22 ноября 1926 г. второй сессией ВЦИК XII созыва был принят Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927 г.
Ответственность за незаконный оборот оружия в УК РСФСР 1926 г. предусматривалась ст. 182, установившей, что "изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения" наказывались принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов, оружия".
Особенность ст. 182 УК РСФСР 1926 г. заключалась в том, что она объединила диспозиции ст. ст. 93 и 220 УК РСФСР 1922 г., охотничье оружие не являлось предметом преступления. Деяние, предусмотренное ст. 182 УК, было отнесено в главу "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок".
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 августа 1929 г. дополнило ст. 182 УК РСФСР частью второй об ответственности за пересылку по почте взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и предметов, таких как порох, патроны и т.п., а также едких кислот и других едких веществ, карающуюся принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией почтового отправления.
В дальнейшем ответственность за изготовление, хранение, покупку, сбыт огнестрельного оружия была ужесточена. По предложению Президиума ЦИК СССР Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1933 г. ст. 182 УК РСФСР была изменена и изложена в новой редакции.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. "О мерах борьбы с хулиганством" запрещалось без разрешения органов НКВД изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия, на основании чего ст. 182 УК РСФСР была дополнена частью четвертой, в соответствии с которой в качестве меры наказания устанавливалось лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией оружия.
В примечании к ст. 182 говорилось, что действие части четвертой не распространяется на хранение и ношение холодного оружия в местностях, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма. К указанным местностям Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 сентября 1935 г. были отнесены: а) национальные республики и области РСФСР (Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Карачаевская, Черкесская, Чечено-Ингушская, Адыгейская автономные области), где ношение холодного оружия (кинжала) является принадлежностью национального костюма; б) сельские местности Карельской АССР - финские ножи; в) районы Крайнего Севера РСФСР, где ношение холодного оружия (охотничьего ножа) необходимо по условиям быта или промысла.
В зависимости от целей виновного незаконный оборот оружия в ряде случаев охватывался составом государственных преступлений (глава первая УК). Например, ст. 582 предусматривала ответственность за вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры. В комментарии к Уголовному кодексу под редакцией М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина говорилось: "Так как ныне согласно ст. 19 Уголовного кодекса карается не только покушение, но и приготовительные действия, то ст. 582 охватывает: а) закупку оружия; б) вербовку людей в банды; в) оборудование складов оружия, устройство почтовой, телеграфной или особыми курьерами связи между отдельными участниками, подготавливающими преступления..."
В соответствии со ст. 58.11 УК РСФСР всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе (о государственных преступлениях) преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из государственных преступлений, влекло за собой меры социальной защиты, которые указаны в соответствующих статьях данной главы. При этом организационная деятельность могла выражаться также и в приобретении оружия.
Особое значение имела деятельность государства по борьбе с незаконным оборотом оружия в годы Великой Отечественной войны. Широкомасштабные боевые действия, оккупация немецко-фашистскими войсками ряда республик и областей Советского Союза способствовали тому, что на руках у населения оказалось значительное количество оружия. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 16 января 1942 г. N 1156 "О сдаче трофейного имущества" предписывалось всем гражданам, проживающим в освобожденных Красной Армией населенных пунктах, в течение 24 часов сдать воинским частям, органам НКВД или местным органам власти все оружие, боеприпасы и другое имущество, оставленное противником, а также имущество, принадлежавшее воинским частям Красной Армии, государственным или общественным организациям и присвоенное во время оккупации. Граждане, не выполнившие требования данного Постановления и не сдавшие в указанный срок оружие и боеприпасы, подлежали ответственности по ст. 182 УК РСФСР, в случае злостного уклонения от сдачи - по ст. 58.14 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. В соответствии с Приказом Народного комиссара юстиции СССР от 28 января 1942 г. лица, виновные в порче оружия, боеприпасов, военного имущества, а также уклоняющиеся от их сдачи, подлежали штрафу до 3000 рублей или лишению свободы на шесть месяцев. Умышленное повреждение или злостное уклонение от сдачи имущества предполагало привлечение к ответственности по ст. 58.14 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
Уголовные кодексы РСФСР 1922 г. и первоначально 1926 г. не содержали специальных норм о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. Ответственность за совершение данных преступлений наступала по статьям об имущественных и иных преступлениях. Например, ч. 2 ст. 193.10 УК РСФСР 1926 г. предусматривала уголовную ответственность военнослужащих за противозаконное отчуждение (промотание) "выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и лошади", что влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок не ниже одного года. Если указанное преступление совершалось в военное время или в боевой обстановке, то в качестве наказания предусматривалось лишение свободы на срок не ниже трех лет или применение высшей меры социальной защиты. В качестве соучастников вместе с военнослужащими, отчуждавшими указанное имущество, привлекались к уголовной ответственности и подлежали аналогичному с ним наказанию и лица, которые приняли от них похищенное. Такими лицами могли быть как военнослужащие, так и гражданские лица. Для привлечения этих лиц к ответственности по ст. 193.10 необходимо было доказать, что они действовали умышленно, то есть достоверно знали, что сбывающий имущество является военнослужащим, а имущество - казенным.
На основании Постановления ЦИК и СНК от 6 февраля 1929 г. "Об усилении уголовной ответственности за хищение оружия и огнестрельных припасов" УК РСФСР был дополнен ст. 59.3а и 166-а, которые явились специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение рассматриваемых хищений.
Статьей 59.3а УК РСФСР, расположенной в главе "Преступления государственные", были предусмотрены тяжкие виды этого преступления: тайное или открытое похищение огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов, если оно совершено из складов и хранилищ РККА, военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, которые имеют особое государственное значение, милиции, экспедиции подводных работ, исправительно-трудовых учреждений, тылового ополчения и трудовых частей из лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, а также из мест постоянного или временного расположения их частей - в тех случаях, когда огнестрельное оружие, части к нему и огневые припасы находились под охраной или особым наблюдением.
Статья 166-а УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного) и огневых припасов к нему, при том условии, что оно не содержит признаки состава преступления, предусмотренного ст. 59.3а УК РСФСР, была помещена в главу об имущественных преступлениях, что, как справедливо отметил Г.А. Кригер, не отражало социальной сущности этого преступления и характер его общественной опасности.
Хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, совершаемые организованными группами или в значительных размерах, в судебной практике квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной социалистической собственности", при наличии признаков бандитизма - по ст. 593 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за бандитизм.
Статья 164-а главы об имущественных преступлениях предусматривала лишение свободы на срок до пяти лет за покупку, хранение и продажу заведомо похищенного огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного и огневых припасов к нему).
Издание Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об усилении охраны личной собственности граждан" и "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" вызвало изменения в правоприменительной практике о хищениях огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ: Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 22 августа 1947 г. N 12/6 "О порядке применения судами Указов Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1947 г." указал, что ст. ст. 59.3а и 166-а УК РСФСР не подлежат применению и преступления, предусмотренные ими, надлежало квалифицировать по соответствующим статьям этих Указов.
... и использование наркотических средств или психотропных веществ. Это может быть должностное и частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. ГЛАВА 2 Уголовно – правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ § 1 Понятие и юридический анализ элементов составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 228-228.2 УК РФ До 13 марта ...
... , находящихся под специальным контролем. Различна и степень общественной опасности рассматриваемых деяний. Острие уголовной репрессии обращено, прежде всего, на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта. Речь идет о подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной ...
... характеристика лиц, занимающихся незаконным оборотом оружия; - дана уголовно-правовая характеристика действующего состава преступления, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ); - исследованы квалифицированный (ч. 2 ст. 222 УК РФ) и особо квалифицированный (ч. 3 ст. 222 УК РФ) виды этого преступления; - внесены предложения по совершенствованию ...
... незаконный оборот оружия в любом его проявлении создает условия для совершения наиболее тяжких преступлений. ГЛАВА 3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ 3.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки преступлений в сфере незаконного оборота оружия Уголовное законодательство Российской ...
0 комментариев