1. Шелгунов Н.В. Соч. Т. 1. СПб., 1895. с. 533.
2. Шелгунов Н.В. Соч. Т. 1. СПб., 1895. с. 549.
явились на американской земле уже проникнутыми тем духом независимости, который их заставил бежать из Европы, и который развился в них еще более, вследствие экономических условий нового быта»¹, так писал Шелгунов.
Управление колониями находилось в руках английских властей. Король назначал губернаторов большинства колоний, а в трех из них, считавшихся владением частных лиц, - в Пенсильвании, Делавэре и Мэриленде – король только утверждал губернаторов, назначаемых владельцами. При губернаторах имелись назначенные ими советы и нижние палаты, члены которых избирались богатыми собственниками на основе высокого имущественного ценза. В английском парламенте колонии не имели своего представительства. Английское правительство считало себя вправе издавать законы, касающиеся колоний, без их согласия. Произвол губернаторов и английской земельной аристократии вызывал многочисленные восстания фермеров и ремесленников, требовавших политических прав, расширения самоуправления колоний и ограничения власти губернаторов.
Экономический рост колоний пробуждал у населения стремление к самостоятельности. Между колониями постепенно усиливались взаимные экономические связи. Общность территории, экономической жизни и языка при удаленности от Англии содействовала складыванию из населения колоний особой, отличной от англичан, хотя и говорившей на английском языке, буржуазной нации. Условия жизни в колониях, несмотря на различия между Севером и Югом и на классовые противоречия, порождали у населения известные общие черты психического склада.
1. Шелгунов Н.В. Соч. Т. 1. СПб., 1895. с. 558.
2. Новая история. Ч.1. М., 1972. с. 65.
СОДЕРЖАНИЕ Введение
I Жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова.
Формирование исторических взглядов.
II История России в творчестве Н.В.Шелгунова
2.1 Оценка исторического развития допетровской Руси
2.2 История послепетровского (нового) времени в
освещении Н.В.Шелгунова
III Проблемы Всеобщей истории в творчестве Н.В.Шелгунова
3.1 Китай в творчестве Н.В.Шелгунова
3.2 История Североамериканского союза в освещении Н.В.Шелгунова
Заключение
Приложение
Источники и литература
ПРИЛОЖЕНИЕВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития страны, когда происходит радикальная и достаточно болезненная ломка всех сфер жизни российского общества (в том числе и духовной), когда идет коренная переоценка важнейших исторических событий, явлений, периодов и имен, как никогда ранее, возрастает роль и значение историографии, как науки, которая призвана осмыслить все то, что было сделано учеными по отечественной истории на сегодня, чтобы определить дальнейшие задачи и пути развития исторической науки. В этом отношении историография диалектически связана с исторической наукой, являясь своеобразным двигателем ее дальнейшего поступательного движения.
Необходимость фронтального развертывания историографических изысканий обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, за последние годы произошли значительные изменения концептуального и теоретико-методологического характера по проблемам отечественной истории, особенно это коснулось советского периода. Вышедшие в это время научные и научно-популярные публикации (монографии, статьи, очерки и т.д.) далеко не равноценны в своем содержании. Несомненно, что во многих работах дается объективная, подлинно научная оценка вопросов отечественной истории, восполняются «белые пятна» по ней, пробелы и ошибки, сделанные до середины 80-х годов. Вместе с тем, появилось большое число произведений авторами которых, наряду с публицистами, журналистами, политиками, к сожалению, являются и исследователи у которых мы встречаем вместо научного анализа и синтеза, крайний субъективизм, конъюнктурный подход, политизированность в освещении многих важных исторических аспектов.
Причем ориентиры резко поменялись с плюса на минус, и наоборот. Поэтому первоочередной задачей специалистов в области историографии является хладнокровно, без эмоций и предвзятости, с позиций историзма и научной объективности, дать правильную и правдивую оценку вышедшей исторической литературы, определить то позитивное, что в ней имеется, и одновременно, снять негативные явления в исторической науке.
Во-вторых, важность историографической работы на современном этапе обусловлена не разработанностью и слабой изученностью крупных и актуальных историографических тем.
Российская историческая наука и историография прошли начиная с ХVIII века длинный путь – трудный, сложный и противоречивый, отмеченный поисками научной методологии, новых концептуальных решений, открытиями, находками и вместе с тем, ошибками, просчетами и разочарованиями.
Для современного этапа развития отечественной историографии характерно многообразие жанров и направлений, по которым ведется интенсивная научно-исследовательская деятельность. Одним из важнейших жанров являются персоналии – освещение жизни и деятельности наиболее видных представителей отечественной исторической науки. Но как ни парадоксально, значительно меньше, чем можно предположить, повезло именно этому жанру.
Что удивительно. Если о русских писателях, художниках, музыкантах и других деятелях духовной культуры написаны монографии, очерки, брошюры и бесчисленные статьи, то о творчестве выдающихся историков России, при всем обилии историографических публикаций, можно пересчитать по пальцам. Наиболее значительными из них являются работы: М.В.Нечкиной о Ключевском, В.Е.Иллерницкого о Соловьеве, Шанского о И.Н.Болтине, Вандалковской о Кизеветтере и Корнилове. До сих пор отсутствуют труды о В.Н.Татищеве, М.В.Ломоносове, Н.М.Карамзине, Н.П.Павлове-Сильванском, В.И.Симевском и других.
Именно М.В.Нечкина в монографии о В.О.Ключевском впервые в новейшей историографии поставила вопрос о необходимости разработки персоналий. Однако это только начало изучения важного направления в историографии.
Следует отметить, что традиции разработки персоналий как жанра историографического исследования уходят корнями к началу историографии как науки, то есть к середине ХIХ века, и связаны с именем выдающегося историка России С.М.Соловьева. в 40-е годы именно он опубликовал работу «писатели русской истории ХVIII века», где рассмотрел жизнь и деятельность В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова, И.Н.Болтина. основное внимание он уделил жизненному пути ученых и, в меньшей степени, их научной концепции. В этом основной недостаток его изыскания.
Дальнейшая разработка жизни и творчества отечественных историков связана с курсами лекций по русской историографии В.Н.Ключевского и П.Н.Милюкова, изданных в 80-90 гг. ХIХ века где дается материал об историках ХVIII – первой половины ХIХ века.
Однако, наибольшее значение с точки зрения разработки персоналий имеет труд К.Н.Бестужева-Рюмина «Характеристики и биографии» (СПб, 1907 г.), который выгодно отличается от публикаций предшественников тем, что это именно исследование о жизни и деятельности русских историков, в то время, как в публикациях, мы видим смешение двух жанров: анализа основных направлений исторической науки и фрагменты о жизни и творчестве ученых.
К сожалению, в советское время на длительный отрезок времени (с 1917г. до 70-х гг.) образовался вакуум в разработке персоналий, что, вероятно, было связано с двумя главными причинами: необходимостью написания обобщающих трудов по истории исторической науки в стране с марксистских позиций; и идеологическими установками того времени, главная из которых состояла в недооценке и даже в негативном отношении к научному наследию дореволюционных историков, которое является частью сокровищницы отечественной культуры.
Только с 70-х гг. персоналии выделяются в отдельное направление историографической работы, по которому на сегодня накопился определенный опыт. По структуре и содержанию четко выделилось два варианта исследований, посвященных персоналиям.
Ярким примером первого варианта является известная монография М.В.Нечкиной о В.О.Ключевском, где исторические взгляды ученого рассматриваются через жизненный путь. Такой вариант привлекателен тем, что позволяет показать научную деятельность историка через вехи его биографии, ощутить атмосферу той эпохи, в которой жил и работал. Сам материал подается в научно-популярной форме, доступной для широкого читателя. Однако в работах с такой структурой есть и определенный минус, который состоит в том, что исторические воззрения ученого как бы растворяются в биографии, и в результате не создается цельного представления о них.
Второй вариант – работа В.Е.Иллерницкого о С.М.Соловьеве, где автор отдельный раздел посвятил жизненному пути историка, а другой – рассмотрению его исторических взглядов. На мой взгляд, этот вариант более привлекателен.
Актуальность разработки персоналий сегодня не вызывает сомнений, и связано это прежде всего с тем, что развитие исторической науки на всех этапах ее развития определяли всегда наиболее выдающиеся ее представители, которые вырабатывали научную методологию, новые и официальные исторические концепции, научную периодизацию, проблематику и т.д.
Можно сказать, что с творчеством профессиональных историков мы знакомы достаточно хорошо, а вот историческое наследие общественных деятелей знаем в значительно меньшей степени. Это объединяет наше представление о развитии исторической науки. В ряду актуальных историографических проблем важное место занимает в связи с этим разработка исторических взглядов и идей ведущих представителей исторической и общественной мысли. Нет истории без людей. Между тем история наша, часто бывало, обезличивалась. Жизнь и борьба выдающихся личностей обладают еще и большой воспитательной силой. Отсутствие таковых в изложении истории наносит непоправимый ущерб историческому сознанию народа.
Исторические деятели рождаются историческими обстоятельствами. И Николай Васильевич Шелгунов, один из видных деятелей революционно-демократического движения, соратник Н.Г.Чернышевского, был рожден ими. Время его деятельности – поворотное в нашей истории. И, хотя, по его же словам не титаны, а обыкновенные люди создают жизнь и творят историю, сам он, тем не менее, оказал значительное влияние на развитие научной мысли, литературы и ход общественного развития страны.
Но правомерно ли считать Шелгунова историком? Публицист (кем он по роду своей деятельности был Шелгунов) уже в силу своей профессии является историком своего времени. Как один из деятелей общественного движения России 60-х годов, в своих действиях Шелгунов не мог обходиться в оценке событий без самого верного советчика и судьи – истории человечества.
Интерес его к проблемам истории был чрезвычайно целенапрвленным. «нам нужно знать прошлое, -говорил Шелгунов, - только ради его пользы для нашего настоящего и будущего»¹.
Взгляды Шелгунова на русскую и зарубежную историю представляют немаловажный историографический интерес и, казалось, должны были привлечь внимание исследователей.
Между тем, именно этот аспект его творчества изучен не достаточно. Рассмотрим оценку мировоззрения Шелгунова представителями различных исторических направлений.
Уже в годы жизни Н.В.Шелгунова возникает большой интерес к его работам и предпринимаются попытки рассмотреть его исторические и общественно-политические взгляды. Представители мелкобуржуазной историографии считают Шелгунова либеральным народником. В этом плане можно назвать В.Яковенко, А.Пыпина, М.Протопова². один из ведущих теоретиков народничества в 80-90 гг. Н.К.Михайловский высказывал
... каторги и скорой смерти Михайлова), а с сентября 1865 г. - в тюрьме Александровского завода. По официальному разрешению в Кадаю в августе 1865 г. приезжала на несколько дней О. С. Чернышевская с сыном Михаилом. Круг общения Ч. на каторге составляли политические заключенные (С. Г. Стахевич. П. Ф. Николаев и др.), впоследствии вспоминавшие о читках Ч. не дошедших до нас художественных произведений, ...
... и т. д. В эти годы из числа питомцев Лесного института выросла большая плеяда выдающихся ученых, впоследствии внесших огромный вклад как в развитие отечественной науки и техники, так и в дело расширения лесотехнического образования. Это крупнейший советский ботаник В. Н. Сукачев, классик лесоводства профессор М. Е. Ткаченко, основоположник лесоэкономического образования в стране профессор С. ...
... справедливо подчеркивал общность исторический судеб России и Сибири: «Сибирь – виноватая Россия». Оценивая ход и исторические последствия колонизации по «горячим следам», демократическая публицистика второй половины XIX в. привела свидетельства культурной ассимиляции пришлого населения Сибири, названной еще Н.Г. Чернышевским «объякучивание». Во взаимодействии с аборигенами многое зависело от ...
... власти и правопорядка обеспечивает проституции гарантированное существование, а ее нелегальный статус только повышает доходы от бизнеса, уходящие в теневую экономику. 3.2 Проблемы борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией История различных народов свидетельствует о том, что уже с первыми зачатками культурного развития всюду устанавливался взгляд на проституцию, ...
0 комментариев