2. Идеологические факторы в развитии живописи
Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показать триумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизнь простых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не могли раскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта, терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализации изобразительного искусства.
Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосом динамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял в стороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, так и со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художников в январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросами современности, создавать тематические произведения.
Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно было приспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливые художники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. В конце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр, посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов. Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, которая проводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.
На выставке были представлены полотна Я. Зайцева «Выступление Красной Армии в Минске в 1920 году», М. Манасзона «Выступление М.И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 году», и «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии. 1939 г.», Галины Данальской «Польские оккупанты» и др.
В годы «хрущевской оттепели» появляется «суровый стиль», для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурная емкость картины. Такое резкое изменение в живописной манере художников объяснялось резкой переоценкой ценностей, осуждением культа личности Сталина, пересмотром вульгарных теорий социалистического реализма. Грубая лепка суровых полотен 60-х годов несет себе большой эмоциональный заряд, его сила убеждает нас в своей правоте. Это работы Леонида Щемилева «Эстонские рыбаки», Альгерда Малишевского «Полочанка», Мая Данцинга «О Великой Отечественной», пейзажи 60-х гг. В Цвирко. Май Данцинг посвятил много полотен стройке нового города Солигорска: «Я знаю город будет Солигорск», «Новоселы», «В заводской столовой» и др. много полотен у него о Минске: «Старый и новый Минск», «Мой Минск» и др.
В условиях послевоенного идеологического нажима развивалось изобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поиск темы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, а борьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы или исторического события. Но и таких условиях создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства.
Основной темой многих живописцев в послевоенный период является отображение подвига народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. С первых дней войны мастера изобразительного искусства посвятили свое творчество показу героического подвига фронтовиков, партизан. Историческую ценность имеют многочисленные серии фронтовых рисунков, исполненных с натуры. Находясь в партизанских отрядах некоторые художники не бросили кисти. Более 40 антифашистских плакатов, 70 рисунков и акварелей (зарисовки боевых операций, портреты партизан) сделал художник Николай Гутнев.
Между боями художник Павел Гавриленко написал картины «Прорыв немецкой обороны» (1943 г.), «Партизаны на Полесье» (1944 г.), «Портрет мальчика-партизана» (1943 г.) и др. Произведения Белорусских художников созданные в военные годы были представлены на выставке организованной в 1944 году в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи. В ней участвовало более 30 живописцев, скульпторов, графиков.
Белорусские художники продолжали работать в условиях постоянного идеологического давления и навешивания ярлыков. Особенных масштабов покушение на свободу творчества достигло в годы борьбы с космополитизмом. Так художник Евгений Красовский критиковался за то, что в создании картин шел «не от содержания, а от формальных моментов, от палитры, от получения светотени». Время показало предвзятость критики. Художник оставил потомкам чудесные пейзажи белорусской природы, среди которых выделились «Беловежская пуща» и «Вязынка» (1947 г.), «На Березине» (1954 г.), «Яхты на причале» (1955 г.) и др. Психологической проникновенностью, неповторимостью характера, внешнего облика и внутреннего света личности выделяются портреты «Партизан Петр Каше» (1946), художника М Филипповича (1946 г.), народного артиста СССР Б. Платонова (1947 г.).
Постоянная критика, идеологический нажим способствовали тому, что для многих полотен была характерна вымышленная монументальность, надуманность композиции, парадность, официальность. Это касалось, например, большой картины Исаака Давидовича и Евгения Тихоновича «Слава великому Сталину» (1956 г.). Многофигурная композиция показывает парад физкультурников Белоруссии на Красной площади в Москве. Картина представляет собой образец парадной живописи, внутренней безличности и стандартизации образов советской молодежи.
На огромном полотне Натана Воронова «По поручению ленинского ЦК РКП(б)» Минск. 1919 год» (1953 г.) показан общий интерес массы солдат и железнодорожников, вызванный приездом Сталина. К нему художник поворачивает весь народ, показывает зрителю спины. Судьба народа, его героическая жизнь в тяжелых условиях военной разрухи осталась за гранью потуг художника.
Период застоя для белорусской живописи был драматичен, давление официально-бюрократического пресса здесь ощущалось сильней, чем в ряде других республик. Например в соседней Литве, куда нередко устремлялись молодые художники. Но искусство оставалось искусством. Путь к преодолению фальшивой риторики, официоза художники находили в обращении к духовным ценностям народного искусства, в обращении к своему историческому прошлому, образу родной природы.
... уже небыло таких грандиозных проектов. Здания стали более скромными. Брежневская архитектура отличалась мощными призматическими строениями типа московской гостиницы "Россия", но по-провинциальному они были более бедными. 5. Мода в советский период В СССР, после войны о стиле в одежде мало кто задумывался - положение в стране не позволяло никакой роскоши. Сама по себе новая одежда уже была ...
... забыт в Советском Союзе, хотя его творчество одна из самых ярких страниц в мировом изобразительном искусстве первой половины ХХ века. Казимир Малевич участник знаменитых выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), один из столпов русского, а затем и советского авангарда. Супрематизм основан на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные ...
... приводит к получению знаний учащимися по данной проблеме не в полном объеме. Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20-30-Х ГОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» В данной главе учтены результаты анализа научно-исторической, искусствоведческой литературы. Отбор содержания ...
... Российской империи очень небольшое количество радиотехники[40, с. 165]. Проблема состояла в том, что Советская Россия, как и Россия дореволюционная зависела от западной техники и технологии. Накануне Октябрьской революции в России существовало 13 мелких фирм по производству радиоаппаратуры. В начале 1918 г. оставалось всего-навсего 3 полуразрушенных кустарных предприятия. По сравнению с другими ...
0 комментариев