2.3 Профилактика и предупреждение отклоняющегося поведения методом социально – психологического тренинга
Причина отклонений в поведении кроется в высокой конфликтности военнослужащих, агрессии, низкой нервно – психической устойчивости. Теперь нам надо так повлиять на военнослужащих экспериментальной группы, чтобы снизить уровень конфликтности и агрессии, а также повысить уровень нервно – психической устойчивости в различных ситуациях воинской деятельности.
Для этого эксперимент заключался в воздействии на военнослужащих экспериментальной группы методом социально – психологического тренинга.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что у данных военнослужащих существует явный дефицит социальных навыков. Участники эксперимента совершенно не умеют разрешать конфликты, правильно выбирать стратегии в сложных ситуациях межличностного взаимодействия, выслушивать друг друга, проявлять уважение и терпимость, предоставлять обратную связь и самораскрываться, сопротивляться негативному влиянию среды, принимать решения в конкретных условиях воинской деятельности. В соответствии с этим программа тренинга была построена по следующим направлениям.
1. Формирование у военнослужащих правильного представления о причинах, специфике, а так же о способах предотвращения и разрешения конфликтного взаимодействия, формирование положительных установок на профессиональное и личностное самосовершенствование. Формируются установки военнослужащих на сотрудничество, необходимо изучить взгляды и убеждения военнослужащих, чтобы опираться на них впоследствии. Проведение тренинговых упражнений - обучение стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, способах выхода из них, изучение конкретных примеров из деятельности военнослужащих, изучение и последующий анализ основных методов эмоционально-волевой саморегуляции и т.д.
2. Формирование нормативной стратегии поведения (профессиональный рост, дисциплинированное поведение, товарищество, наставничество, эмпатия к сослуживцам, мужество, честность и т.д.), наиболее адекватной в различных ситуациях военной службы. Определяется, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в конкретных ситуациях военной службы.
3. Предоставление военнослужащим возможности потренироваться в выборе конкретной стратегии поведения, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевых игр. Важно фокусировать внимание военнослужащих не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.
4. Побуждение военнослужащих к применению сформированных навыков поведения в обычных, трудных и экстремальных ситуациях военной службы, одобряя их в случае успеха и подкрепляя нормативное поведение. Обучение военнослужащих самонаблюдению за собственным поведением с последующим формированием самоконтроля. Тем самым одновременное повышение нервно – психической устойчивости военнослужащих при конфликтном взаимодействии с сослуживцами.
5. Обучение распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга так же формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
По итогам повторного замера были выявлены следующие изменения по шкалам: «отношение к коллективу», «отношение коллектива», физическая агрессия, вербальная агрессия, нервно – психическая устойчивость, у военнослужащих экспериментальной группы.
По шкале «отношение к коллективу», которая характеризует отношение военнослужащего к воинскому коллективу, были выявлены изменения, которые показаны на рисунке 5. Напомним, что данная шкала измеряет конфликтность военнослужащих и характеризует возникновение такого вида отклонения в поведении как самовольное оставление части.
Данная шкала была выбрана не случайно. Она показывает, как изменилось отношение военнослужащих к воинскому коллективу.
Это выражается тем, что данные военнослужащие намного позитивнее стали относится к сослуживцам, искать более эффективные способы разрешения возникающих противоречий, перешли к более тесному сотрудничеству при решении задач военной службы.
Рис 5. Распределение результатов по шкале «отношение к коллективу» до и после эксперимента.
Можно предположить, что у военнослужащих экспериментальной группы, после экспериментального воздействия, изменилось также отношение к совершению отклонений в поведении, после воздействия военнослужащие будут прибегать к нормативному поведению, стараясь решить возникающие сложности в различного рода взаимодействии с сослуживцами положительно, не прибегая к негативному способу реагирования на возникающие сложности. Это вселяет уверенность в том, что в конфликтном взаимодействии, военнослужащие применят весь арсенал способов позитивного выхода из трудной ситуации, и при этом не будут прибегать к самовольному оставлению части, и другим опасным видам отклоняющегося поведения.
Также изменения произошли после экспериментального воздействия в шкале «отношение коллектива», которая показывает отношение воинского коллектива к военнослужащему. Эта шкала характеризует возможность совершения такого вида отклоняющегося поведения как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Данные приведены на рисунке 6.
Рис. 6. Распределение результатов по шкале «отношение коллектива» до и после эксперимента.
Данная шкала показывает изменения, которые произошли после экспериментального воздействия, объясняя в целом, как изменилось отношение воинского коллектива к определенному военнослужащему.
И делая вывод при интерпритации данных можно сказать, что военнослужащие экспериментальной группы, получили позитивный опыт решения сложных, конфликтных ситуаций во взаимодействии с сослуживцами. В целом коллектив стал лучше отностится к своим товарищам, прибегая к позитивному решению конфликтов. Само отношение к ненормативному поведению тоже изменилось. Решая повседеневные задачи воинской деятельности, военнослужащие, сталкиваясь с конфликтными ситуациями будут больше стараться помочь друг другу, дать нужный совет, прибегая к совместному, коллективному решению возникающих трудностей.
Это позволяет говорить о том, что при возникновении конфликтных ситуаций при решении повседневных задач воинской службы, военнослужащие будут отностися друг к другу позитивно, не унижая достоинства товарищей, избегая ненормативных способов поведения. Тем самым нарушение установленных правил взаимоотношений между военнослужащими будет наблюдаться гораздо реже.
Теперь посмотрим какие изменения призошли в шкалах «физическая агрессия», «вербальная агрессия», и «нервно – психическая устойчивость». Данные приведены ниже.
Рис. 7. Распределение результатов по шкале «физическая агрессия» до и после эксперимента.
Из полученных результатов мы видим, что уровень физической агрессии заметно снизился после экспериментального воздействия. Военнослужащие при возникновении конфликтных ситуаций будут реже решать проблемы путем физического насилия, которое может являться как причиной самовольного оставления части, так и неуставных взаимоотношений. Данные военнослужащие получили позитивный опыт взаимодействия друг с другом в трудных ситуациях, а так же опыт заблаговременного распознавания эскалации конфликта, которая может привести к разрешению путем физического насилия. Теперь военнослужащие вполне способны сдерживать негативные чувства к оппоненту, проявлять толерантность, выбирая пути эффективного решения возникших трудностей в пределах нормативного поведения.
Возникновение отклонений в поведении тесно связано также с проявлениями вербальной агрессии. Как распределились данные повторного замера показано ниже.
Рис. 8. Распределение результатов по шкале «вербальная агрессия» до и после эксперимента.
Из полученных результатов видно, что у военнослужащих экспериментальной группы уровень вербальной агрессии снизился. Это связано с тем, что после воздействия методом социально – психологического тренинга военнослужащие получили позитивный опыт межличностного взаимодействия и общения друг с другом. Научились фокусировать внимание не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.
Это очень важно, так как по этим реакциям, военнослужащие могут заранее просчитать возможность эскалации агрессии и попытаться эффективно повлиять на дальнейшее взаимодействие, не доводя дело до ярко выраженного конфликта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь проявления вербальной агрессии, такие, например, как оскорбления, угрозы, могут очень сильно повлиять на дальнейшее поведение военнослужащего, вплоть до совершения им различного рода отклонений в поведении. После воздействия, при возникновении конфликтных ситуаций и эскалации вербальной агрессии военнослужащие могут позитивно наладить взаимодействие, для успешного решения поставленных задач в рамках нормативного поведения.
Возникновение конфликтов, совершение актов агрессии тесно связано, как мы говорили выше, с уровнем нервно – психической устойчивости. Как распределились данные после повторного замера, показано ниже.
Рис. 9. Распределение результатов по шкале «нервно – психическая устойчивость» до и после эксперимента.
Интерпретируя полученные данные, можно с уверенностью сказать, что социально – психологический тренинг повлиял на нервно – психическую у стойчивость – она повысилась.
У военнослужащих сформировались навыки поведения в обычных, трудных и экстремальных ситуациях военной службы, укрепились понятия нормативного поведения в этих ситуациях. Во время разыгрывания возможных конфликтных ситуаций взаимодействия, возможного проявления агрессии, неожиданного поворота ситуации в сторону совершения военнослужащими отклонений в поведении, сформировали у них психологическую готовность к различным возможным вариантам развития событий. Военнослужащие обучились самонаблюдению за собственным поведением с последующим формированием самоконтроля. Тем самым произошло повышение нервно – психической устойчивости военнослужащих при конфликтном взаимодействии с сослуживцами, что помогает в этих ситуациях придерживаться нормативного поведения.
Прежде, чем говорить о том снизилось ли совершение отклонений в поведении военнослужащих, проверим значимость результатов замеренных до и после экспериментального воздействия по всем шкалам.
Для проверки значимости использовался Т – критерий Вилкоксона.
Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей, в каком – то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Этот критерий применим в тех случаях, когда сдвиги между первым и вторым замерами могут быть упорядочены. Для этого они должны варьироваться в достаточно широком диапазоне. Суть метода состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Результаты расчета Т – критерия по шкале «отношение к коллективу», показали следующее: сумма рангов равна ∑ = 210, что соответствует расчетной сумме, которая рассчитывается по формуле
∑ = (n×(n+1))/2.
Так как «нетипичные» значения отсутствуют, то Тэмп = 0. Эмпирическую группу составляют 20 испытуемых. При n = 20, Ткр для уровня значимости 0,01 равно 43, а для уровня значимости 0,05 равно 60. Следовательно, Тэмп попадает в зону значимости, значит Тэмп < Ткр. Значимость различий по шкале «отношение к коллективу» высока, при уровне значимости 0,01.
Расчет Т – критерия по шкале «отношения коллектива» показал: ∑ = 210, что соответствует расчетной. «Нетипичные» значения отсутствуют, значит Тэмп = 0. При n = 20, Ткр для уровня значимости 0,01 равно 43, а для уровня значимости 0,05 равно 60. Тэмп < Ткр. Значимость различий по шкале «отношение коллектива» высока, при уровне значимости 0,01.
Расчет Т – критерия по шкале «физическая агрессия» показал: «Нетипичные» значения отсутствуют, значит Тэмп = 0, следовательно, Тэмп < Ткр, значимость различий по данной шкале высока, при уровне значимости 0,01.
Расчет Т – критерия по шкале «вербальная агрессия» показал: «Нетипичные» значения отсутствуют, значит Тэмп = 0, следовательно, Тэмп < Ткр, значимость различий по данной шкале высока, при уровне значимости 0,01.
Расчет Т – критерия по шкале «нервно – психическая устойчивость» показал: «Нетипичные» значения отсутствуют, значит Тэмп = 0, следовательно, Тэмп < Ткр, значимость различий по данной шкале высока, при уровне значимости 0,01.
Расчет Т – критерия по шкале «отклонения в поведении» показал: «Нетипичные» значения отсутствуют, значит Тэмп = 0, следовательно, Тэмп < Ткр, значимость различий по данной шкале высока, при уровне значимости 0,01.
После подтверждения значимости различий по шкалам, можно сказать о том, что социально – психологический тренинг оказал большое влияние на военнослужащих экспериментальной группы в сторону снижения конфликтности, а так же значительного снижения уровня, как физической агрессии, так и вербальной агрессии. Испытуемые научились лучше понимать друг друга, терпимее относится к недостаткам другой личности, стараться сдерживать проявления негативных эмоций, а так же распознавать эмоциональное состояние оппонентов, получили позитивный опыт межличностного взаимодействия в возникающих трудных, а порой и экстремальных ситуациях. Поэтому тренинг также оказал влияние на повышение нервно – психической устойчивости военнослужащих.
Настало время показать, как распределились значения по шкале «отклонения в поведении» после повторного замера.
Рис. 10. Распределение результатов по шкале «отклонения в поведении» до и после эксперимента.
Из полученных данных мы видим, что спустя некоторое время, после проведения социально – психологического тренинга и повторного экспертного опроса офицеров на совершение военнослужащими различных отклонений в поведении, по результатам опроса склонность к ненормативному поведению значительно снизилась, реже стали фиксироваться факты самовольного оставления части, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Можно с уверенностью сказать, что проведенный тренинг значительно повлиял на изучаемые признаки, тем самым понизив склонность военнослужащих к совершению отклонений в поведении.
Выводы по 2 главе:
... так называемые трудные молодые люди. В их поведении отразились негативные социальные тенденции, имеют место психологические отклонения. Именно данная категория военнослужащих требует повышенного психолого-педагогического внимания со стороны должностных лиц подразделения. Хочу заметить, что офицеру необходимо знать, кого из военнослужащих следует относить к числу "трудных" (с отклоняющимся ...
... , зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям, предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным Силам. Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов, подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о мотивах деятельности может быть как стихийным, так и ...
... , если не в трудовом самообеспечении. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение ...
... . В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. ...
0 комментариев