2.1  Этрусская конфедерация

Общественное развитие этрусской не привело к созданию сильного государства с единой центральной властью. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.[17]

Из литературных и эпиграфических источников. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.

Из литературных и эпиграфических источников известны названия большинства городов – государств, входивших в состав союза. Ими несомненно были Цеора, Тарквини, Руселлы, Ветулония, Популония, Клкузий, Арреций, Перузия, Волатерры. Двенадцатым членом могли быть Фезулы или Кортона. В более раннее время союзу принадлежали так же Вейи, захваченные и разрушенные в самом начале IV века до н.э. После падения Вей их место заняла, по - видимому, Понулания, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение лишь портом и крупным центром металлургии в составе государства Воллатерр.

Очевидно, не было случайностью, что этрусская конфедерация складывалась из двенадцати городов. Аналогичным для нее мог послужить союз греческих ионических поселений в Малой Азии, с которыми этруски уже на заре своей истории поддерживали тесные отношения, и влияние которых не осталось бесследным, в частности при формировании их религии и культуры. Подобное же двенадцатиградие сложилось позже в этрусской колонизации – в Паданской области и Кампании.

Каждую весну в святилище богини Толтумны, в Толсиниях, собирались главы и представители этрусских государств. К этим собраниям приурочивались общенародные игры, подобные играм в Олимпии, Дельфах и Коринфе и устраивались многолюдные ярмарки. Собравшиеся обсуждали важнейшие вопросы общей политики, совершали государственные жертвоприношения и избирали главу союза, которым в период древней монархии поочередно становился каждый, из 12 этрусских царей. Положение такого « главного царя» и характер его власти остаются неясными. Согласно Страбону, он первоначально мог быть действительно главной фигурой, в какой – то мере объединившей весь этрусский народ. Но такое предположение не находит поддержки в сообщениях других авторов, а кратковременность полномочий «главного царя», напоминает скорее союзную магистратуру, чем полномочия правящего монарха. Более того, порядок простой очередности в выборах «царей» и быстрая утрата почти всех коллективных функций их преемниками в республиканский период, заставляют полагать, что эта должность не имела большого значения, и прерогативы главы конфедерации с самого начала были в значительной степени номинальными.[18]

Фактически они могли сводиться к выполнению некоторых официальных, культовых и других почетных обязанностей.

После ликвидации конфедерации должность главы конфедерации не была устранена, но, как следует из свидетельства Ливия, критский «царь» стал носить жрический титул, что же касается самого объединения, то оно постепенно превращалось в преимущественно религиозный союз, а единство в его действиях было далеко не всегда..

Все известное нам о практической деятельности городов показывает, что каждый поступал совершенно самостоятельно - воевал, мирился, заключал договоры независимо от других и от общего согласия. Из Ливия, мы, например, узнаем, о неоднократных обращениях во время союзных встреч жителей Вей к другим городам за поддержкой в их тяжелой борьбе с Римом. Ответ был каждый раз отрицательный и мотивировался тем, что Вейи, якобы, начали борьбу по собственной инициативе и поэтому должны ее и продолжать. Позже, Тарквиния и Цере также оказались лишенными поддержки в войне с тем же Римом. Не получили желаемой помощи и прибрежные этрусские города, боровшиеся с Сиракузами, за Корсику. Все это, безусловно, свидетельствует о слабости их политического союза. [19]

Вообще, этруски крайне редко предпринимали что – либо сообща. В то же время не прекращавшиеся распри и соперничество еще более ослабили их распыленные силы.

В конечном счете, отсутствие единства вылилось в одну из наиболее существенных причин их военных неудач, приведших страну к подчинению Риму.

До нас дошли не только сведения древних античных и римских авторов, но и материальные источники: развалины городов и поселений, захоронения и надгробия, предметы повседневно обихода и роскоши, драгоценности и многое другое почти все они усыпаны письменами,

Хотя многие надписи содержат сведения о городе – государстве у этрусков. В основном, это краткие и понятные надписи, указывающие на тот или иной участок земли, принадлежащий городу. Тексты дают так же сведения о принадлежности владельца к какой-либо общественной группе, о занятии им определенной должности.

Этрусские города – государства представляли экономическое целое, хотя и отличались по характеру своей экономики. Противоречие между интересами различных городов – государств нередко выливались в конфликты.

Представления о городе – государстве как социальном и политическом феномене у этрусков можно судить из надписей и эпитафий. Тексты в них краткие и потому понятные для прочтения. Они указывают на тот или иной предмет или участок земли, принадлежащий городу, тексты дают так же представления о принадлежности покойного к какой – либо общественной группе, занятии им какой – либо должности. Исследователи стояли на различных точках зрения относительно характера этрусского города. Одни ученые в нем видели в нем нечто совершенно отличное от греческого полиса и римской Civitas, их доводы сводились к высказыванию о том, что этрусский город не был полисом, поскольку в нем не было организации граждан. Ученый Г. Рикс, придерживается другого взгляда, в своих выводах он опирается на анализ анамостической формулы в надписях Северной Этрурии, в частности Перузии. Рикс установил существование гражданства в этрусских государствах. Об этом говорило наличие этрусского гентелиция с типичным окончанием на Verena santa. Так как это распространялось на италиков и умбров, то ученый предположил о проведении земельной реформы, которая дала «крепостным» италикам свободу и землю. После работы Рикса, мнение об этрусском государстве как полисе становится преобладающим, но тем не менее, Немировский говорит об отсутствии самостоятельной работы на данный момент в которой бы освещались все аспекты этрусского полиса в теоретическом плане, вследствие чего еще многие вопросы остаются без ответов. Начиная рассказ о составных частях этрусского города – государства стоит сказать несколько слов о терминологии. В ходе исследования этрусских текстов были отобраны слова с основой spur: sparal – города, sparethi – в городе, spureni – город, spurestres – гражданство. Частое упоминание этого слова доказывает развитость государственных отношений, а слово spurestres – существование гражданского коллектива. В этрусской лексике существуют еще несколько терминов для обозначения гражданской общины. Прежде всего, это слово tuti, в значении «государство», «общины».[20]

Так же как и в любом античном полисе, политическим, экономическим и административным центром этрусского государства был город, что дает основания называть его городом-государством. Этрусские полиса, так же как и, например, Афины, имели свои порты: полис Цере располагал портом Тирги, полис Тарквинии - портом Грависки. Но эти порты входили в полис, а их свободные граждане были гражданами Цере и Тарквинии.

В римских источниках этрусские государства фигурируют под названием главного города. Например Тит Ливий и Страбон, говоря о «тарквинийцах», «вольсинийцах», «вейянах», понимают граждан всего полиса, а так же свободных обитателей расположенных на их территории портов. Каждый город – государство в экономическом плане являлся целостной структурой с определенной специализацией: в Популонии первое место в экономике занимала добыча и обработка металлов, в Клузии сельское хозяйство. Нередко экономические различия приводили к военным конфликтам между полисами.

Территория занимаемая полисом занимаемая не большой. Об этом косвенно свидетельствуют локальные алфавиты, применяемые в различных городах – государствах.

Возвращаясь к вопросу о структуре этрусского порлиса можно сказать, что он сложен в связи с отсутствием этрусских источников, по словам Немировского единственным прямым свидетельством о структуре этрусского полиса является краткая характеристика Вергилия о своей родине Мантуе:

Мантуя! Предками славишся ты, но единого рода.

Рода имеешь ты три, по четыре племени каждом.

Ты же сама их глава, сильная кровью этрусской

Этот отрывок требовал разъяснения еще в древности. Современные исследоваетли в результате сопоставления его с устройством городов в самой Италии и за ее пределами, пришли квыводу: деление народа не тридцать частей, а плеимени на три части, в древности раасмтривалась как воля богов и и х установление. Такое установление было характерно для стран восточного средиземноморья и представлялось как законных порядок великих богинь и богов, покровителей царской власти. Это деление относится к периоду предшествующему, образованию государства, т. е. это родоплеменное деление общества. А так как в складывающемся государстве продолжали функционировать трибы, филы, курии, фратрии, то они наполнялись новым содержанием, объединенные трибами горожан различного этнического происхождения говорит о разрушении древней системы племен и курий при сохранении деления на 3 (30) . последующий шаг превращал трибы в территориальные единицы.[21]


Информация о работе «Происхождение этрусков»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 57342
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
30823
0
0

... . Одним из первых обосновывал её Микали (1769—1844 гг.) Также эту теорию защищали Белох и Лэст, автор статей в «Кембриджской древней истории» и др. Из лингвистов эту теорию развивал итальянец Тромбетти. В советской науке также не было единого взгляда на происхождение этрусков. Выдающийся советский языковед академик Н. Я. Марр стремился выводами из развитого им нового учения о языке обосновать ...

Скачать
169551
0
0

... на любое неугодное ей решение апеллы. Особое значение имели отношения царей с Дельфийским святилищем. Роль спартанских царей в отправлении культа была чрезвычайно значимой в контексте другой их важнейшей функции — военного командования. Компромисс, заключенный между царями и обществом, способствовал сохранению в Спарте гражданского мира и приданию устойчивости ее государственному строю. С ...

Скачать
21538
0
0

... так же было поступлено и с придыхательными согласными; между тем как италики отбрасывали их, за исключением придыхательной b или f, а греки, наоборот, удержали, за исключением этого звука, остальные - u, f, x, этруски совершенно отбрасывали самую мягкую и самую приятную для слуха f (за исключением ее употребления в словах, заимствованных из других языков) и, наоборот, употребляют три остальные в ...

Скачать
38443
0
0

... и богине Танит (14) . В честь них финикийцы возвели в своей новой крепости великолепные храмы. Возвращаться на родину колонисты не собирались: там хозяйничали ассирийцы. Карфаген стал независимой республикой, управляемой суффетами, судьями, избираемыми знатью (15) . Карфагенцы подчинили туземные берберские племена нумидийцев и постепенно распространили свои владения по всему северному побережью ...

0 комментариев


Наверх