Курсовая работа
по предмету "История религий"
на тему "Сектантство в Курской области"
План
1. Введение
2. Возникновение и распространение сектантства в Курской губернии
3. Начало XX века. Рост и укрепление сектантского учения в народных массах
4. Отношение советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области
5. Заключение
1. Введение
То, что русский народ не равнодушен к духовным
вопросам, достаточно доказывается тем, что у нас
ежегодно возникают новые секты.
Владимир Соловьев
Большое распространение в России в наше время получило сектантство. В годы "перестройки" множество сект хлынуло в нашу страну из-за границы; стали появляться и так называемые "доморощенные" секты. Перед нами встает вопрос: почему же русский народ при существовании Православной веры уходит в секты? Может быть, ответ кроется в истории появления на Руси сектантства? В этой работе будет рассматриваться история сект в Курском крае в контексте возникновения и развития сектантства по всей России. За исторические этапы развития религиозных сект взяты моменты отношения государственной власти к раскольникам и сектантам.
Начиная разговор о возникновении сектантства в Курской губернии, следует вначале упомянуть о возникновении его на Руси.
В сознание русского народа понятие сектантства стало проникать во время старообрядческого раскола, хотя уже в XIV веке были попытки мыслить иначе, чем учила Церковь (стригольники), или в XV-XVI вв. (жидовствующие и ересь Башкина и Косого). Сильно распространившаяся в конце XVII столетия секта хлыстов возникла даже немного ранее раскола - в первой половине ХVII века в Костромской, Владимирской и Нижегородской губернии. Есть мнение, что эта секта "пришла в Россию вместе с христианством, или чуть позднее, но из-за малых ее размеров и незначительного числа ее общин, а так же из-за последовательных мер тайной дисциплины ей удалось скрываться от Церкви и правительства настолько, что о ней не было никаких сообщений ни в официальных документах, ни в светской литературе, объем которой вообще был мал в допетровское время. Только когда возник внутрицерковный спор о старых и новых богослужебных книгах, хлысты отважились… выйти из глубокого подполья… открыто со своей пропагандой" 2. За хлыстами возникают скопцы, духоборы и др. Под влиянием западных сект в лице приезжих иностранцев на юг России, образуются штундисты, штундобаптисты, пашковцы. И хотя вначале государственная власть относилась к раскольникам и сектантам очень строго, к 70-80 годам XIX столетия положение дел изменилось. Либеральные настроения в правящих кругах России сделали свое дело. Секты встали в рамки закона, и даже стали иметь больше привилегий, чем официальная Церковь. В соответствии с Правилами регистрации сектантских общин, утвержденными 17 октября 1906 года, сектанты "получили право на ничем неограниченную свободу общественных богомолений, или общественных молитвенных собраний, в каком бы вредном для Православной Церкви направлении они не совершались, только бы не учиняли "неправомерных" или преступных с чисто-государственной точки зрения деяний" 3. Таким образом, государство, в сущности, перестало покровительствовать Православной Церкви. В двадцатые годы ХХ столетия, когда вся антирелигиозная деятельность была направлена против Православия, секты оказываются в привилегированном положении (в сравнении, опять таки с Православием). С конца 20-х годов Советская власть активизирует свою деятельность и против других религиозных культов. Под гонения подпадает почти все, что связано с религией. И лишь в конце 80-х - начале 90-х в России, наряду с Православной церковью, разрешение на религиозную проповедь получают и секты.
Таким образом, несмотря на гонения и неприятие со стороны властей, сектантство в России с начала XX века имело такую же судьбу, как и Православная церковь. Рассмотрим теперь историю возникновения сект в Курской губернии.
2. Возникновение и распространение сектантства на Курской губернии
Возникновение сект на курской земле (в то время Белгородская губерния и Белгородско-Обоянская епархия РПЦ) относится к середине XVIII века. Одним из первых дошедших до нас документов, свидетельствующих о наличии сект и раскола в Белгородско-Обоянской епархии, является отчет Курской Духовной Консистории Ее Императорскому Величеству Елисавете Петровне под названием "Ведомость учета документов о раскольниках, поступивших с 14 января 1750 по 15 июля 1757 года". Следует учесть, что тогда под понятие раскольников подпадали многие мистические секты. И хотя в основном рапорты курского духовенства заканчивались такими словами: "суеверий не оказалось" и "раскольников нет", все же Духовной Консистории удалось выявить наличие в Курске секты скопцов.
По указанному выше документу Курской Духовной Консистории, из рапорта дворян Ивана Ильинского и Ивана Прибылого следует, что в Курске некий Григорий Овечкин создал секту и возглавил местных скопцов 4. Любопытно, что вскоре ему пришлось изгнать конкурента Ивана Пушкаренка, прибывшего в Курск из Харьковской губернии по "совету слепого старца Антонина" для аналогичной проповеди. В том же рапорте содержатся сведения о деревне Реуте Курского уезда, полностью впавшей в скопческую ересь под руководством Василия Тарасовского.
Курскому дворянину Константину Яновскому, занимавшемуся выявлением скопцов в Курском уезде, удалось поймать бывшего монаха Авраамия, проживавшего в лесу под городом.
В Обоянском уезде местные власти изловили однодворца Кондратия Переверзева, уроженца деревни Бегичевой. Также скопцы были обнаружены в Белгородском (однодворец Василий Черкасов) и Корочанском (Яков Ушаков контролировал целую сеть скопческих общин) уездах. Среди пойманных оказались также миссионеры Алфимка Трудник и отставной прапорщик Яков Чаянов, которые колесили по всей губернии, совращая людей в скопческую секту.
Несмотря на карательные меры, приверженцы этого учения в нашем крае не перевелись и в дальнейшем. География распространения мистического сектантства включала около 50 населенных пунктов, охватывая такие крупные уезды, как Курский, Обоянский, Суджанский, Тимский, Фатежский и Щигровский.
Впервые открытое неповиновение скопцов курским властям в виде формального отделения от церкви было отмечено в 1892 году. Спустя два года они отказались присягнуть новому императору Николаю II.
Епархиальный миссионер Дмитриевский с сожалением писал, что "в скопческую веру переходят лица, известные в приходах за самых умных и передовых". Бывший уполномоченный по делам религиозных культов по Курской области В. Л. Юрковецкий в своей книге "Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений" называет скопничество "главной формой мистического сектантства в Курской губернии" 5.
Помимо скопцов в Белгородско-Обоянской епархии была сильно распространена секта духоборов. Появившись в Екатеринославской губернии в XVIII веке, эта мистическо-рационалистическая секта быстро распространилась в Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской, Саратовской и других губерниях, а затем проникла и в Сибирь.
В пределах Белгородской епархии духоборство появилось в середине XVIII столетия. Епархиальное начальство на первых порах мало обращало на него внимания, вследствие, может быть, его малой распространенности и известности. Во время управления епархией Преосвященного Феоктиста (Мочульского), епископа Курского и Белгородского (1787-1818), духоборство, довольно окрепши и распространившись, стало открыто заявлять о себе, и потому не могло быть оставлено без внимания. "Преосвященный Феоктист сам ревностно увещевал сектантов, и поручал это другим - способнейшим из духовенства. Так, в ордере его первоприсутствующему Харьковского духовного правления, Харьковского коллегиума префекту и богословия учителю Андрею Прокоповичу - от 27 февраля 1798 года - предписывалось: "явившиеся в Белгороде в духоборческом заблуждении, села Терноваго однодворцы Алексей Головин и Степан Голищев увещеваемы были мною келейно, увещеваемы были и в присутствии консисторском, но на увещания мои не склонились и более ко мне не являются. Пишу я к его превосходительству Алексею Григорьевичу (губернатору) для должнаго об них по законам разсмотрения. Заблуждение их тем более опасно, что один из них Алексей Головин обучался в Харьковских классах математике и другим наукам.<…> Ежели оные заблудшие к вам присланы будут, то вы наставьте их на путь истины, и когда они от заблуждения обратятся к православию и о своем заблуждении принесут достодолжное покаяние, то по исповеди удостойте их причащения святым Христовым тайнам и, доложа о сем его превосходительству, пришлите ко мне надлежащий рапорт"6.
Выше указанные представители духоборов действительно, по распоряжению губернатора, были найдены и направлены для бесед к протоиерею Прокоповичу, где, будучи увещаемы, дали обещание оставить свои заблуждения и присоединиться к Православию 7.
Но деятельность Преосвященного Феоктиста не ограничивалась только лишь личными увещаниями духоборцев. Он издает против них сочинение под названием "Разсуждение о божественности христианского учения", которое посвящает Императору Александру Павловичу. Называя Его Императорское Величество "высочайшим христианского благочестия ревнителем, защитником и покровителем Христовой Церкви" 8, владыка Феоктист так объясняет происхождение сочинения: "Всепресветлейший Монарх, всемилостивейший Государь! Во исполнение Монаршаго в Бозе почившия Августейшия Государыни Императрицы Екатерины Вторыя в 1792 г. состоявшагося Высочайшаго повеления, предлагаемы мною были изустные от слова Божия наставления некоторым заблудшим в здешнем крае поселянам, кои, безрассудно присвоя себе непосредственное вдохновение, и не веруя видимым в священном писании от начала мира во спасение человеческое провозвещенным истинам, отрицали благодатныя таинства и все церковныя и гражданския законоположения. Противу такого-то их пагубнаго заблуждения пастырским почел я долгом написать краткое о Божественности христианского учения разсуждение" 9.
Это сочинение весьма благосклонно было принято Государем, и Преосвященный удостоился получить 5 мая 1801 года следующий рескрипт: "Преосвященный Феоктист, епископ Курский и Белгородский! Сочинение Ваше о Божественности христианского учения, плод трудов и ревности вашей, приемлю я с особою признательностию как по содержанию его, толико душеполезному, так и по усердию его, с коим вы мне его приносите. Примите благодарность мою и уверение, что я пребываю вам всегда доброжелательный"10.
Доброжелательность Императора Александра I не замедлила сказаться на епископе Феоктисте. Уже через четыре месяца его удостаивают сана архиепископа. Сам же Александр I изменил свою политику против духоборов. В 1801 году в своем указе император писал: "...Все меры строгости, истощенные над духоборцами в продолжение тридцати лет до 1801 года, не только не истребили сей секты, но паче и паче приумножили число ее последователей".
Правительство приняло решение - переселить всех духоборов в одно место. Им отвели для поселения степные места Мелитопольского уезда Таврической губернии на реке Молочной, там они образовали первую духоборческую колонию - Богдановку. Вскоре эта секта слилась с толстовством, и в начале XX века почти все духоборы испросивши разрешения государственных властей, переселились в Канаду. Таким образом, секта духоборов совершенно исчезла не только из пределов Курской губернии, но и почти из всей России, в чем, без сомнения, есть заслуга и архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста.
В начале XIX века Курская губерния оказалась заражена еще одним лжеучением - хлыстовством. В отчетах духовенства Курской Духовной Консистории говорится о распространении секты хлыстов в шести пунктах Курской губернии, а именно: в селе Нижнем Теребуже Щигровского уезда, в селе Истобном Староосколъского уезда, в селе Спасском Обоянского уезда, в селе Хмелевом Фатежского уезда, в селе Щелкове Корочанского уезда и в городе Новом Осколе 11.
Подсчитывая общее количество сектантов и раскольников в Курской губернии, Духовная Консистория указывала следующие цифры: "В Курской епархии в 1843 году было раскольников мужеского пола 6023, женского 6496, а в 1853 году было мужеского пола 6181, женского 6759 душ. Обоего пола было в 1843 году 12519, а в 1853 году 12940"12. Уже в 1854 году общая численность раскольников и сектантов возрастает до 14 тысяч 13.
При таком количестве людей, вовлеченных в раскол и мистические секты, возникает вопрос, каким же образом реагировало на распространение лжеучений курское епархиальное начальство? Существовали ли какие-нибудь противосектантские братства, имелись ли в епархии миссионеры, велось ли преподавание раскола в духовных учебных заведениях? Как показывают дошедшие до нас документы того времени, никакой противосектантской работы не велось. Вот как описывает состояние епархии в конце XIX века исследователь раскола и сектантства того времени: "Курская епархия не может считаться свободной от раскола. В 1854 году, по документам, хранящимся в архиве Семинарского правления, раскольников в Курской епархии считалось до 14 тысяч; но, принимая во внимание, сказанное нами о числе раскольников и зная, что в Курской епархии есть города, население которых состоит более, чем на половину из раскольников, и целые большие слободы, нужно согласиться, что раскольников много более 14 тысяч. Обращений к Церкви из раскола в Курской епархии особенно значительных не было, но были и совращения. В настоящее время раскол в Курской епархии начинает усиливаться, сколько это можно видеть из донесения Его Преосвященства Преосвященнейшего Сергия в Священный Синод. Деятелей, специально знакомых с этим делом в епархии очень мало; в последнее же время поступали на священнические места лица очень мало знакомые или совсем не знакомые с расколом, потому что преподавание раскола прекращено. Библиотек, откуда можно было почерпнуть основательные сведения о расколе и средствах вести правильную борьбу с ним, не существует. Рассуждений на съездах духовенства общих и окружных о средствах к ослаблению раскола ни однажды не было. Братств, обществ, комиссий противораскольнических не существует…" 14.
Таким образом, Курская епархия не могла достойно противостоять сектам. Раскольники и сектанты приобретали все более и более новых членов.
сектантство курский губерния штундотолстовец баптист
... в разных странах, то с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация прямо противоположная. Способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом. 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РОССИЙСКОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА Сегодняшняя демографическую ситуацию в Российской Федерации можно смело ...
... дореволюционной России была высокая степень ее религиозности. На протяжении всей отечественной истории взаимоотношения государства и церкви отличались напряженностью. Особенно жесткое давление на Русскую православную церковь, сопровождавшееся разорением храмов, осквернением святых мощей, физическим уничтожением не только духовенства, но и просто людей верующих, оказали большевики в два первых ...
... , особенно из-за нарушения иеговистами законов о воинской повинности, приводили многих из них на скамью подсудимых. Этот искусственно созданный ореол преследования и мученичества позволил Норру широковещательно объявить иеговизм "истинной религией". Прочие деноминации, разумеется, к "истинным" причислены не были. "Слово "религия", - писал Н.Норр в одной из статей журнала "Башня стражи", - по ...
... » (или какой бы то ни было ее разновидностью); теперь пресса – это служанка государственной власти и не более того. Современные российские СМИ – это неформальный политический институт, «работающий» на корпорацию, монополизировавшую власть. И если раньше СМИ можно было назвать оружием народа против власти, то сейчас она – оружие власти против народа. Путиновидение, путиновизор… – основной метод ...
0 комментариев