшествовавшего на него права. В отличие от “возвратных” прав субъекты “выжидательных” прав не были их установителями.
Неразрывная связь системы земельных держаний с определенными повинностями предавала особое значение вопросу об отчуждении держаний, возможности продать или дарить права на землю.
История земельной собственности в Англии в период феодализма
— это история борьбы за право распоряжения земельными держаниями,
т.к. отчуждение держания означало определенную опасность неисправного несения феодальных повинностей.
В частности, в 3‑ей редакции Великой Хартии Вольностей имелось запрещение продавать землю, не оставляя остатка, достаточного для обеспечения повинностей, причитающихся лорду; однако на деле это нарушение не преследовалось.
При отчуждении земли держатель мог либо поставить приобретателя на свое место в цепи феодальных отношений (субституция), либо передать ему землю как своему вассалу, т.е. создать новое низовое звено этой цепи (субинфеодация). Оба эти случая были связаны с определенным риском для лорда.
В первом случае новый держатель мог оказаться необеспеченным или неисправным в выполнении повинностей. Во втором случае основной держатель получал от своего нового вассала при отчуждении ему земли денежную сумму, ускользающую от притязаний лорда. Чтобы застраховать себя от подобного риска, в 13 в. установили ряд стеснений при отчуждении земли в основном для “головных держателей”, т.е. державших землю непосредственно от короля. Так, последние должны были доказать, что это отчуждение не принесет вреда короне. В то же время короли не были склонны поддерживать стремление баронов запретить отчуждение земли вообще.
В 1290 году статут Quia empores установил, что держания могут быть свободно отчуждаемы в порядке субституции, но в то же время запретил субинфеодацию и тем самым затруднил создание в Англии новых держаний.
Однако свобода отчуждения земель не распространялась на передачу церковных земель. Это было связано с тем, что отчуждение земель монастыря вело к прекращению феодальных повинностей. Часто прежние держатели получали свою землю обратно от монастыря на льготных условиях. От этого страдали не только интересы лордов, но и короны, т.к. земли “мертвой руки” не могли ни при каких условиях сделаться выморочными или как-то иначе поступить короне.
В Великой Хартии Вольностей 1215 года по этому поводу было сказано, “что в случае передачи земли монастырям с обратным получением ее держателем, держание объявляется ничтожным и земля может быть отобрана лордом”. [1]
Однако борьба баронов и церкви продолжалась и далее, и в 1279 году был издан специальный “Статут мертвой руки”, подтверждавший запрет отчуждения земли в пользу церкви без разрешения лорда. Но вслед за этим статутом короли сами начали выдавать за плату разрешение на продажу и дарение земель монастырям и тем самым фактически свели на-нет действие “Статута мертвой руки”.
Отчуждение земель в феодальной Англии было сопряжено с рядом трудностей и для приобретателя. Он всегда стоял перед риском, что земля будет у него отобрана наследником основного держателя. Поэтому при отчуждении земли средний держатель давал особую гарантию приобретателю, где обещал ему возмещение в случае, если земля у него будет отобрана.
“В англо-саксонский период переход прав на землю совершался в силу письменного документа, но при нормандских королях установился взгляд, что документ сам по себе служит только доказательством, но не переносит прав на землю”.[1] Только фактическое вступление во владение ею и удаление с участка прежнего владельца считалось передачей земли.
Другим способом передачи земельных прав было оформление сделки в виде судебного спора с последующим соглашением, заносимым в судебные документы. Чтобы каждый участник имел подтверждение своих прав, изготовлялись “иззубренные документы”—два одинаковых текста писались на двух половинках пергамента, который потом разрезался по зигзагообразной линии. При судебной регистрации сделки изготовлялся тройной иззубренный документ, корешок которого оставлялся в архиве суда.
В земельных документах оговаривались гарантии и предусматривались все возможные осложнения земельных держаний, так что английские юристы даже сделали земельные сделки особой отраслью своей профессии, поэтому они сильно противились реформам общего английского права.
2.6 Институт залога земельной собственности в праве средневековой Англии.
Феодальное Common Law не знало залога в том виде, в каком этот институт известен в римском или современном праве, т.е., когда кредитор в случае неисполнения обязательства должником, получал возможность удовлетворить свои требования за счет стоимости заложенного имущества. В 11— вв. должник иногда передавал свою землю на срок кредитору до выплаты долга. Если кредитор не засчитывал доходы от участка в счет погашения долга, а оставлял их себе, то сделка считалась растовщической и грешной и называлась “мертвый залог”.
В 13 и 14 вв. залог совершался чаще всего в форме передачи собственности на участок с условием обратной передачи собственности в случае уплаты. Но если должник не платил в срок, то он терял право на возврат земли, т.к. королевские суды не признавали за должником права на обратное получение земли по уплате долга. Только суд канцлера в 16 в. начал предоставлять таким должникам возможность получить обратно свою землю в силу “справедливости выкупа”.
... денежной ренты, этой основной формы ренты для свободных держателей, постепенно завоевавшую и сферу вилланского держания. Денежная рента, являющаяся уже формой разложения феодальных отношений, вносила коренные изменения в вотчинный строй средневековой Англии. Автор "Исследований..." в первую очередь ставит вопрос о том, какая форма ренты господствовала во второй половине 13 в. Он счи- тает ...
... другая часть правовой системы, гражданское право, регулирующее многообразные имущественные и личные отношения, развивалось эволюционно, без крутых поворотов, а поэтому и достаточно эффективно. В гражданском праве Англии, раньше других стран вступившей на путь капиталистического развития, еще в дореволюционный период доминировали, несмотря на внешнюю средневековую оболочку, более гибкие подходы к ...
... и свободе как зависимости только от закона. Критика идеологии реакционных и консервативных мыслителей конца XVIII – начала XIX в. не относится к пройденным этапам истории политических и правовых учений. В последние десятилетия возникли и распространились течения неоконсерватизма и “новых правых”, отрицательно относящиеся к демократическим тенденциям современности. В произведениях теоретиков этих ...
... феодальное устройство и сильная центральная власть. Актуальность данной темы бесспорна, так как в настоящее время особенно сильно подчёркивается историками роль событий середины 11 века в политической эволюции средневековой Англии, приведших к возникновению английской конституции, ставшего достоянием всего культурного мира наравне с также в средневековой Англии возникшим судом присяжных. Если ещё ...
0 комментариев