3.3 Статус монарха в Великобритании

Великобритания является старейшей парламентарной монархией. При анализе статуса монарха следует учитывать, что организация и функционирование государственной власти не строятся на буквальном понимании принципа разделения властей.

Монарх в силу своих прерогатив и исторических традиций рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Согласно британской конституционной доктрине, власть в государстве исходит не от народа, а от монарха, являющегося главой государства. В то же время о реальных полномочиях по осуществлению каждой из ветвей власти следует говорить с определенными оговорками.

В Англии главой государства является монарх, правовое положение которого отличается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему, все государственное управление осуществляется от имени монарха.

Один из крупнейших русских дореволюционных государствоведов Н.М. Коркунов писал по этому поводу следующее: «В руках монарха видимым образом сосредоточиваются все различные элементы государственной власти. Он имеет право участвовать в распоряжении всеми проявлениями государственной власти. В этом смысле можно сказать, что в монархии ни один акт государственной власти не совершается без воли монарха. Не всегда власть монарха безгранична. В конституционной монархии он разделяет свою власть с народным собранием. Но будет ли монарх абсолютным или ограниченным властителем, он все-таки имеет право участвовать так или иначе во всех проявлениях государственной власти, что и придает ему значение видимого главы и сосредоточения всей государственной деятельности»[13].

Эта характеристика с определенными коррективами верна и для современных парламентарных монархий, где также все государственное управление совершается от имени монарха, хотя фактически он существенно ограничен в сфере практического осуществления политики. Ограничения и даже нуллификация реальных властных полномочий монарха отнюдь не означают, что этот институт становится безразличным для действующей политической системы. Даже бесправная монархия нужна и полезна правящей элите.

Суть этого явления вскрыл более ста лет назад Ф. Энгельс в своем блестящем анализе английской Конституции. «Власть Короны на практике сводится к нулю, — писал он, — и если бы известный всему свету факт еще требовал доказательств, достаточно было бы сослаться на то, что уже более ста лет, как прекратилась всякая борьба против Короны... Тем не менее... Английская Конституция не может существовать без монархии. Уберите Корону — «субъективную верхушку» — и все искусственное сооружение рухнет. Английская Конституция представляет собой перевернутую пирамиду, вершина которой является одновременно основанием. И чем менее значительным, делался монархический элемент в действительности, тем большее значение приобретал он в глазах англичанина. Нигде, как известно, особа, которая не управляет, не пользуется большим поклонением, чем в Англии».[14]

Его положение в системе властных отношений определяется формулой «монарх царствует, но не правит». Он олицетворяет символ нации, стабильность британской государственности.

Монарх, возглавляя Содружество, является главой государства помимо Великобритании еще в 17 странах Содружества.

Схема 2

Статус монарха[15]

Статус монарха регулируется Актом о престолонаследии (1701 г.) и важнейшими судебными прецедентами, устанавливающими принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти.

В стране закреплена кастильская система престолонаследования, согласно которой трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам. Супруг или супруга монарха не являются престолонаследниками. В 1952 г. в связи с отсутствием наследников мужского пола после смерти Георга VI престол перешел к его дочери Елизавете II, принадлежащей к династии Виндзоров. В соответствии с обычаем королева вправе самостоятельно назначить наследника из своих потомков.

В качестве особого требования, предъявляемого к британскому монарху и членам его семьи, выступает принадлежность к англиканской церкви. Монарх рассматривается как глава государственной англиканской церкви.

Прерогативы британского монарха, под которыми понимают комплекс его полномочий по общему праву, подразделяют на личные и политические. Первые обозначают право на особые государственные регалии и привилегии в соответствии со статусом персоны и традициями: корона, мантия, звание, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монарха и семьи и, наконец, цивильный лист. Кроме того, в качестве личной прерогативы выступает правило «монарх не может поступать неправильно», означающее его судебный личный иммунитет.

Политические прерогативы монарха охватывают полномочия по осуществлению государственной власти, касающиеся влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Такие политические прерогативы осуществляются по совету и при участии соответствующих членов Кабинета. Их можно подразделить на полномочия, связанные со следующими сферами: законодательной; управленческой (право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов Палаты лордов и т. д.); судебной (правосудие осуществляется от имени монарха, ему принадлежит право помилования); внешнеполитической (право объявления войны и заключения мира; назначения дипломатических представителей; право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров).

С конца XVII в. утвердилось правило, согласно которому принятие Парламентом закона о предмете, относящемуся к королевской прерогативе, означает изъятие этого предмета ведения из нее.


Информация о работе «Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в ХІХ в.»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 64816
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 3

Похожие работы

Скачать
14806
0
0

... пример: идя навстречу требованиям совершенствования государственного устройства, английские политические партии и парламент наметили программу реформы конституционного законодательства и полномочий Палаты лордов. Важнейшим в конституционно-правовой системе Англии и Франции нового времени стало обозначение преемственной связи между новейшими текстами и положениями и предшествующим конституционным ...

Скачать
138679
1
0

... отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей. В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень ...

Скачать
77282
0
1

... административных властей, уполномоченных на то законодательством. Между нормами, выработанными судебной практикой, и нормами, установленными законодателем, существуют два важных различия: 1) Роль в данной правовой системе. Судебная практика действует в установленных законодательством рамках, тогда как деятельность самого законодателя состоит именно в установлении этих рамок; 2) Правовая норма, ...

0 комментариев


Наверх