1.1 Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.
Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира. Среди них были такие мыслители как Гераклит, Платон, Геродот, Цицерон и другие. В средние века одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Н. Макиавелли (2005). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека. Одним из источников социального конфликта Н. Макиавели считал знать. Тем не менее, он видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно на него влиять. Выполнять эту функцию, призвано государство.[1] Ф. Бэкон ключевой причиной социальных конфликтов внутри страны считал бедственное положение народа. В период нового времени были популярны идеи Ж. Руссо об этапности всемирно-исторического процесса, А. Смита, который в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов», впервые рассмотрел конфликт как многоуровневое социальное явление, а также идеи многих других ученых того времени.[2]
А теперь рассмотрим основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии первой половины XX века.
Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийского психолога З. Фрейда (1989), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Он первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. По З. Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Конфликт, в психоанализе, изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека. Понятно, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности». Конфликты – часть внутренней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.[3]
Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений нравственных и социальных норм вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являются художественное или научное творчество.
К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми, по З. Фрейду (1998), являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью» (Психоанализ. Популярная энциклопедия, 1998).
Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Значение конфликтной феноменологии в общей психической жизни человека определяется тем, что согласно З. Фрейду, конфликт, вызываемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума. Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией, то есть неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Проблемы внутренних конфликтов особенно интересовали К. Хорни, посвятившую им ряд основополагающих исследований (в первую очередь, речь идет о работах «Наши внутренние конфликты», «Невротическая личность нашего времени» и др.).
К. Хорни (1993) определяет отличие своей позиции от взглядов основателя психоанализа: «Описанная мной структура неврозов не противоречит в принципе теории Фрейда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями или тем, как они представлены в Супер-Эго. Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, т. е. к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и, если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее, несовместимы друг с другом» (К. Хорни, 1993). Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказывается, по К. Хорни, главным источником конфликта[4]. А. Адлер (2000) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими. «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом он связывает с «невротическим стилем жизни», который и в этом А. Адлер солидарен с классическим психоанализом является следствием «трудного» детства и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, не реалистичность. Этот «невротический», или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими, ведь, по мнению А. Адлера, невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане врагов[5]. Наиболее принципиально отличной от позиции З. Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э. Эриксона. Пессимистически окрашенному психоаналитическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, Э. Эриксон (1996) противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет единственный ключ к пониманию его жизни.
Э. Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Э. Эриксон рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий. Кризис у Э. Эриксона содержит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избегании конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов[6].
В 20 – 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо – американского психолога У. Мак-Дугалла (1917), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство.
Начало этологическому подходу к конфликту положил К. Лоренц (1994). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы[7].
Исследуя проблемы групповой динамики, психолог К. Левин (2002) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы.
Д. Доллард (1967) опираясь на труды З. Фрейда и К. Левина, предложил новую гипотезу конфликта – фрустрационно-агрессивную. В ней интегрирована психофизиологическая причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог А. Басс (1998). Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.
В соответствии с теорий социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (2000), межличностные конфликты определяются состоянием эмоционального отношения друг к другу. Он пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.
Широкий резонанс получили исследования представителя интеракционизма Т. Шибутани (1999). По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид – среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты и девиации[8].
Э. Берн (1998) на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну, структура личности («Я») включает в себя три компонента – состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям), «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции.
Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то она сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам и девиациям[9].
В отечественной психологии большой вклад в изучение конфликтов внес Л.С. Выготский (1982). Он рассматривал конфликт через призму возрастных кризисов.
Л.С. Выготский говорил, что в относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности. То есть наступает период изменений. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен.
Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса[10].
В.Н. Мясищев (1960) рассматривал острые переживания как причину возникновения психоневрозов.
Конфликт как один из основных источников негативных, острых переживаний способствует их возникновению[11].
В. С. Мерлин (1970) говорил, что приспособление личности к деятельности – состояние динамического неустойчивого равновесия. В процессе деятельности равновесие это постоянно нарушается.
Если при этом возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психологическое состояние обозначается как психологический конфликт.
В психологическом конфликте нарушение приспособления личности к деятельности приобретает длительный и острый характер. Дезинтеграция личности всегда связана с большей или меньшей дезинтеграцией нервной деятельности, острая форма которой выражается в реактивном психогенном неврозе. Дезинтеграция личности проявляется в нарушении прежней структуры личности, изменяется связь и соотношение мотивов и отношений личности[12].
В основу моей дипломной работы положен научный подход в изучении конфликтов А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова (1999). По их мнению, конфликт состоит из следующих признаков:
Следовательно, конфликт понимается как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В воинской среде противоречия могут возникать как при решении задач военно – профессиональной деятельности, так и при любых других взаимодействиях в процессе службы.
И каждый выбирает свой способ противодействия оппоненту в конфликте, и имеет свой уровень выраженности негативных эмоций.
Один из существенных признаков конфликта составляют характер и особенности участвующих в нем сторон.
От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.
Соответственно наступает необходимость классификации конфликтов по определенному существенному признаку.
Из анализа подходов в зарубежной и отечественной психологии можно выделить классификацию видов конфликтов.
Социальные конфликты делятся на:
1. Межличностные.
2. Между личностью и группой.
3. Между малыми, средними, большими социальными группами.
4. Межгосударственные.
Так как воинский коллектив представляет собой общность людей и предполагает постоянное взаимодействие между военнослужащими по вопросам профессиональной деятельности, то я в своей дипломной работе взял за основу межличностный конфликт, то есть противоречия, которые возникают между двумя людьми.
Внутриличностные конфликты делятся на:
1. Между «хочу» и «хочу».
2. Между «могу» и «не могу».
3. Между «хочу» и «не могу».
4. Между «нужно» и «нужно».
5. Между «хочу» и «нужно».
6. Между «нужно» и «не могу»[13].
Проанализировав множество подходов к пониманию конфликтов, можно сказать, что конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
... так называемые трудные молодые люди. В их поведении отразились негативные социальные тенденции, имеют место психологические отклонения. Именно данная категория военнослужащих требует повышенного психолого-педагогического внимания со стороны должностных лиц подразделения. Хочу заметить, что офицеру необходимо знать, кого из военнослужащих следует относить к числу "трудных" (с отклоняющимся ...
... , зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям, предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным Силам. Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов, подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о мотивах деятельности может быть как стихийным, так и ...
... , если не в трудовом самообеспечении. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение ...
... . В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. ...
0 комментариев