2.2. Германия
Основанием возникновения уголовно-правовой ответственности в ФРГ является вина. Германская уголовно-правовая доктрина и законодательство определяют вину как внутреннее отношение исполнителя к своему деянию, определяемое упречностью. Упрек выносится судом в адрес обвиняемого на основании вменяемости и умышленности деяния. Упрек суда является предпосылкой вменяемости (осознавания противоправности совершаемого деяния) преступника.
Различают два вида вины: умысел и неосторожность.
Под умыслом подразумевается осознание преступником противоправности совершаемого деяния, и наличие у него желания/цели совершить данный поступок и достичь предполагаемых результатов. Германское уголовное право различает два вида умысла – прямой и косвенный. Субъект преступного деяния действует с прямым умыслом, если он имеет четкое намерение на совершение преступного деяния и достижение определенных результатов. В косвенном умысле лицо лишь предполагает возможность нарушения закона, считается с этим, а в ряде случаев даже соглашается с наступлением последствий, которые он не желает. При этом воля к действиям является безусловной.
Неосторожность характеризуется как непроявление должной осмотрительности, которая была в возможностях обвиняемого и предписывалась ему ситуацией.
Как видно из вышесказанного, вина, как основание для уголовной ответственности в уголовном праве ФРГ предусматривает сочетание трех элементов – деяние, умысел и осознание противоправности.
3. Субъект преступления
3.1. Англия
Физические лица. Согласно Английскому праву любое физическое лицо, соответствующее требованиям и критериям уголовно-правовой системы королевства, может являться субъектом уголовного права и привлекаться к уголовно-правовой ответственности за свои деяния. Согласно традиции Английского права, исключением из этого положения является королевская особа, по отношению которой действует традиционная презумпция «king can not do wrong» (короли не поступают плохо). Помимо королей, определенным уголовно-правовым иммунитетом пользуются работники дипломатических представительств, которые утрачивают этот иммунитет сразу после снятия с работы.
Что касается условий и критериев, соответствие которым дает основание для уголовной субъектности физического лица, то они главным образом основываются на принципах вменяемости лица, совершающего преступное деяние. Условием, исключающем или же ограничивающим уголовно-правовую субъектность физического лица, является невменяемость, обусловленная тремя факторами – возрастной ценз, душевная болезнь и опьянение.
Согласно Закону о Детях и Подростках 1969 г., лицо, которому меньше 10 лет, не может привлекаться к уголовной ответственности ни при каких условиях, т.к. к нему распространяется презумпция уголовной невменяемости.
По отношению к детям от 10 до 14 лет, то они могут привлечься к уголовной ответственности только в том случае, если суд докажет наличие mens reaи actus reus, а также наличие других психологических и материальных факторов, усиливающих опасность и преднамеренность преступного деяния.
Далее от 14 до 17 лет, подростки несут разный по степени ограниченности уровень уголовной ответственности в зависимости от типа и состава преступления.
Что касается душевной болезни, то в Англии еще со средних веков практиковалось снятие уголовной ответственности по причине душевной болезни обвиняемого. Касаемо признания обвиняемого душевно больным и снятия с него уголовной ответственности, то в уголовном праве Англии на этот счет действуют правила Макнотена от 1843 г., согласно которым:
1. Каждый человек считается душевно здоровым и обладающим достаточной степенью разумности для несения уголовной ответственности за совершенные им преступления, пока обратное не будет достоверно доказано судом;
2. Для снятия уголовной ответственности по причине душевной болезни, необходимо достоверно доказать, что на момент преступного деяния, обвиняемый находился под влиянием своей болезни, в результате проявления которой он не мог отличать хорошее от плохого, а также неправомочность и последствия своего поступка.
3. Если обвиняемый, будучи в состоянии душевной болезни, сознавал противоправность и наказуемость совершаемого преступления, то он подлежит наказанию.
4. Если преступное деяние совершено больным под влиянием бредовых идей об окружающем мире, то он подлежит такой ответственности, которая бы на него возлагалась в случае соответствия реальности его представлениям.
В английской уголовно-правовой практике освобождение обвиняемого от уголовной ответственности по причине душевной болезни редки. Чаще применяется концепция уменьшенной ответственности, применение которой влечет за собой переквалификацию преступления более высокого порядка на более низкий (например, тяжкое преступление может быть переквалифицировано на обычное в случае «аномалии сознания» обвиняемого).
Опьянение. Старое английское право рассматривало опьянение как отягчающее обстоятельство. Ныне же, алкоголь по мнению юристов является фактором могущим оказать существенное воздействие на поведение преступника и восприятие им окружающего мира. Английское право различает два вида опьянения: добровольное и недобровольное.
Добровольным опьянением в английском праве считается состояние, возникшее в результате осознанного употребления алкоголя или др. одурманивающих элементов со стороны человека без наличия какого либо прессинга или необходимости (к необходимости можно отнести опьянение, наступившее в результате употребления каких либо лекарств, прописанных врачом). Из-за наличия волевого момента, добровольное опьянение не снимает с человека уголовной ответственности, но может повлиять на смягчение судом наказания.
Недобровольным опьянением подразумевается соответствующее состояние, вызванное не по собственной воле человека. Согласно английскому общему праву, лицо, принявшее алкоголь против своей воли, не может нести абсолютной ответственности за совершенное преступное деяние. При наличии факта недобровольного опьянения, судья должны рассматривать наличие mens reaи эти факторы учитываются при смягчении уголовно-правовой ответственности субъекта противоправного деяния. Недобровольное опьянение бывает трех типов: а) опьянение, вызванное другим лицом; б) опьянение вызванное прописанными лекарствами с условием, что доза не была превышена; в) опьянение, вызванное неопасным лекарством в не зависимости от принятой дозы.
Статутное право Англии возлагает бремя доказания наличия факта недобровольного опьянения и отсутствия mens reaна самого обвиняемого.
Юридические лица (корпорации).Другими субъектами уголовного права, которые могут нести уголовную ответственность за различные правонарушения, являются юридические лица – публичные и частные корпорации, органы самоуправления и др. организации.
Идея об уголовно-правовой субъектности корпорации практикуется в Англии с XIXвека. Согласно статутному праву, корпорации несут личную ответственность за совершение правонарушений, а также за исполнение и соучастие в преступлениях. В данном случае в Англии действует принцип, согласно которому mens reaруководителей корпорации характеризуется также, как личное mens reaюридического лица. По Английскому праву, роль и тип правовой ответственности должностного лица корпорации в отношении конкретного преступного деяния определяет соответствующую роль и ответственность самой корпорации как участника преступления.
Корпорация может нести уголовно-правовую ответственность за те деяния, которые она могла совершить (т.е. корпорация не может быть привлечена к уголовной ответственности за изнасилование и т.п.) от своего лица, и нести те наказания, которые применимы к корпорации (например, к корпорации не возможно применить пожизненное заключение или исправительные работы).
... или, как чаще говорят, общественную опасность. В отличие от признаков физического (деяния) и психического (виновности) характера, применительно к самостоятельной значимости которых в определении понятия преступления ныне могут быть не исключены разные суждения, относительно формального (противоправности, противозаконности и т. п.) и материального (общественной опасности, вредоносности) признаков ...
... к которым была применена ст. 22 УК РФ. М., Спарк. 2006. – 102 с. 38. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., Юридический центр Пресс. 2001. - 436 с. 39. Первомайский Б.В. Критерии невменяемости и пределы компетенции психиатра-эксперта. // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 69. 40. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. ...
... отношении урегулированы, т.е. соответствовать как требованиям Конституции Российской Федерации и действующему российскому законодательству, так и международным обязательствам нашей страны в области прав человека. ЗАПРЕЩЕНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВ Конвенция и Европейский Суд по правам человека указывают на недопустимость превышения пределов введения ограничений в ...
... природной среды: создание органов охраны, государственных инспекций, местных и общественных организаций. В законодательстве зарубежных государств большая роль принадлежит закреплению системы и компетенции государственных органов управления в области охраны природы. В европейских государствах странах регулирование качества атмосферного воздуха осуществляется с различной степенью полноты. На ...
0 комментариев