Содержание
Введение
Глава 1. Предпосылки и причины войны
§ 1. Анализ социально-экономического развития южных штатов
§ 2. Рабство и отношение к нему на Севере и на Юге. Движение аболиционистов
§ 3. Нарастание политических противоречий между Севером и Югом
Глава 2. Гражданская война
§ 1. Этапы войны. Военные действия и их участники
§ 2. Итоги войны
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Проблема гражданской войны актуальна во все времена. Из всех видов войн эта война самая страшная, так как воюют между собой жители одной страны, часто – родственники. Гражданская война – одна из опаснейших кризисно-конфликтных ситуаций, с которыми суждено сталкиваться человеческому обществу. И, подобно другим конфликтам, гражданские войны во многом закономерны. Их угроза сигнализирует о серьезном неблагополучии в решении обществом и государством назревших проблем обычными законными средствами[1]. Изучение причин гражданских войн и их последствий может помочь предупредить их возникновение в будущем.
Объект данного исследования – зарождение и становление демократии в США.
Предмет исследования – Гражданская война 1861-1865 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 30-х гг. XX в. до 1865 г.: верхняя граница связана с моментом образования радикальных аболиционистских обществ, оказавших существенное влияние на ход войны и ее итоги; нижняя граница обозначает конец войны.
Территориальные рамки исследования – территории Союза (23 штата, среди которых рабовладельческие Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд) и Конфедерации (11 штатов, среди них – Виргиния, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас, Южная Каролина), население которых принимало участие в военных действиях.
Цель работы – оценка значения Гражданской войны в становлении демократии в США, составление целостной картины Гражданской войны. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику социального положения в США в период, предшествующий войне;
Определить роль общественных и общественно-политических обществ и движений в возникновении и нагнетании кризисной ситуации;
Проследить и проанализировать ход военных действий;
Выделить и обосновать положительное и отрицательное влияние войны на развитие США.
История США уникальна: это единственное государство в мире, которое строило капитализм и демократию на основе эксплуатации рабского труда. Причем его демократия, конституция и экономика служат примером для огромного количества стран. История США чрезвычайно интересна для изучения – как в плане становления права, так и в плане развития общественных отношений. Самый яркий момент в последнем – Гражданская война между Севером и Югом. Данная тема очень хорошо изучена: в России ее изучением занимались такие ученые, как Заславский Д.О., Ефимов А.В., Иванов Р.Ф., Дементьев И.П., Захарова М.Н. и другие. Основополагающей и методологической является работа Ефимова А.В. «К истории капитализма в США» (1934). Известны также такие работы этого же автора, как «Очерки истории США» (1958), «США. Пути развития капитализма (доимпериалистическая эпоха)» (1969). Большое значение имеют работы Иванова Р.Ф., такие как «Гражданская война в США (1861-65 гг.)» (1960), «Авраам Линкольн и Гражданская война в США» (1964), «Конфедеративные штаты Америки (1861-1865 гг.)» в 2-х частях (2002). Основные проблемы американской историографии гражданской войны в США проанализированы в фундаментальном монографическом исследовании И.П.Дементьева «Американская историография Гражданской войны в США (1861-1865)». В настоящее время в США публикуется немало работ, авторы которых стремятся доказать, что Гражданская война была не больше, как трагический и бесполезный эпизод американской истории[2].
Данная работа может успешно использовать при изучении Гражданской войны в США. Работа построена по проблемно-хронологическому принципу, состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Предпосылки и причины войны
1.1 Анализ социально-экономического развития южных штатов
Особенностью развития США до Гражданской войны 1861-1865 гг. являлось наличие в пределах одного государства двух различных социальных систем, которые были отчетливо разграничены географически:
Северные штаты шли по пути капиталистического развития[3]: разорвав путы колониальной зависимости от Англии в ходе англо-американской войны 1812-1815 гг., США довольно быстро двинулись вперед по пути промышленного прогресса (началось ускоренное развитие хлопчатобумажной, шерстяной, металлургической промышленности, которое сопровождалось промышленной революцией[4]).
На Юге господствовала система плантационного хозяйства, специализировавшегося на производстве хлопка[5].
Плантационная экономика Юга держалась на жесточайшей эксплуатации негров-рабов, которые в силу крайней скудости рынка наемного труда были единственной рабочей силой[6].
В ходе Войны за независимость 1776-1783 гг. рабство тихо и спокойно скончалось в северных штатах. Кончина эта не вызвала никаких тяжелых осложнений, так как для развития рабства на Севере не было серьезных экономических и социальных причин[7].
Совершенно иная ситуация сложилась в южных штатах. Как уже было сказано выше, вся экономика этого региона основывалась на эксплуатации черных рабов. И плантаторы-рабовладельцы еще в годы Войны за независимость предъявили буржуазии Севера жесткий ультиматум: рабовладение на Юге неприкосновенно! Только при этом условии южные штаты поддержат борьбу за освобождение колоний от британской зависимости, только при условии сохранения рабства штаты Юга войдут в состав первого независимого государства, рождавшегося на Американском континенте[8].
Южане-идеологи рабовладения старательно изыскивали аргументы, в том числе и исторического характера, для оправдания существования рабства. Один из наиболее последовательных защитников рабовладения Джордж Фицхаг в 1854 г. в своей книге «Социология Юга», изданной в Ричмонде, заявлял, что «рабовладельческие отношения в Египте развивались на протяжении четырех тысяч лет, и это доказывает возможность и необходимость существования рабов на Юге США»[9].
Идейная борьба вокруг рабства не прекращалась с начала Войны за независимость и до момента его уничтожения. Югу нужны были аргументы в этой борьбе. И показательно, что в качестве одного из самых убедительных свидетельств своей правоты апологеты рабовладения использовали Декларацию независимости. Суть их аргументации сводилась к тому, что, если важнейший документ американской революции сохранил рабство на Юге в неприкосновенности, значит, этот институт морально оправдан, более того – он необходим[10].
Использование рабского труда постепенно деформировало мировоззрение плантаторов, в котором причудливо и то же время закономерно соединились буржуазные и рабовладельческие черты.[11] За 80 лет, которые прошли после войны за независимость 1776-1783 гг., рабство тоже претерпело серьезные изменения. Запрещение в 1803 г. работорговли резко ограничило ввоз новых рабов из Африки. Это вызвало появление новой, самой позорной формы рабства – разведение рабов на продажу, на чем специализировались многие штаты – Виргиния, Миссури, Мэриленд, Кентукки, Делавэр. Рабство за эти годы окрепло экономически. Этому способствовал промышленный переворот и вызванный им громадный рост производства хлопка, связанный с изобретением в 1793 г. хлопкоочистительной машины. За период с 1793 по 1853 гг. производство хлопка увеличилось более чем в 700 раз[12].
В отличие от системы рабства в древности, плантационная система хозяйства Юга была тесно связана с капиталистическим способом производства, так как товары реализовывались на международном капиталистическом рынке, а так же в Северных штатах, чья текстильная промышленность базировалась на выращиваемом рабами хлопке[13].
Рабовладение в США основывалось на хищнической обработке земли. Рабы не были экономически заинтересованы в результате своего труда, и им можно было доверить только самые примитивные орудия; все это вело к быстрому истощению почвы, занятой под главной сельскохозяйственной культурой Юга – хлопком. Рабство напоминало велосипедиста, который, для того чтобы не упасть, должен все время двигаться вперед. Рабовладение не могло существовать без постоянного распространения на новые, не истощенные земли[14].
Население
Подавляющее большинство негритянского населения Юга составляли рабы, но в канун Гражданской войны среди негров имелась небольшая, но довольно влиятельная группа свободных негров. По переписи 1860 г., в одиннадцати мятежных штатах было 3521110 рабов и 132760 свободных негров. Свободное негритянское население состояло из мелких фермеров, лиц свободных профессий, служителей культа. Многие свободные негры занимались ремеслом. Среди свободных негров было некоторое число богатых и образованных людей, особенно в Луизиане. В этом штате из 18647 свободных негров некоторые занимались торговлей, владели крупными земельными участками и рабами. Свободные негры в отдельных случаях даже посылали своих детей с университеты Европы. Будучи иной раз достаточно богатыми людьми, свободные негры, тем не менее, не имели никаких гражданских и политических прав. Эта часть негритянского населения оказывала на рабов значительное влияние и сыграла важную роль в руководстве освободительным движением в годы войны и особенно в период Реконструкции[15].
Юг представлял собой типичную олигархию, для которой была характерна сильнейшая дифференциация: так, из 300 тыс. рабовладельцев 77 тыс. имели только по одному рабу, более 200 тыс. имели не более 10 рабов каждый, и только 2300 плантаторов имели более 100 рабов каждый[16].
Основным центром плантационного хозяйства Юга являлся так называемый «Черный пояс», который начинался в юго-восточной Виргинии, проходил узкой полосой по Северной Каролине, захватывал почти всю Южную Каролину, пересекал по диагонали центр Джорджии, рассекая штат на северную и южную части, полосой проходил по южной части Алабамы и расширялся, занимая широкую полосу вдоль реки Миссисипи, уходя в восточную часть Техаса. Большинство населения в «Черном поясе» составляли негры-рабы. В годы войны это был основной экономический центр Конфедерации, одновременно и важнейший центр негритянского освободительного движения[17].
Типичным штатом плантационного хозяйства являлась Южная Каролина. В 1860 г. цветное население штата составляло 412408 человек, в т.ч. около 10 тыс. свободных негров, белых насчитывалось 291300 человек. Подавляющее большинство негров-рабов Южной Каролины были заняты на хлопковых плантациях. Среди свободных негров были мелкие фермеры, арендаторы, мелкие торговцы. В городах штата имелась небольшая прослойка торговой и промышленной буржуазии.
В силу особенностей социально-экономического развития Юга буржуазия здесь была немногочисленна и слаба. Еще задолго до Гражданской войны в южных штатах появилась мелкая буржуазия, игравшая роль посредника при реализации продуктов рабовладельческого плантационного хозяйства. Но эта мелкая буржуазия, порожденная плантационной системой, была слаба в экономическом отношении и не оказывала серьезного влияния на внутриполитическое положение в южных штатах. В основном буржуазия Южной Каролины в период Гражданской войны поддерживала плантаторов-рабовладельцев[18]. А плантаторы Южной Каролины были инициаторами мятежа, и именно этот штат возглавил сецессионистское движение, первым выйдя из Союза[19].
Другим крупным центром рабского плантационного хозяйства являлся штат Миссисипи. В 1860 г. негритянское население штата составляло 437404 человека, из них всего около тысячи свободных. Белых насчитывалось 353901 человек[20].
Крупным центром плантационного хозяйства являлся также штат Луизиана. В 1860 г. цветное население штата составляло 350546 человек, белое – 357456 человек. Экономические и социальные контрасты в этом штате были более яркими, чем в Южной Каролине и Миссисипи. В Луизиане имелась значительная прослойка влиятельной торговой буржуазии, которая сбывала свой товар не только текстильным фабрикантам Севера, но и зачастую была связана непосредственно с торговыми фирмами Великобритании. Располагая большими капиталами, торговая буржуазия Луизианы оказывала значительное влияние на внутриполитическое положение штата. В годы войны крупные капиталисты и торговцы хлопком поддерживали мятежников, из их среды вышли многие лидеры Конфедерации[21].
Для всех этих трех штатов - Южная Каролина, Миссисипи и Луизиана – был характерен высокий процент негритянского населения. Те графства этих штатов, в которых негры не составляли большинства населения, были в основном заселены мелкими белыми фермерами[22]. Их хозяйство имело в значительной мере натуральный характер, и они не играли в экономике штатов какой-либо серьезной роли. Вообще, мелкие белые фермеры составляли самую большую группу нерабовладельческого населения Юга. На втором месте по численности шли белые бедняки, которых плантаторы презрительно называли «кракеры», «пожиратели земли» и т.п. Они проживали на окраинах плантаций и на неплодородных землях, зачастую имея несколько акров земли, которую они не обрабатывали. Существовали белые бедняки в основном за счет плантационной системы. Из среды этого своеобразного люмпен-пролетариата рекрутировалась армия надсмотрщиков, погонщиков и охранников рабов. Из них же формировался широко разветвленный карательный аппарат – система насилия, на которой держалось плантационное рабство негров[23].
Плантаторы Юга строили свое благополучие на эксплуатации черных рабов. И в силу этого они презирали все разновидности труда, которые лежали в основе социального благополучия северян – промышленное производство, торговлю, финансовую деятельность, фермерское хозяйство. И дело не только в плантаторах. Нищий белый бедняк, у которого не было палки, чтобы выгнать собаку из-под стола, гордился тем, что по своему социальному положению он выше негра-раба. А если ему удавалось стать надсмотрщиком или погонщиком рабов, его социальная гордость получала полное удовлетворение. И он с не меньшим, чем плантатор-рабовладелец, презрением относился к любому янки, северянину, который зарабатывал свой кусок хлеба на фабрике, заводе, в шахте, на ферме, в бизнесе[24].
Таким образом, накануне Гражданской войны Юг представлял собой типичный аграрный район, вся полнота власти в котором находилась в руках рабовладельцев (они же занимали господствующие позиции в органах государственной власти). И, хотя рабовладельческое хозяйство Юга играло важную роль в экономике страны, все же, оно являлось своеобразным «придатком» промышленности Севера.
... Избранные военные произведения. М., 1957. Литература 9. Авраам Линкольн // От Французской революции до эпохи модерна с 1789-1914. М: Арт-родник, 2003. 10. Алентьева Т.В. Начало формирования политического образа Авраама Линкольна на Севере // Всеобщая история. Современные исследования. 25 лет кафедре всеобщей истории БГУ. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 16 / Под ред. С.Ф. Блуменау ...
... в 1878-м 38%, в 1903 году - 26%. Политическое господство поместного дворянства в России кончилось в 1825 году. Во второй половине XIX века можно уже было говорить о полной утрате помещиками господствующего положения в жизни: политическая власть сосредоточилась в руках бюрократии, экономическая - в руках буржуазии, идейная - в руках интеллигенции, а некогда всесильные русские помещики быстро шли ...
... войны и условия мира. - СОЦИС, 1993, № 12. 5. Волковский НЛ. История информационных войн, ч. 1. СПб., 2003, с. 393. 6. Ефимов А.В. Народный подъем и общественное мнение США в критический период Гражданской войны. - 100-летию Гражданской войны в США. М., 1961, с. 110-129; Куропятник Г.П. Война Юга и Севера: мнения, оценки, опасения и надежды северян, с. 49-71. - Американский ежегодник, 1999. ...
... и «Нации ислама», но и среди правящей элиты США. Даже не смотря на некоторую ограниченность его идей, Малкольм Икс является одним из самых честных и бескомпромиссных борцов за права чернокожего населения Соединенных Штатов Америки. 4.2 Мартин Лютер Кинг и его учение Согласно тринадцатой поправке к Конституции Соединенных Штатов Америки, которая гласит, что «В Соединенных Штатах или в каком- ...
0 комментариев