1.3. Германия
Понятие и классификация. Уголовный Кодекс ФРГ выделяет два вида преступных деяния (Straftat) – преступления и проступки. При этом в основу такого деления вложен чисто формальный признак – минимальный размер наказания.
Согласно законодательству Германии преступлением является преступное деяние, минимальным наказанием за которое служит тюремное заключение от одного года и выше, в то время как проступок расценивается, как уголовно-правовое отношение, за совершение которого человека ожидает менее одного года тюремного заключения либо денежный штраф[6]. При данной классификации преступных деяний Уголовным Кодексом не принимается во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства, предусмотренные Общей Частью УК для более тяжких и менее тяжких случаев.
В Уголовном Кодексе ФРГ преступное деяние характеризуется как противоправное, виновное, соответствующее признакам состава деяния и находящееся под угрозой наказания деяние[7]. Преступное деяние должно быть следствием либо осознанногодействия либо бездействия виновного в преступлении лица. Осознанность является одним из основных условий признания действия преступным. Неосознанные действия не расцениваются как деяния в уголовно-правовом смысле этого слова. Бездействие же может быть как осознанным, так и неосознанным. Для признания бездействия преступным необходимо наличие двух условий: а) если лицо имело возможность действовать; б) лицо осознавало свою возможность действовать; и в) если лицо, в силу предписаний закона, было обязано действовать.
Одним из признаков преступления по Уголовному Кодексу ФРГ является его противоправность. По старому УК под противоправностью подразумевалась лишь уголовная противоправность (противоречие предписаниям УК). Ныне же этот термин стал употребляться в более широком смысле и означает противоречие правопорядку в целом.
Признак «соответствие составу закона» понимается как выполнение конкретным деянием законодательно определенных признаков состава закона, т.е. определенных в соответствующей норме[8]. Составам уголовного закона уделяется внимание в Особенной части Кодекса. Германское право отличается тем, что согласно его предписаниям вина лица, сознательно совершившего противоправное действие, не признается элементом состава закона. Соответствие признаков деяния признакам состава уголовного закона должно быть полным.
Составы подразделяются уголовно-правовой доктриной ФРГ на следующие основные группы: деликты-действие и деликты-бездействие, формальные и материальные составы. Уголовный Кодекс Германии подразделяет составы на основные, квалифицированные и привилегированные.
Другим признаком преступного деяния по уголовно-правовой доктрине Германии является наказуемость, под которой подразумевается, что преступное деяние должно подлежать уголовному наказанию при условии, что наказание за преступное деяние основывается на уголовно-правовой норме, принятой до совершения данного деяния. При этом санкции, налагаемые за совершенное преступление (наказание) не должны превышать по своим размерам те, которые указаны в уголовно-правовой норме.
* * *
Таким образом мы подошли к концу первой части нашей работы, посвященной тому, как уголовно-правовые системы и доктрины Англии, Франции и ФРГ характеризуют и классифицируют одно из фундаментальных концепций уголовного права и криминалистики, коим является преступление. Как видим, между этими тремя странами есть существенные различия, особенно в вопросах классификации преступлений и степени нормативно-правовой предписанности. Все эти различия в определенной мере основаны на общих различиях правовых систем трех рассматриваемых государств.
2. Основания уголовной ответственности
2.1. Англия
Определяя основание уголовной ответственности, юристы Англии традиционно исходят из латинской максимы «Actus non facit reus nisi mens sit rea», означающей «не может быть уголовной ответственности без единения виновной воли и виновного действия». В этой формуле виновным действием считается противоправный акт, а виновная воля служит критерием вменения ответственности лицу его действия[9].
Судебная практика и уголовно-правовая доктрина Англии выработала два элемента, присутствие которых создает основание для характеристики деяния как преступление и возникновения уголовной ответственности, – объективного (материального) и субъективного (психического). Первый элемент предусматривает, что совершенное действие произошло как результат поведения обвиняемого и что результат этого поведения запрещен уголовным законом (actus reus). Второй элемент заключается в душевном состоянии обвиняемого, которое должно иметь отношение к совершенному деянию и его результату (actus rea) (одним из главных принципов английского уголовного права является то, что, человек не может быть привлечен к уголовной ответственности в случае отсутствия соответствующего душевного состояния на момент преступления). Эти два элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и наличие лишь одного из этих элементов не влечет за собой уголовной ответственности.
А теперь рассмотрим подробнее эти два элемента уголовной ответственности в Английском праве:
Actus reus можно охарактеризовать как действие или же бездействие, определенное в дефиниции конкретного преступления, включающее в себя любые сопутствующие обстоятельства, кроме тех, которые относятся к душевному состоянию преступника или же исключают уголовную ответственность, и результат этого действия/бездействия, также определенный в дефиниции. Основой actus reus, по английскому праву, считается преступное действие, т.е. акт совершения чего-либо. Степень конкретизации действия в общей и статутной дефиниции преступления меняется от более детального к обобщенному.
В английском праве существует принцип, согласно которому для признания такового преступным, действие должно быть совершенно добровольно, т.е. без принуждения и не автоматически. Согласно этому принципу, вредоносные действия, совершенные либо в состоянии аффекта (в момент психологической неуравновешенности обвиняемого), либо по чьему-то приказу или принуждению, не могут классифицироваться, как уголовно-наказуемые преступные деяния, т.к. были совершены вопреки здравой воли лица, совершившего это действие.
Бездействие реже ведет к возникновению уголовной ответственности в Английском праве, т.к. в общем и статутном праве страны имеется меньше законов, обязывающих человека действовать в определенных ситуациях, не нежели тех, которые предостерегают людей от конкретных действий. Тем не менее, число таковых актов растет (особенно в правилах о дорожном движении) и спектр уголовной ответственности за преднамеренное бездействие расширяется. Как и в случае с действием, в бездействии главными критериями преступности деяния являются добровольная причастность обвиняемого и причинно-следственная связь между поведением обвиняемого и результатом.
Mens rea являетсявторымважным элементом состава преступления и основанием уголовной наказуемости. Mens reaможно охарактеризовать как «… душевное состояние, прямо или косвенно выраженное в определении преступления»[10].Душевное состояние является критерием для доказания психологической осознанности совершенного деяния обвиняемым. Лицо не может подлежать уголовной ответственности, если лицо не видело или не догадывалось о преступных последствиях своего деяния, составляющего преступление.
Английская судебная практика и уголовно-правовая доктрина выделяет следующие разновидности mens rea: намерение, неосторожность и небрежность.
... или, как чаще говорят, общественную опасность. В отличие от признаков физического (деяния) и психического (виновности) характера, применительно к самостоятельной значимости которых в определении понятия преступления ныне могут быть не исключены разные суждения, относительно формального (противоправности, противозаконности и т. п.) и материального (общественной опасности, вредоносности) признаков ...
... к которым была применена ст. 22 УК РФ. М., Спарк. 2006. – 102 с. 38. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., Юридический центр Пресс. 2001. - 436 с. 39. Первомайский Б.В. Критерии невменяемости и пределы компетенции психиатра-эксперта. // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 69. 40. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. ...
... отношении урегулированы, т.е. соответствовать как требованиям Конституции Российской Федерации и действующему российскому законодательству, так и международным обязательствам нашей страны в области прав человека. ЗАПРЕЩЕНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВ Конвенция и Европейский Суд по правам человека указывают на недопустимость превышения пределов введения ограничений в ...
... природной среды: создание органов охраны, государственных инспекций, местных и общественных организаций. В законодательстве зарубежных государств большая роль принадлежит закреплению системы и компетенции государственных органов управления в области охраны природы. В европейских государствах странах регулирование качества атмосферного воздуха осуществляется с различной степенью полноты. На ...
0 комментариев