3.2 Характеристика лиц, отбывающих наказание в дисциплинарных воинских частях
В криминологии, социологии, педагогике, психологии и психиатрии уже давно обосновано необходимость изучения личности правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом преступления. Изучение личности осуждены дисциплинарных частей позволяет более полно вскрыть причины и условия их криминального поведения. И, что не менее важно, оно помогает выявить типовые особенности их криминогенного поведения, совершение преступлений и правильно организовать профилактическую работу. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, ибо оно является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Специфика создания и функционирования дисциплинарных воинских частей, их внутренней жизни требует настоятельного изучения личности осужденных. Знания особенностей лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, позволит правильно оценить их действия и поступки, определить направление и степень военно-исправительного воздействия, организовать процесс социальной реабилитации, предупредить преступление и иные правонарушения с их стороны.
Таким образом, изучению личности осужденных дисциплинарных воинских частей должно уделяться значительное внимание, ибо личность – это не только продукт обстоятельств, социальной среды, но и субъект, способный к активной, целенаправленной, преобразующей социальные условия деятельности.
Социально–демографическая характеристика. Изучение данных социально–демографической характеристики осужденных дисциплинарных воинских частей представляет интерес во многих отношениях. Лица, осужденные к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части, - это часть армии, хотя и не очень значительная.
В сравнении со сведениями, характеризующими армейскую среду, данные об осужденных позволяют установить, представители каких категорий военнослужащих, проходящих службу по призыву, чаще совершают преступления. В настоящем параграфе анализируются данные о распределении осужденных по возрасту, семейному положению, образованию, роду занятий, социальному и военно–социальному положению.
Возраст. Одним из основных факторов, который необходимо учитывать в исправительном процессе, является возраст осужденного дисциплинарной воинской части. Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных периодов военной службы, а также родов и видов войск.
Из приложения (таблица А.1) видно, что анализ распределения осужденных по возрасту показывает, что большинство лиц (66,7%), осужденных к направлению дисциплинарную воинскую часть, принадлежит возрастной группе 18-19 лет. Лица более старшего возраста осуждаются к данному виду наказания реже, так как призывной возраст установлен с 18 до 27 лет, а большинство граждан призывается на военную службу в 18-19 лет. Это обусловлено рядом обстоятельств, но в первую очередь тем, что военную службу несут главным образом молодые мужчины – наиболее криминогенное в демографическом отношении часть населения.
В настоящее время уже многими исследователя [47, с.68; 48, с.52] установлено возможность антикриминогенного влияния семьи на личность. Неблагоприятные семейные условия (неполная семья, противоправный и аморальный образ жизни членов, пренебрежения к обще – социальным ценностям) характерны для значительного числа преступников. Не являются в данном случае исключением и военнослужащие. Наличие семьи в основном положительно сказывается на всем исправительном процессе, особенно на конечном этапе. Одной из наиболее мало изученных областей в социальном–психологической работе в армейской среде является семья военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, хотя необходимость оказать положительное влияние на развитие взаимоотношений в семье военнослужащего, тем более совершившего преступление, - задача, с которой сталкиваются в своей практической деятельности командир, структуры по работе с личным составом. Это не легкая задача. Личная, тем более супружеская, жизнь не всегда укладывается в рамки привычных правил и однозначных предписаний. Семья военнослужащего срочной службы, выполняя в основном те же социальные функции, что и обычная семья, испытывает большое влияние специфики воинской службы, что находит отражение в социально – психологических особенностях дисциплинарных воинских частей.
Анализ данных приведенных в приложении (таблица А.2), показывает, что наибольшую долю среди военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарных частях, составляют холостые. Среди военнослужащих таких лиц большинство, что, видимо, объясняется их более молодым возрастом. Установлено также, что наиболее крепкие семейные связи у лиц, состоящих в зарегистрированном браке: у них чаще сохраняются семьи, чем у лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, соответственно в 1.5 раза. Сокращение семейных связей зависит также от характера преступления и степени социально–нравственной деградации личности. Распад семей осужденных дисциплинарных воинских частей также не идет ни в какое сравнение с этим явлением у лиц, находящихся в ИУ. У осужденных в ИУ 30.6% семей распадается [49, с.14] Даже если предположить, что семьи распались равномерно (хотя это не совсем так, ибо более интенсивно распадаются семьи в первый год после ареста), то с учетом среднего отбывания срока (3,1 года) мы увидим, что семьи лишенных свободы распадаются в 5 раз интенсивнее, чем военнослужащих, находящихся в дисциплинарных частях. Это показывает, что менее длительные сроки лишения свободы по сравнению с ИУ обеспечивают сохранность семейно–брачных отношений.
Наличие родителей у осужденных. Криминологические исследования показывают, что формированию личности правонарушителя способствует такой отрицательный фактор, как семейное неблагополучие [30, с.52-59]. Не все осужденные военнослужащие имеют обоих родителей: 20.7% - только мать, 17.3% - только отца. Родителей нет у 5% осужденных. Из числа обследованных у 48.3% осужденных оба родителя не имеют судимости, у 4.6% - оба родителя судимы, у 27.8% - судим один из родителей. Иными словами у 32.4% осуждены либо оба родителя, либо кто-то один имеет судимость. Следовательно, характерные особенности отмечаются и применительно к семейному положению. Типичным является наличие каких–либо обстоятельств, существенно ограничивающих возможности семьи в воспитании детей или оказывающих на последних отрицательное влияние. Иными словами семья, в которой воспитывался осужденный считается в большинстве случаев либо «трудной» (отрицательный пример родителей), либо педагогически «слабой» (низкий культурно – образовательный уровень, длительное нахождение вне постоянного места жительства, болезнь и т.п.), либо эти факторы сочетаются. В качестве вывода можно предположить, что социальные условия нашего общества стимулируют стойкую негативную реакцию у родителей военнослужащих по отношению к призыву на военную службу.
Образовательный уровень. Образование, как известно, играет важную роль в развитии умственных способностей и нравственных устоев личности, в значительной мере определяет ее общий культурный и интеллектуальный уровень. Чем выше этот уровень, тем больше возможностей у человека приобрести престижную профессию, что в свою очередь, создает лучшие условия для трудового и бытового устройства и жизненной перспективы в целом. Высокий образовательный уровень проявляется как антикриминогенный фактор. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступлений. Данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем у других граждан, причем особенно низко доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Анализируя данные таблицы А.3 нельзя не заметить, что средний образовательный уровень осужденных дисциплинарных частей и исправительных учреждений существенного отличия не имеет. Сравнительное общеобразовательная характеристика лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях показывает, что их образовательный уровень несколько ниже, чем у осужденных исправительных учреждений [49, с.21].
Возраст, уровень образования – общий и специальный, служебное положение и т. д. В криминологическом плане: чем выше воинское звание, тем ниже преступная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно – агрессивной мотивации к корыстной. По военно-социальному положению среди респондентов оказалось: рядовых – 71,6%, младших командиров – 23,1%, разжалованных сержантов – 2,6%, а пониженных в звании – 1,3%. Основной массив нарушителей состоит из рядового состава (около ¾). Каждый четвертый нарушитель – сержант, т. е. младший командир или квалифицированный специалист. Поэтому, по нашему мнению, должности сержантов и старшин следует комплектовать из лиц, окончивших специальные учебные заведения для подготовки младших командиров сдавших соответствующие квалификационные экзамены.
Уголовно – правовая и криминологическая характеристики. Знание данных уголовно – правовой характеристики заключается в том, что они дают представление именно о тех чертах личности осужденного, существование которых привело его к совершению преступления. Эти особенности нужно знать воспитателю в первую очередь, ибо они показывают характер тех дефектов личности, которые поддаются исправлению.
Квалификация совершенного преступления. При организации исправительного процесса необходимо учитывать степень социально–правовой деградации личности осужденного, которая особенно ярко проявляется в характере совершенного им преступления.
В криминологии принято классификация наиболее распространенных преступлений на корыстные, корыстно – насильственные, насильственные и неосторожные. Сгруппировав данные исследования по этой схеме, получили (см. таблицу А.4). С развитием научно–технического процесса, ростом количества и усложнения источников повышенной опасности увеличивается число неосторожных преступлений [68, с.127]. Особенности ценностно–нормативной ориентации неосторожного преступника, его уголовно–правовая, криминологическая и социально–психологическая характеристики говорят о том, что эти лица находятся гораздо ближе к законопослушно военнослужащим, чем к умышленным преступникам. Разрыв между степенью общественной опасности неосторожного преступления и личностью, является главным противоречием, приводящим к коллизии целей наказания.
Назначенное наказание. Срок уголовного наказания является специфическим критерием общественной опасности деяния и личности преступника, временным показателем применения к осужденному основных средств исправления. Как известно, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. Большинство осужденных (77,9%) направляется в дисциплинарную воинскую часть на срок от 1,5 года до 2 лет. Реже назначаются сроки от 6 месяцев до 1 года (19,8%), от 1 ода до 1,5 года (30,6%), а до 6 месяцев – 2,3%. Следует, иметь в виду, что в этих специфических воинских частях находятся лица, впервые отбывающие наказание за совершение менее тяжких преступлений. Кроме того, почти треть этих лиц (23%) осуждена впервые.
Причины преступного поведения. Анализ прежней деятельности осужденного дает нам представление о том нравственном и социальном «багаже», с которым он подошел к совершению преступления. При всей важности и необходимости такого анализа, не достаточно для адекватного вывода о степени общественной опасности того или иного лица. Во–первых, потому что в прежнем поведении не всегда достаточно отчетливо проявляется нравственные изъяны, которые привели к совершению преступления. Преступник может длительное время скрывать свои антиобщественные устремления. Во–вторых, существующая у преступника система личностных свойств может по–разному проявиться в различных жизненных ситуациях. Поэтому, важным этапом изучения личности осужденных дисциплинарных воинских частей, совершивших обще - уголовные преступления и против военной службы, должно быть исследование механизмам взаимодействия свойств личности, сформировавшихся в процессе прежней социальной деятельности, с особенностями ситуации, в которой было совершено преступное деяние, иначе говоря, изучение мотивации преступного поведения. Исследование мотивов преступлений исследуемого контингентам позволило выявить следующую картину, что около половины опрошенных лиц (47.1%) связывают совершенное ими преступление с безнаказанностью вследствие сокрытия командования части преступлений и иных правонарушений. Практически каждый осужденный (21.2%) указывает на отсутствие в части должной воспитательной работы по предупреждению преступлений, безнаказанность за предыдущие факты неуставных взаимоотношений, традиции «дедовщины» и культ физической силы в армейских коллективах.
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что большинство осужденных к содержанию в дисциплинарной части не считали себя нуждающимися в исправлении в условиях этого специфического воинского подразделения. Следовательно, осужденные в своем большинстве воспринимают наказание не как меру государственного принуждения, необходимую для исправления недостатков их собственной личности, а лишь как кару, постигшую их случайно [39, с.317]. Также выявилось, что 14.5% лиц исследуемого контингента связало совершенное ими преступление с какими – либо отрицательными качествами своей личности. Прежде всего, здесь подразумевается сочетание социальных и психологических факторов, о которых мы говорили выше. Следовательно, лица, проводящие воспитательную работу, обязаны знать и учитывать, что их деятельность по исправлению осужденных должна строиться не на переделывании или разрушению сформировавшихся личностных свойств, а на детальном изучении их направленности, выяснении отношения к социальным нормам и правилам поведения, выявлению мотивов преступной деятельности. Необходимо определить у каждой конкретной личности негативные стороны, которые нужно корректировать, и то положительное, на чем можно строить процесс исправления. Только в этом случае, можно достичь успеха, зная причины предыдущей преступной деятельности осужденных.
Трудовая деятельность осужденных. Переход к рыночным отношениям, общий кризис в сфере производства не могли отразится на всем комплексе проблем, связанных с исполнением уголовного наказания, в том числе на обеспечении осужденных трудом. Экономическая реформа поставила имевшуюся производственную базу дисциплинарных воинских частей, так же как и других исправительных учреждений, в крайне сложные условия. Дисциплинарные воинские части оказались не защищенными как социально, так и экономически. Хотя и до начала реформ дисциплинарные воинские части имели недостаточно мощный потенциал, что в основном позволяло обеспечить трудом осужденных, уровень которого зависел от таких объективных причин, как отсутствие необходимых специальностей у осужденных, трудности обеспечения материально–техническими ресурсами для производства. Хотя в соответствии с Положением трудовая деятельность осужденных должна быть подчинена интересам их исправления, на самом деле ручной неквалифицированный труд в дисциплинарных воинских частях не дает соответствующего результата. Анализируя деятельность дисциплинарных воинских частей по организации профессионального обучения и трудового использования осужденных, следует прийти к выводу, что в этой сфере отсутствует единая и организованная база. На результаты профессиональной подготовки серьезно влияют следующие факторы: осужденные не могут пройти курс профессионально–технического обучения, так как сроки данного вида наказания варьируются в пределах от трех месяцев до двух лет; большинство осужденных не имеет необходимой предшествующей профессиональной подготовки для продуктивной трудовой деятельности, перечень предлагаемых специальностей не соответствует интересам и наклонностям многих осужденных. По нашему мнению, основными направлениями совершенствования организации профессионального и профессионально–технического обучения осужденных в дисциплинарных воинских частях являются: обеспечение условий для получения осужденными профессиональной подготовки и формирование готовности к их включению в производственный труд при обязательном учете срока наказания, возможности и профессиональных наклонностей, а также военной специальности; закрепление полученных знаний и навыков на производстве дисциплинарных воинских частей; формирование социально–активной, нравственно полноценной и трудолюбивой личности.
Одна из основных целей наказаний заключается в том, чтобы исправить осужденного и добиться его правомерного поведения после освобождения. Прогнозировать, как будет себя вести освобожденный, не просто. Однако в определенной мере можно об этом судить по оценки его поведения во время отбывания наказания [48,c.21]. В процессии исследования были выявлены данные, позволяющие характеризовать степень исправления осужденных. При этом за основу взяты показатели, принятые в уголовно–исправительном праве. Положение статьи 9 УИК РФ определяют понятие исправления осужденных и его основные средства. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений) [34, с.271]. В качестве критериев избраны данные о дисциплинарной практике в дисциплинарной воинской части, об отношении осужденных к труду, об участии в работе самодеятельных организаций и общей характеристики степени исправления.
... , считается не имеющим судимости. Заключение Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство не относило к предмету своего ведения правовое регулирование исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ целый раздел, состоящий из трех глав посвящен регламентированию наказаний, назначаемых военнослужащим. При этом некоторые наказания ...
... как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида».[4] ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В исправительно-трудовом законодательстве правовое положение лиц, отбывающих наказания, закрепляется двумя ...
... специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ). Таким образом, систему органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляют те органы и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией, и те, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности. В ...
... приговор, для принятия решения о замене наказания в виде ограничения по военной службе другим видом наказания либо о досрочном освобождении от отбывания наказания (например, по болезни). Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих регулируется ст. 148—154 УИК РФ. Уголовный кодекс РФ ...
0 комментариев