1.2. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Как мы видим, все герои романа, так или иначе охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свитригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.

В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных.

Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры, порабощенная стихией денег:

«Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души».

Но спасет ли душу, переполненную одной жаждой наживы, вечный помин? И имеет ли право Раскольников самовольно восстанавливать социальную справедливость, совершая убийство и грабеж?

«..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна…» - так горячо выкрикивает Раскольников.

И в этом выступлении главного героя усматривается главная проблематика денег. Достоевский, будучи ориентирован на социалистические и гуманистические идеалы во многих произведениях размышлял над тем, почему так много в России людей работающих, но доведенных до крайне нищеты и поставленных у грани закона, и поему в то же время другие, богатеют день ото дня, ведя праздный образ жизни. Он не дает четкого ответа в «Преступлении и наказании», но через слова главного героя дает понять, что разумное распределение денег в обществе может уменьшить их негативное влияние, равное разрушительное и в крайней бедности и в чрезмерном богатстве стяжателя.

Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании» - статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867-1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова - прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его «теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.[6]

Этот нигилизм есть следствие несправедливого общественного устройства, тотального морально разложения, вызванного нездоровым отношением к деньгам. Да, благодаря деньгам можно накормить голодных и вылечить больных, благодаря им можно удовлетворить основные и естественные потребности человека, и они не есть зло сами по себе, таковым их дело человеческое отношение.

Развивая тематику никчемности жизни отдельных людей Раскольников переходит все границы, деля людей на низших и высших, и вторые по его мнению для достижения своих целей имеют право на преступление, даже на убийство.

А ведь изначально все эти мысли вызваны отчаянием в душе Раскольникова, который по своей бедности обрекает близких людей на страдания:

«Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет?» - с горечью спрашивает Раскольников самого себя.

Главный герой преднамеренно сравнивается с древнегреческим богом Зевсом для описания того масштаба стихии денег, в котором человек становится жалкой песчинкой, не способной что-либо улучшить в своей жизни.

«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. В этой художественной системе он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и незавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла:­ «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире...».[7]



Информация о работе «Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 19599
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
159267
0
0

... высокую идею. Это ложный юродивый, с традициями юродства его связывает только внешняя сторона, для Достоевского мало важная (тех показных черт, которые заимствует у юродивого шут, настоящий юродивый в романах Достоевского лишён, о чем будет речь в следующих главах). 3. ХРАНИТЕЛИ «ВЫСШЕЙ ИСТИНЫ»   В этой главе мы рассмотрим следующих героев романов Достоевского: архиерея Тихона («Бесы»), ...

Скачать
55292
0
0

... У Гончарова этот мотив тесно связан с основной темой романа, понимаемой как процесс духовного, «социально-психологического превращения» «дворянина-романтика в бюрократического дельца». Эта тема не была новой для русской литературы 40-х годов: об этом писали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, но в «Обыкновенной истории» она прозвучала особенно убедительно. Здесь только одна сюжетная линия. Особую роль ...

Скачать
129966
1
0

... , у колодца в “Miserables” Виктора Гюго; это раз пронзает сердце, и потом навеки остается рана» (13; 382). Совершенно особую роль в творчестве Достоевского сыграл роман Гюго «Последний день приговоренного к смерти» (1828) – один из первых в европейской литературе образцов психологической новеллы, содержанием которой стали не внешние события, а движение мысли отъединенного от людей, запертого в ...

Скачать
69826
0
0

... и тем самым доказывает, что историей движет не воля «сильных» людей, а духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца. Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 1) Анализ влияния христианских источников на структуру романа Именно "Братья Карамазовы", этот последний и итоговый (хотя, в сущности, написанный лишь наполовину) роман ...

0 комментариев


Наверх