1.6 Библиотечное дело во второй половине XIX века
Россия вступила в новую фазу исторического развития – в эпоху промышленного капитализма, вызвавшую сдвиги в экономической, политической и культурной жизни страны. Царское правительство, убедившись в невозможности сохранения старых порядков, вынуждено было отменить крепостное право и провести ряд ограничительных буржуазных реформ в области культуры и просвещения. Правительство старалось направить общественное движение за открытие библиотек в «законное русло», устанавливало за ними неусыпный надзор.
Произвол царских чиновников, имевших право запрещать открывать публичные библиотеки, крайне отрицательно сказывался на развитии сети данных учреждений. Надзор за библиотеками велся со стороны министерства внутренних дел, губернаторов, министерства народного просвещения, духовного ведомства. С 1844 года «временные правила» предписывали назначить ответственное лицо за деятельностью библиотеки, смена которого разрешалась только властями, который имел возможность при неугодных ему обстоятельствах закрыть библиотеку.
С 1884 года стали издаваться «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы… в публичных библиотеках и общественных читальнях», в их списки попали произведения по крестьянскому вопросу, рабочему движению, истории революции, социалистических учений в России и за рубежом. Эти издания можно было получить в научных библиотеках или книжных магазинах, доступ в которые был разрешен только интеллигенции, исключая учащихся. С 1890 года ученый комитет по согласованию с духовным ведомством стал издавать каталоги книг и периодических изданий, допущенных к чтению, в их число вошли монархическая, религиозно – нравственная литература, официальные и справочные издания министерства.
Общее число книг, разрешенных для бесплатных народных библиотек к середине 90-ых годов, составило 3 тысячи, то есть 3,3% изданных на русском языке. Из ежегодно издававшихся книг народные библиотеки могли приобрести не более 10% и 17% периодических изданий черносотенного и монархического характера.
Противодействую народным библиотекам и читальням, правительство поощряло открытие церковноприходских библиотек, число которых в 1893 году дошло до 22 тысяч по сравнению с 60-ми годами – 12,5 тысяч. Однако они не пользовались успехом у населения.
Царское законодательство стесняло развитие общественного пользования книгами в стране, обедняло книжные фонды народных и общественных библиотек, снижало их общественную и культурную ценность. Против политики царизма в области библиотечного дела непримиримо боролись революционно – демократические круги общества, использовавшие библиотеки и читальни для революционной пропаганды.
По-прежнему увеличивалось коммерческих библиотек и кабинетов для чтения, доступных только для состоятельных кругов населения, многие из них были переполнены книгами невысокой идейно-политической ценности, романами и приключенческой литературой. Открывались библиотеки, доступные только определенным сословиям.
Для второй половины XIX века характерен рост общественной инициативы в области библиотечного дела. Публичные библиотеки в губернских и уездных городах, основанные буржуазно - демократической интеллигенцией, городскими и земскими органами самоуправления, назывались общественными, но находились под административно-полицейским надзором, их работа строго регламентировалась реакционным законодательством, ощущался острый недостаток в новой литературе. Книжный фонд подавляющего числа библиотек не превышал 5 тысяч экземпляров.
Публичные общественные библиотеки оказывали известную помощь читателям в самообразовании и чтении. В некоторых из них устраивались публичные лекции, литературные вечера и чтения, платные концерты и спектакли, средства от которых использовались на содержании библиотек.
В начале 70-ых годов был поднят вопрос об организации бесплатных библиотек для обслуживания рабочих и крестьян, о допуске грамотных крестьян в библиотеки сельских начальных училищ, решающую роль в решении этих вопросов играли земства. К концу века было открыто более 3 тысяч народных библиотек и читален, основной целью которых было идеологическое порабощение трудящихся. Не смотря на довольно ограниченные фонды подобных учреждений, спрос на них был довольно высок. Особенно в среде учащихся.
Развитие науки и культуры, промышленного и сельскохозяйственного производства содействовало возникновению новых научно-исследовательских учреждений и учебных обществ, высших и средних специальных учебных заведений, что в свою очередь потребовало расширения сети научных и специальных библиотек. В 1862 году открывается Публичная библиотека Румянцевского музея в Москве, её книжный фонд, благодаря добровольным пожертвованиям составляет 500 экземпляров, средняя годовая посещаемость в 1883 – 1896 годах составила около 27,5 тысяч.
В Москве создаются библиотеки – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Политехнического, Исторического музеев. Значительно расширила свою деятельность Публичная библиотека в Петербурге, насчитывавшая к концу XIX века около 2,1 миллиона книг, 14,3 тысяч читателей. Значительно выросли фонды университетских библиотек, с 1863 года вузы получили право выписывать иностранные издания, посторонние лица получили доступ к их фондам при помощи залогов.
Неудовлетворительно организовывалось библиотечное обслуживание студентов, которые могли получать литературу «научного содержания» лишь по рекомендации профессора и с разрешения администрации, эти меры породили образование нелегальных студенческих библиотек в Петербургском, Московском, Казанском, Дерптском университетах.
Появление революционных рабочих кружков в начале 70-ых годов XIX века повлекло за собой возникновение рабочих нелегальных библиотек. Первое учреждение такого характера появилось в конце 1872 – начале 1873 года в Петербурге при рабочем кружке на Выборгской стороне. Фонд этой библиотеки состоял из нелегальной литературы – произведения революционеров-демократов, народнические брошюры, книги писателей-шестидесятников. В 1874 году жандармы разгромили кружок и уничтожили значительную часть библиотеки.
Образование нелегальных рабочих библиотек усилилось после возникновения первых рабочих политических организаций, «Южнороссйский союз рабочих» открыл несколько на машиностроительном, чугунолитейном заводах, в железнодорожных мастерских Одессы и Ростова-на-Дону. Одной из самых крупных нелегальных рабочих библиотек была библиотека «Северного союза русских рабочих» в Петербурге, которая ставила своей целью политическое воспитание рабочего класса для борьбы самодержавием и буржуазией. Чтение помогало рабочим освобождаться от народнических иллюзий, способствовало развитию классового самосознания.
Рост рабочего движения в России в 80-ые годы создал предпосылки для распространения марксизма и зарождения социал-демократического движения. Первые нелегальные марксистские библиотеки, начавшие свою деятельность с произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, появляются в Петербурге.
Марксистские кружки применяли самые разнообразные формы продвижения книги к трудящимся, организовывались чтения и обсуждения книг и периодических изданий, составлялись программы для самостоятельного чтения и рекомендательные каталоги.
Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», основанный В.И. Лениным в 1895 году стал одним из ведущих источников распространения марксистской литературы.
Рост освободительного движения оказал серьезное влияние на формирование прогрессивной библиотечной мысли, на оценку роли библиотек и чтения в обществе, на распространение принципа общедоступности в библиотечном деле.
В целом библиотечное дело во второй половине XIX века продолжало сильно отставать от растущих потребностей народа в книге. Сеть научных, публичных и народных библиотек была недостаточной, материальное положение большинства из них оставалось неудовлетворительным. Все острее чувствовалась необходимость коренных преобразований, устранение реакционных законов и правил, ограничивших и стеснявших библиотечное дело [приложение].
... Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Государственные реформы в сфере политики, экономики, культуры и образования, проведенные в России в первой четверти 18 века императором Петром I, имели огромное значение и для развития библиотек. Рост промышленности и экономики в 18 веке, особенно во второй его половине, способствовал значительному сдвигу в развитии науки ...
... слезами и пощением, молитвою и бдением, тем же почтен был монастырь Печерский, иже первее всех и честью выше всех».1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью моей работы было: исследовать процесс становления и развития древнерусских монастырей. В ходе данной работы эта цель была достигнута. Рассматривая поставленные задачи, я пришла к следующим выводам. На Руси иночество началось почти одновременно с принятием ...
... стандартов качества образования и соответственно научных дипломов и степеней с целью достижения признания российских документов об образовании в других странах. Важно отметить, что задачи культурной дипломатии России формулируются четко и вполне корректно по отношению к зарубежным партнерам. Они выдержаны в духе уважения к культурному многообразию мира и культурной самобытности отдельных народов. ...
... Работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров. События Первой мировой войны, Октябрьской революции, Гражданской войны не способствовали сохранению и развитию библиотек. Территория Беларуси стала ареной военных действий, подверглась оккупации. Попытки органов советской власти за счёт национализированных книжных богатств пополнить возобновившие свою работу библиотеки и ...
0 комментариев