Преступления, посягающие на животный мир

119206
знаков
0
таблиц
0
изображений

2.2.3 Преступления, посягающие на животный мир

Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. №598-XIII "Об охране и использовании животного мира" закрепляет единый порядок правового регулирования в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека, поскольку животный мир Республики Беларусь является неотъемлемым компонентом окружающей среды и охраняемым природным ресурсом, требующим рационального использования.

Под животным миром понимаются дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики [8, с.122].

Уголовная ответственность за экологические преступления, посягающие на сохранность и целостность животного мира, предусмотрена за такие преступления как:

1) Незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281 УК);

2) Незаконная охота (ст. 282 УК);

3) Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283 УК);

4) Нарушение ветеринарных правил (ст. 284 УК).

Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281 УК)

Предмет преступления образуют только раба и водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии.

Рыбы представляют собой надкласс водных позвоночных, особенности анатомии и поведения которых определяются обитанием в воде [16, с.612].

Водные животные – это животные, обитающие в воде и имеющие для этого характерные приспособления: водные беспозвоночные (раки, креветки, моллюски всех видов, дафнии и др.) и млекопитающие (речной бобр, выдра, ондатра и др.) [5],

Водоплавающие птицы не относятся к водным животным. Их незаконная добыча влечет ответственность по ст. 282.

Не относится к добыче рыбы или водных животных их изъятие (вылов) в научных, образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности в фонде рыболовных угодий, а также их отлов в фонде рыболовных угодий в целях содержания или разведения в неволе либо в целях интродукции, акклиматизации, скрещивании этих животных.

Под добычей рыбы или водных животных понимается фактическое завладение ими в процессе улова, убоя, извлечения или иного их изъятия из естественного природного состояния. К добыче рыбы относится и подводная охота.

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче.

Незаконная добыча рыбы или водных животных представляет собой изъятие (вылов) рыбы или водных животных из среды их обитания без надлежащего на то разрешения либо в запретное время, либо в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приемами.

По ч. 1 ст. 281 добыча рыбы или водных животных будет незаконной лишь в тех случаях, когда она осуществляется без надлежащего на то разрешения, в запретное время, в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приемами.

Добыча рыбы или водных животных в запретное время представляет собой изъятие рыбы или водных животных из среды их обитания в период, когда существует запрет на любой вид добычи, либо в срок, запрещенный для вылова определенных видов рыб или водных животных.

Так, в целях обеспечения воспроизводства рыбных ресурсов запрещен лов всех видов рыб в период весеннего нереста.

Действующим законодательством установлены определенные ограничения и в отношении места добычи рыбы и водных животных.

Добычей рыбы или водных животных в недозволенных местах является вылов рыбы или водных животных в пределах территории, на которой в течение всего времени года не разрешается рыболовство.

Так, к недозволенным местам относятся прежде всего заповедники, заказники, охранные зоны, также запрещается лов у охраняемых мостов, плотин, шлюзов и насосных станций – на расстоянии ближе 200 м от них и др. [16, с.614].

К недозволенным орудиям и способам при незаконной добыче рыбы или водных животных следует относить такие средства и приемы добычи рыбы, водных животных, которые могут привести к их массовой гибели, вылову и уничтожению, другому существенному ущербу рыбным запасам и животному миру (например, использование взрывчатых, химических или отравляющих веществ, огнестрельного оружия, сетей) [19].

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 281 наступает только при установлении признаков административной преюдиции. При этом необходимо учитывать, что административную преюдицию образуют не любые нарушения правил рыболовства, а только те, которые указаны в диспозиции ч. 1 ст. 281.

Преступление по ч. 1 ст. 281, считается оконченным с момента фактического завладения рыбой или водным животным. Предшествующие завладению действия виновного лица представляют собой приготовление или покушение на преступление.

Повышенная ответственность по ч. 2 настоящей статьи наступает при добыче повлекшей причинение ущерба в крупном размере, либо добыча рыбы или водных животных с использованием орудий лова, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля (например, электроудочки), ультразвука, или путем взрыва, либо добыча рыбы или водных животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь [16, с.614].

Крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным – в сто и более раз превышающую размер такой базовой величины [29].

Ответственность за добычу рыбы или водных животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, должна наступать, лишь в том случае, когда виновный, завладевая ими, осознает, что эта рыба или водное животное находится под особой охраной [19].

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом незаконной добычи рыбы или водных животных могут быть как частные, так и должностные лица.

В случае совершения данного преступления в особо крупном размере либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 281 и не требует дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за преступления против интересов службы [16, с.616].

Должностные лица, использовавшие свои служебные полномочия при необоснованной выдаче разрешительных документов на добычу рыбы или водных животных, несут ответственность за преступления против интересов службы [19].

Размер причиненного ущерба определяется с учетом существующих на момент совершения преступления розничных цен.

При квалификации содеянного по ч. 2 или ч. 3 ст. 281 установления признаков административной преюдиции не требуется.

При наличии признаков незаконной предпринимательской деятельности незаконная добыча рыбы или водных животных требует дополнительной квалификации по ст. 233 [16, с.617].

2) Незаконная охота (ст. 282)

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность.

Предметом данного преступления являются дикие животные (звери и птицы), находящиеся в состоянии естественной свободы. Предметом незаконной охоты не могут быть насекомые. Незаконная добыча водных млекопитающих животных (речной бобр, ондатра и др.) влечет ответственность по ст. 281 при наличии признаков, предусмотренных данной статьей [16, с.618].

Действия виновных лиц, выразившиеся в незаконной добыче животных, выращиваемых организациями или гражданами в специально устроенных или приспособленных для этого местах, либо завладение зверями и птицами, отловленными или находящимися в питомниках и вольерах, подлежат квалификации как хищение чужого имущества. Если же виновному не было известно о том, что он добыл зверей или птиц в указанных местах, его действия должны рассматриваться как незаконная охота.

Под незаконной охотой признается поиск, выслеживание и преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы без надлежащего на то разрешения, в запрещенных для этого местах или в запретное время либо запрещенными орудиями и способами [19].

Охота без надлежащего на то разрешения – охота при отсутствии соответствующих документов или использовании недействительных документов.

Основанием на право охоты является государственное удостоверение на право охоты, а также охотничья путевка или разовое разрешение на добычу охотничьих животных, выданное арендатором охотничьих угодий [16, с.618].

Охота в запретное время выражается в охоте вне сезона охоты либо во время, не указанное в охотничьей путевке, разовом разрешении на добычу охотничьего животного и охотничьей путевке к нему.

Сезон охоты – времена года, в период которых разрешена охота на охотничьих животных определенного вида (весенний, летне-осенний, осенний, осенне-зимний, зимний) [16, с.619].

Охота в запрещенных местах – охота в месте, не указанном в охотничьей путевке, либо в запретной для охоты зоне.

Охота может проводиться только в арендованных охотничьих угодьях. Не включаются в фонд охотничьих угодий территории земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства, зон массового отдыха, зон эвакуации, зон первоочередного отселения, а также особо охраняемых природных территорий [16, с.619].

Охота на территории национального парка или заказника будет незаконной, если она осуществлена в зоне особо охраняемой территории, где охотиться запрещено вообще, либо без наличия разрешения [16, с.620].

Охота на территории заповедников полностью запрещена.

Нахождение в охотничьих угодьях лиц с охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией охоты приравнивается к охоте [25].

Преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 282, считается оконченным с момента, когда лицо приступило к незаконной охоте, независимо от того, добыло оно зверя или птицу (выслеживание или преследование дичи, установление капканов и т.д.).

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 282 наступает только при установлении признаков административной преюдиции.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом незаконной охоты могут быть как частные, так и должностные лица. В случае совершения данного преступления должностным лицом с использованием своих служебных полномочий содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 282 и не требует дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за преступления против интересов службы.

Незаконная охота на территории заповедника, национального парка, заказника, в зонах экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации влечет ответственность по ч. 2 ст. 282 в том случае, если лицо осознавало, что совершает незаконные действия в пределах такой территории.

К зверям и птицам, охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена, относятся животные, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь, а также другие животные, в отношении которых действующим законодательством запрещены все виды охоты [16, с.620].

Ч. 3 ст. 282 предусматривает незаконную охоту с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства, либо совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере [29].

Под использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства следует понимать применение их в качестве орудия преступления непосредственно в процессе охоты.

Это означает, что транспортные средства расцениваются как орудие незаконной охоты в том случае, если они использовались в качестве средства преследования, выслеживания, загона диких зверей или птиц.

В том случае, если при незаконной охоте путем обмана или злоупотребления доверием лица использовались не принадлежащие виновному транспортные средства и собственнику этих средств был причинен ущерб в значительном размере, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений ст. 282 и 216.

Ч. 2 и 3 ст. 282 применяются независимо от того, привлекалось или не привлекалось виновное лицо к административной ответственности.

Незаконная охота, совершенная с использованием незаконно изготовленного гладкоствольного охотничьего оружия, требует дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 295.

В том случае, если незаконная охота совершена с использованием незаконно изготовленного или приобретенного иного огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, взрывчатых веществ или взрывных устройств, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений: ст. 282 и ч. 2 ст. 295 (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 295) [16, с.622].

Подводя итоги, можно сказать, что животный мир представляет собой неотъемлемую часть биосферы и играет значительную роль в природе и жизни человека, поэтому преступления посягающие на сохранность и рациональное использование животного мира наносят огромный вред биологическому разнообразию, а следовательно и состоянию окружающей природной среды.


Информация о работе «Преступления против экологической безопасности и природной среды»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 119206
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
92534
0
0

... 7. пользоваться иными правами в соответствии с законодательством. ГЛАВА 3. Практика применения судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды Строгое соблюдение законодательства об охране окружающей природной среды является условием обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. В силу ...

Скачать
113560
0
0

... – имущество, характеристике которого посвящен следующий подраздел дипломной работы. В зависимости от способа посягательства, мотива и цели преступления против собственности подраз­деляются на три группы: хищение имущества: кража (ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь – далее УК); гра­беж (ст. 206 УК); разбой (ст. 207 УК); вымогательство (ст.208 УК); мо­шенничество (ст. 209 УК); хищение ...

Скачать
125536
0
0

... , а также лесные насаждения. При этом на квалификацию деяния не влияют ни формы собственности лесов, ни порядок ведения лесного хозяйства, ни их предназначение. Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные ...

Скачать
75735
2
0

... климатическом кадастре. 4. Виды наказаний за экологические преступления Эколого-правовая ответственность выступает важным звеном правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. В юридической литературе признано, что ответственность проявляется как "обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их ...

0 комментариев


Наверх