3.1. Экономическом и финансовая политика руководства
ЕС/Стратегическая цель экономической политики ЕС состоит в укреплении, обновлении и реструктуризации, прежде всего промышленной базы, создании прочного экономического и валютного союза при одновременном увеличении доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей стран - членов Сообщества и поддержании ее конкурентоспособности на мировом рынке. В основе этой политики - интеграционные интересы всего Сообщества, и в первую очередь его наиболее экономически развитых стран.
Несмотря на ряд сложностей, и противоречий организационно-экономического и финансового характера, различия в уровнях развития стран, руководству ЕС, его наднациональным органам в целом удалось посредством координации экономической политики, перераспределения средств в поддержку более слабых государств, не только стабилизировать среднеэконо-мические показатели стран - членов ЕС, но и обеспечить устойчивое развитие Сообщества)
Величина ВВП на душу населения в 1995 i>, рассчитанная с учетом стандарта покупательной способности, где за базу принята средняя величина для 15 стран ЕС, распределяется следующим образом. Выше средней находятся Люксембург - 169, Дания - 116, Германия - 111, Австрия - 108, Франция - 108, Нидерланды - 107, Италия - 103, Швеция - 101. Ниже: Финляндия и Великобритания - 96, Ирландия - 93, Испания - 77, Португалия -67, Греция - 66.
Бюджет ЕС имеет специальные шесть статей, предназначенные для финансирования экономической политики Сообщества, в том числе две из них - непосредственно по обеспечению развития промышленности через соответствующие фонды. Например, по статье "Структурные действия" финансируются фонды социального, регионального развития, сельского хозяйства и фонд сплочения (выравнивания социально-экономических показателей). Последний предусмотрен для тех стран - членов ЕС, в которых величина ВНП на душу населения не превышает 90% среднего показателя по Сообществу. В списках получателей поддержки числятся Греция, Испания, Ирландия и Португалия. По статье "Внутренняя политика" финансируются мероприятия по улучшению конкурентоспособности европейской промышленности, где от 50 до 70% средств выделяется на научные исследования. ( Известно, что конец 80-х и начало 90-х гг. характеризуются определенной экономической стабилизацией (и даже ростом) в условиях усиления западноевропейской интеграции. Прежде всего наметилась тенденция роста капиталовложений в промышленное производство. При снижении инфляции сокращаются показатели дисперсии цен (степень отклонения от среднего уровня цены в Сообществе) и роста денежной массы. Так, в начале 80-х гг. дисперсия цен оставляла около 8% в ЕЭС, а к 1990 г. снизилась до 3%. Рост денежной массы не только замедлился и сблизился с темпами экономического роста, но и стал более единообразным, т.е. с меньшей дисперсией. Если в начале 80-х гг. разрыв в росте денежной массы составлял 4,1%, то в 1989 г. - около 3%. Это стало решающим условием для становления «общеэкономического экономического пространства» и подписания Маастрихтского договора в декабре 1991 г. Таким образом, в Западной Европе делаются реальные шаги по решению главной задачи её объединения – созданию единого Европейского внутреннего рынка при условии обеспечения военной безопасности в Европе и коллективного лидерства (при партнёрстве с США в мире)
3.2. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Россией.
Длительный период идеологического, экономического и военно-политического противостояния двух общественных систем на европейском континенте предопределил и различный подход, теоретическое понимание и саму практику обеспечения организационно-структурных и экономических систем хозяйствования, в том числе и в условиях интеграционных процессов.
Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие в первую десятку по уровню жизни населения, оказались перед лицом сложных социально-экономических и политических проблем. Однако вместо объединения усилий с другими странами Восточной Европы по преодолению кризиса они пошли на свертывание экономических отношений с Россией и стремятся в состав западноевропейского экономического и военно-политического Сообщества.
Вместе с тем политика руководства западноевропейского Союза относительно принятия стран Восточной Европы в Сообщество вызывает много вопросов. Речь, в частности, идет о перенесении всех социально-экономических проблем и последствий для вновь вступающих стран из Восточной Европы на плечи заинтересованной стороны. С распадом СССР и в связи с политической нестабильностью в в ряде стран Восточной Европы намерения руководства ЕС форсировать вступление их в Сообщество сменились курсом на поддержку реформ (прежде всего в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии) через механизмы предоставления гуманитарной и техническом помощи, различного рода кредитов,» Одновременно была принята программа технической помощи "ФАРЕ". По инициативе ЕС в 1991 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития с уставным капиталом в 10 млрд. экю, главной задачей которого стало финансовое содействие реформам. На страны Восточной Европы распространялись льготные таможенные пошлины по значительному списку товаров. При этом руководство Евросоюза проводит экономическую политику со странами Восточной Европы с расчетом в перспективе принять их в ЕС и на этой основе создать "большую Европу". Основными условиями для вступления стали: отказ от государственной монополии внешней торговли, разрешение осуществлять внешнеэкономические операции всем заинтересованным юридическим и физическим лицам, введение внутренней конвертируемости национальной валюты, переход к рыночным методам регулирования внешнеэкономических связей посредством лицензий, таможенных тарифов, меры, способствовавшие "открытию" их экономик (внутреннего рынка) для доступа иностранного частного капитала и поощрения экспорта.
Ориентация на развитие экспорта и импорта обеспечили рост оборота внешней торговли. Экспорт в 1995 г. на 56% превышал низший уровень 1991 г. Особенно заметных результатов добились Польша, Чехия и Словакия. В то же время импорт по темпам роста за этот же период опередил экспорт, и обозначилась тенденция резкого (23%) превышения импорта над экспортом. Из всех источников западноевропейских инвестиций в эти страны наиболее высокий приток был в экономику Польши, Чехии и Венгрии (11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл. в 1995 г.) и значительно ниже в Румынию (3,4), Словакию (4) и Болгарию (3,4 млрд. долл.).
Основной формой экономического, в том числе и финансового, сотрудничества стран Восточной Европы и Евросоюза стали ассоциативные отношения, предусматривающие создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991-1992 гг. каждой страной Восточной Европы было подписано об этом соглашение с ЕС. Оно предусматривает политику наибольшего благоприятствования для восточноевропейских стран с их менее конкурентоспособной промышленностью. В частности, ЕС приняло обязательство в одностороннем порядке отменить свои таможенные барьеры для товаров из этих страд на протяжении первых 5 лет (из 10 отведенных по соглашениям). Во втором пятилетии восточноевропейские страны сами будут обязаны принять аналогичные решения. С 1 января 1995 г. со стороны ЕС таможенные и другие барьеры были устранены. Однако политика протекционизма для продукции гсх отраслей, в приоритетности которых заинтересованы страны Западной Европы, останется в силе, что воздействует на экономическое и социальное благополучие восточноевропейских стран.
Складывающиеся экономические отношения между странами Восточной Европы (и, прежде всего Центральной Европы) и Евросоюза, прогнозируемые перспективы и последствия их включения в интеграционное Сообщество поставили руководство ЕС перед необходимостью выделения в будущем значительных финансовых средств на реформирование экономики и социальную поддержку этих стран. Так, распространение единой сельскохозяйственной политики ЕС на восточноевропейские государства, с их крупным, но недостаточно развитым аграрным сектором, может потребовать увеличения вложения средств в его отрасли, по некоторым расчетам, около 60 млрд. экю. Между тем объем ассигнований по статье "Развитие аграрного сектора Евросоюза" в 1994 г. составлял 35 млрд. экю, или 49% всех ассигнований.
Еще более значительного увеличения (с 25 до 60 млрд. экю) потребовала бы поддержка отсталых регионов и стран с более низким уровнем среднедушевых доходов (доход на душу населения в странах Восточной Европы сегодня составляет в среднем около трети среднего по ЕС). Такое бюджетное бремя является препятствием для членства стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. Проблема обострилась, когда перед странами Евросоюза обозначилась перспектива резкого сокращения бюджетных расходов, с тем чтобы уменьшить дефицит государственных бюджетов и показатели внутреннего долга по отношению к ВВП до уровней, предусмотренных Маастрихтским договором. Реально это стало проявляться в противоречии желания с возможностями ЕС включить страны Восточной Европы в свою орбиту. Оттуда, очевидно, критерии "европейское™" стран, желающих вступить в Евросоюз, появление в 1995 г. "Белой книги", посвященной условиям, подготовки стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Сообщества. В книге дана система законодательства, с помощью которой в странах-претендентах должны быть созданы внутренние рынки, аналогичные западноевропейским странам.
Представители восточноевропейских стран приглашаются на заседания рабочих органов ЕС для информации или совместного обсуждения вопросов общеевропейской значимости (транспорт, экология, миграция населения и др.). Другим привлекательным для стран Восточной Европы решением ЕС стала запланированная финансовая поддержка Евросоюза на 1995-1999 гг. в объеме 9 млрд. долл. Примерно по такой же схеме экономического сотрудничества руководство ЕС создает благоприятные условия и для прибалтийских государств.
Создаваемые механизмы вхождения стран Центральной и Восточной Европы в общий рынок ЕС, с одной стороны, практически блокируют торговые интересы России на рынках, с другой - создают реальные предпосылки сворачивания интересов этих стран в сфере торговли, и тем более совместного производства.
После распада СЭВ экспорт и импорт России и стран Восточной Европы перестали играть ощутимую роль в экономики нашей страны. Доля их в общем объеме торговли России со странами дальнего зарубежья составила в 1996 г. 13,6-13,8% общего объема. Практически прекращены производственно-технологические и инвестиционные связи, за исключением энергетики, частично машиностроения и автомобилестроения. При этом страны Восточной Европы активизируют торговлю с высокоразвитыми странами.
Так, Чехия в 1996 г. закупила на Западе машин и оборудования на сумму в 100 раз большую в сравнении с импортом их из России.
Таким образом, закладывается противоречие между Россией как партнером каждой восточноевропейской страны и странами - членами ЕС с их правами и обязательствами по "защите" интересов Сообщества, при одновременном поддержании умеренного курса экономического сотрудничества с третьими странами, в том числе и с Россией.
В основе этого "особого" курса лежит все та же геополитическая задача:
устранить Россию как главного конкурента из всех жизненно важных (политических, экономических и военных) сфер общеевропейского развития, превратив ее в аграрно-сырьевую периферию международного европейского интеграционного Сообщества.
Несмотря на совместно (ЕС и Россия) провозглашенные цели, намерения и декларации, а также заявления руководства ЕС и лидеров ведущих стран - членов Евросоюза об их стратегии на установление равноправного экономического партнерства с Россией, реальная практика свидетельствует об обратном. Общий рынок ЕС для российских товаров остается закрытым.
Парадоксальная ситуация: страны ЕС за последние годы резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольствия и текстильных товаров. Однако доля России в товарообороте в целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла всего лишь 3%, а среди внешних партнеров ЕС Россия занимала восьмое место. К середине 90-х гг. доля импортного продовольствия, в том числе из ЕС, превысила две пятых потребления в России, что негативно сказалось на развитии российского сельскохозяйственного производства и продовольственном внутреннем рынке. Таковы же и последствия импорта текстильных товаров.
Практика торговли продукцией высокотехнологических отраслей показывает сдержанность, а порой и откровенное давление на соответствующие организации России со стороны международных организаций, патронируемых- ЕС или США, по поводу проникновения наукоемких отечественных изделий на рынки ЕС или рынки, контролируемые США и Японией. Речь идет о продаже атомных реакторов, запуске коммерческих спутников российскими ракетами, ядерном топливе для атомных электростанций в ЕС, а также о российском оружии.
Политика ЕС дестабилизирует внешнеэкономическую и торговую деятельность России со странами Восточной Европы в связи с проведением курса на отмену таможенных и других барьеров, сдерживающих выход на рынки Евросоюза. А ведь именно рынки стран Восточной Европы в недавнем прошлом имели первостепенное значение для российской промышленности. Обстановка для российских товаров в Европе еще более тяжелая и в связи с появлением обособленных зон свободной торговли, создаваемых странами, входящими в ЕАСТ и ЕС, а также ЕАСТ и странами Восточной Европы и Балтии и др.
Принятый в мае 1996 г. План действий ЕС для России (на уровне министров иностранных дел), за исключением пункта о "возможности введения зоны свободной торговли между ЕС и Россией", выдаваемый как новый, конструктивный подход к экономическому сотрудничеству, остается пока декларацией о намерениях. Конечно, эти затянувшиеся- "намерения" перекрываются, в частности, деятельностью международных банковских кругов по выделению кредитов и перенесению сроков уплаты долгов кредиторам, реальными мерами относительно вступления России в ВТО. России предстоит тщательно взвесить ситуацию и выработать стратегическую линию своего поведения.
ЗаключениеНесмотря на все проблемы и опасности, решение о создании ЭВС является бесповоротным. Возможные трудности в его дальнейшем развитии будут решаться любыми путями, кроме роспуска ЭВС, так как это чревато самыми драматическими последствиями для Европы в целом.
Будущая международная роль евро будет определяться тем, насколько успешно участникам экономического и валютного союза удастся провести необходимые реформы их финансовых и социально-экономических систем. Многое зависит также от дальнейшего развития их экономики и её международной конкурентоспособности. Возникновение евро ни в коей мере не противоречит интересам России. Как партнер Европейского союза, имеющий обширные и тесные экономические связи с ним, наша страна заинтересована в успехе предпринятого нашими западноевропейскими соседями смелого шага. Сотрудничество с экономическим и валютным союзом послужит ещё одним стимулом успешного завершения реформ в России, особенно в области кредитно-денежного обращения. Дополнительные возможности открывает перед ней и возникновение биполярности в международной валютной системе.
Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию после ратификации в 1997 г. Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнёров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. В заключении хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.
Список литературы
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения, 2000 г., С. 253 - 264.
2. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / М, 2000 г.
3. Рыбин В. И. // Новая единая европейская валюта евро / М, 1998 г.
4. Шемятников В. Г. // ЕВРО «Две стороны одной медали» / 1998 г.
5. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России // Экономист / 1998, 1.
6. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век // РЭЖ / 1999, 8
7. КОРИНФ / 2000, 39
8. КОРИНФ /2002, 6
9. КОРИНФ /2002, 7
... Италия 1,2 * Вопросы географии. Сб. 130. М.: Мысль, 1987. С. 19. . Как видно из таблицы, Германия действительно является лидером в торговле среди стран Западной Европы. Ю. Шпаков в своей статье “ Дойче Банк”: взгляд на экономику к востоку от Германии” пишет: “ Германия несёт на себе основной груз финансовой поддержки и в странах Восточной Европы. В1995 году помощь Германии этим странам ...
... и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом, логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства. 3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году [22], однако, на ...
... арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. 2 Сущность и причины возникновения экономической интеграции в Западной Европе Как стало известно после проведенного исследования, тенденции развертывания процесса международной экономической интеграции начали проявляться уже в 50-60-е гг. 20 в. К началу 21 в. в мире действовало 85 различных ...
... крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе ещё преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства Западной Европы – растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Но в большинстве стран преимущественное развитие получило животноводство. В Западной Европе собирают ...
0 комментариев