Введение
Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий снижает эффективность управления. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности предприятия и ее структурных подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами.
Система управления затратами позволяет получить точную и своевременную информацию о затратах с любой необходимой для управления степенью детализации, проводить обоснованную тарифную политику, выявлять и расширять высокорентабельные направления деятельности, и на этой основе повысить эффективность деятельности предприятия.
Особенность подхода зарубежных исследователей к проблеме управления затратами заключается в рассмотрении ее в рамках устойчиво функционирующей экономики со сформировавшимися рыночными институтами, традициями, что не дает возможности автоматического переноса западного опыта на российские предприятия, так как разрыв в развитии рыночных институтов достаточно велик.
Внимание российских ученых сосредотачивается, как правило, на отдельных элементах системы с заметным акцентом в сторону собственно учета и его информационной реализации. Таким образом, возникает необходимость адаптации зарубежного и отечественного опыта управления затратами для современного состояния экономики Российской Федерации и с учетом специфики конкретных предприятий.
Одним из путей решения этой задачи является разработка и внедрение в практику работы предприятий механизма управления затратами, что влечет за собой поиск научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства. Необходимость практической проработки вопросов создания механизма управления затратами на конкретном предприятии обусловили актуальность темы данной работы.
Основными задачами учета себестоимости продукции (работ, услуг) являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием осуществленных затрат нормативам, организация контроля за выполнением планов; выявление фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов. В современных условиях усиливается роль бухгалтерского учета и аудита в области себестоимости продукции (работ, услуг). Этим объясняется актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является проведение аудита себестоимости продукции (работ, услуг) на ООО «Мособлтелефонстрой». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические основы учета затрат;
2. проведен анализ затрат на ООО «Мособлтелефонстрой»;
3. проведена аудиторская проверка затрат на производство продукции в ООО «Мособлтелефонстрой».
Таким образом, объектом данного исследования является ООО «Мособлтелефонстрой», являющееся предприятием по оказанию телекоммуникационных услуг со средней численностью персонала 215 человек, динамично развивающееся и прибыльное, предметом – себестоимость продукции (работ, услуг).
1. Теоретические основы и организация учета прямых затрат на производство продукции
1.1 Нормативные документы, регулирующие вопросы организации и ведения учета затрат на производство в Российской Федерации
Федеральный закон от 6 июня 2005 г. №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [2] (далее – Закон №58-ФЗ) изменил перечень прямых расходов, перечисленных в п. 1 ст. 318 НК РФ. В частности, в него были добавлены расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Согласно пп. 2 и 5 ст. 8 Закона №58-ФЗ изменения в ст. 318 НК РФ [1] вступают в силу 15 июля 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В такой ситуации налогоплательщик должен сделать выбор: следовать рекомендации Закона и закреплять в своей учетной политике перечень расходов согласно новой редакции ст. 318 НК РФ или воспользоваться правом, предоставленным ему этой же статьей, и не изменять состав прямых и косвенных расходов, закрепленных в учетной политике.
До вступления в силу Закона №58-ФЗ взносы на обязательное пенсионное страхование учитывались в составе косвенных расходов и списывались в текущем отчетном периоде, поскольку не соответствовали понятию налога. После принятия Закона состав прямых расходов дополнен расходами на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Также Закон №58-ФЗ (п. 41 ст. 1) предоставил налогоплательщикам право самостоятельно дополнять перечень прямых расходов с учетом отраслевой специфики.
Таким образом, изменился принцип распределения расходов. Согласно новой редакции ст. 318 НК РФ налогоплательщик вправе сам определять, какие расходы являются прямыми, а какие – косвенными. При этом приведенный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень расходов является примерным. Иными словами, налогоплательщик может учитывать в качестве прямых любые иные расходы при условии закрепления их в учетной политике в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 318 и абз. 6 ст. 313 НК РФ.
Такой же позиции придерживается и Минфин России в Письме от 17 ноября 2005 г. №03–03–04/1/377. В нем, в частности, указано: «перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом».
Исходя из указанных обстоятельств учет тех или иных расходов является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и он может не вносить изменения в свою учетную политику.
Письмом от 21 октября 2005 г. №03–03–02/177 Минфин России подтверждает, что «если налогоплательщик принимает решение о неизменности учетной политики для целей налогообложения прибыли в 2005 году, то, учитывая положения ст. 313 НК РФ, он имеет право внести в нее изменения и учесть изменения, внесенные Законом №58-ФЗ, начиная с налогового периода 2006 года». Следовательно, финансовое министерство прямо допускает возможность невнесения налогоплательщиком изменений в учетную политику за 2005 г.
Таким образом, указание п. 1 ст. 318 НК РФ на то, что взносы на пенсионное страхование могут быть отнесены к числу прямых расходов, не обязывает налогоплательщика пересматривать перечень прямых и косвенных расходов.
Кроме того, в абз. 6 ст. 313 НК РФ прописано требование об изменении налогоплательщиком порядка учета в целях налогообложения отдельных хозяйственных операций и (или) объектов при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о корректировке учетной политики в случае изменения методов учета принимается с начала нового налогового периода. При внесении поправок в законодательство о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих поправок.
Нормам Закона №58-ФЗ, касающимся изменения перечня прямых расходов, придана обратная сила, и они распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки и размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Введение нового вида прямых расходов, а именно расходов на обязательное страхование, ухудшает положение налогоплательщика. Ведь это не только оттягивает момент признания таких расходов по сравнению с ранее действовавшим порядком, но и вынуждает налогоплательщика произвести их перерасчет начиная с 2005 г. в связи с приданием обратной силы данному положению.
Даже если признать, что введение нового вида прямых расходов носит обязательный характер, эта норма не должна применяться, так как ст. 5 НК РФ содержит прямой запрет на ее введение.
Таким образом, налогоплательщик не обязан пересчитывать свои налоговые обязательства с 1 января 2005 г. из-за введения нового вида прямых расходов – на обязательное пенсионное страхование.
0 комментариев