3. Российская модель массовой приватизации

Широко известный термин "массовая приватиза­ция" объединяет два самостоятельных, но тесно свя­занных между собой процесса:

— корпоратизация средних и крупных государст­венных предприятий с последующей продажей (пере­дачей) их акций в руки граждан и негосударственных юридических лиц, то есть большая приватизация;

— наделение всего (части) населения инвестицион­ными купонами (чеками, сертификатами, ваучерами и т.п.), дающими право на часть приватизируемой государственной собственности (ваучерная привати­зация).

Другими словами, в рамках модели массовой при­ватизации корпоратизация представляет собой сторо­ну предложения, а наделение населения ваучерами — сторону спроса. Синтезом этих процессов в российс­ком варианте является политика продажи акций по закрытой подписке и на чековых аукционах. Необходи­мым элементом модели выступает также система ин­вестиционных институтов-посредников.

В то же время широко распространенной ошибкой является отождествление большой приватизации с ва­учерной программой: на самом деле ваучерная прива­тизация — лишь один из многих методов, которые должны применяться. Гибкое сочетание этих методов должно обеспечивать баланс между попытками рез­кого ускорения приватизационного процесса и дости­жения социальной справедливости в ущерб экономи­ческой эффективности (ваучеры) и необходимостью создания эффективного собственника и привлечением нового капитала. При всех недостатках российской модели и акцентировании на одной сверхзадаче фор­мирования широкого слоя собственников, при всем этом российская массовая приватизация к июлю 1994 г. фактически была осуществлена.

3.1. Причины запуска и основной замысел

И критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 г., сходятся только в одном: формальный количественный успех программы массовой приватизации бесспорен и очеви­ден. Итоги же реализации программы массовой прива­тизации, лежащие за рамками количественных оценок, всегда были и — тем более сегодня — остаются пред­метом как острых содержательных дискуссий, так и иррациональных спекуляций в политических целях. Видимо, чтобы попытаться относительно объективно подвести какой-то итог, необходимо вернуться в 1992 г. и понять обстановку и реальные цели введе­ния приватизационного чека.

Вспомним, в каких условиях принималось стратеги­ческое решение о "запуске" чековой модели (лето 1992 г.) как способа стимулирования приватизацион­ного процесса в России:

— отсутствие платежеспособного спроса населения;

— нулевой интерес к приватизации в России со стороны иностранных инвесторов;

— наличие свыше 240 тыс. государственных и му­ниципальных предприятий (что требовало типовых стандартных процедур приватизации);

— необходимость максимально высоких темпов легального приватизационного процесса (на первом этапе) для блокирования интенсивной спонтанной при­ватизации и обеспечения необратимости экономичес­ких преобразований в целом;

— потребность скорейшего формирования нового массового социального слоя, не заинтересованного в коммунистическом реванше;

— относительно благоприятное общественное мнение.

Все эти экономические и политические факторы и стали определяющими для разработки и запуска российской чековой модели. Каковы же были стра­тегические цели? Конечно, отнюдь не те формальные, которые были записаны в первой государственной программе приватизации. Реальная цель, как пред­ставляется, была лишь одна: временное мас­совое перераспределение и закрепление прав частной собственности в российс­ком обществе при минимуме социа­льных конфликтов в расчете на после­дующие трансакции в пользу действи­тельно эффективных ответственных собственников.

Учитывая условия, в которых начинался приватиза­ционный процесс в России, и именно эту реальную цель российского варианта массовой приватизации, можно примириться с ваучером. Рассмотрим теперь основные компоненты этой модели в их российской специфике.

3.2. Ваучерная программа

Концепция ваучерной программы в России была принята на заседании Правительства РФ 11 июня 1992 г. Приватизационные чеки (ваучеры) представля­ли собой государственные федеральные (и только фе­деральные) ценные бумаги с ограниченным сроком действия, равного достоинства (10 тыс. руб.), на предъ­явителя, с правом свободной продажи.

Последующие документы конкретизировали кон­цепцию правительства: разработан жесткий график ме­роприятий, сформирован специальный Координацион­ный совет, во всех регионах созданы территориальные комиссии. С 1 октября по 31 января 1993 г. была выдана подавляющая часть чеков (148 млн. штук). Су­щественных проблем в ходе выдачи приватизационных чеков (типа паники в Чехословакии в последние дни раздачи купонных книжек) не возникало. Тем не менее существовало немало других проблем.

Одним из ключевых при реализации ваучерной про­граммы стал вопрос о реальной покупательной спосо­бности и рыночном курсе ваучера. ГКИ первоначально исходил из реальной стоимости госпредприятий и дру­гого имущества, которое может быть продано за ва­учеры (35% или 1,4 трлн руб. в старых балансовых ценах). При этом особо подчеркивалось, что на ва­учеры приобретается имущество по старым ценам по­следней балансовой оценки, поэтому покупательная способность ваучера должна быть значительно выше эквивалентной суммы рублей 1992 г., а рыночная сто­имость будет возрастать. Если в октябре 1992 г. пред­ставители ГКИ оптимистично оценивали потенциаль­ную покупательную способность ваучера в 200—300 тыс. рублей, то в декабре эта цифра снизилась до 12—13 тыс. рублей.

Мгновенно (в первые числа октября 1992 г.) сфор­мировавшийся биржевой и внебиржевой рынок вауче­ров продемонстрировал в целом по России разброс цен по реальным сделкам от 200 до 70 тыс. рублей. Первые биржевые операции начались на Российской товарно-сырьевой бирже при курсе чека 5 тыс. — 10 тыс. рублей. В течение 1993 г. курс чека возрос от половины номинала до двух номиналов, удерживался на уровне в среднем 20 тыс. рублей в первые месяцы 1994 г. и в итоге при всех многочисленных колебаниях к июлю 1994 г. увеличился в среднем до 40 тыс. рублей.

Если для конца 1992 г. была характерна активная скупка чеков коммерческими банками и иными ком­мерческими структурами (прежде всего из налоговых соображений), то после кризиса в начале февраля 1993 г. на рынке чеков доминировал один ключевой "инвестор" — приватизируемые предприятия в лице как трудовых коллективов, так и автономных менед­жеров, закупающих чеки для закрытой подписки и при­обретения "своих" акций на чековых аукционах. Не­редки были также сделки между брокерскими фир­мами и приобретающими чеки директорами предприятий, в которых обе стороны получали допол­нительный доход на разнице наличного и безналич­ного курсов. Есть также некоторые данные об эпизоди­ческом появлении на рынке чеков иностранных ин­весторов, действовавших преимущественно через свои филиалы или посредников.

Во многом динамика курса чека была обусловлена политической ситуацией, темпами инфляции и спекуля­тивным биржевым и внебиржевым оборотом. В какой-то мере приватизационный чек стал ценной бумагой (финансовым инструментом), рассматриваемой вла­дельцем в отрыве от ее реального назначения. Тем не менее это не дает оснований относиться к курсу чека как к некой совершенно автономной от приватизаци­онного процесса величине.

Во-первых, именно текущий рыночный курс брался в основу предварительных "рыночных" оценок акций и предприятий после чековых аукционов (к примеру, при курсе чекового аукциона фабрики "Большевик" 0,1, то есть 1 акция на вложенный чек, и рыночном курсе чека 6000 рублей акция номиналом в 1000 рублей может быть оценена в 6000 в "чековых деньгах", соот­ветственно уставный капитал также оценивается как минимум в 6 раз выше).

Во-вторых, именно с текущим рыночным курсом чека (реальными затратами на его покупку) сопостав­лялась выгодность приобретения тех или иных акций на чековых аукционах. Вместе с тем опять необходимо сделать оговорку: установление "чековых цен" акций зависело не столько от финансового состояния пред­приятий, сколько от общего числа выставленных на продажу ценных бумаг.

В-третьих, именно от текущего курса чека зависела интенсивность скупки чеков самими предприятиями.

В силу этого и любая попытка оценить действи­тельную стоимость (в статике или в динамике) чека обречена на неудачу, если исходить из какой-то одной методики оценки. На наш взгляд, реальную картину дает лишь учет множественности курса чека. При этом в современных условиях попытка оценки чека через "доходность" предприятий (даже опосредованно — че­рез приобретаемые акции) вряд ли будет плодотвор­ной, и, следовательно, возможны лишь "квазирыноч­ные" и "имущественные" подходы:

— текущий рыночный курс в биржевом и внебир­жевом обороте (наличный и безналичный);

— рыночный в ценах момента эмиссии чеков, то есть осени 1992 г. с соответствующей инфляционной поправкой;

— средневзвешенный курс чековых аукционов (ко­личество номиналов акций на один чек) как наиболее вероятный показатель истинного положения дел;

— средневзвешенный курс чековых аукционов с уче­том переоценки основных фондов предприятий.

Существенно также, что, по оценкам, только 20% приватизационных чеков и основных фондов находи­лись в регионах, где их количество сбалансировано, и соответственно рыночная котировка ваучера должна была быть выше средней. Так, если покрытие основ­ных фондов ваучерами составляло на Севере лишь 53%, в Восточной Сибири — 58, Центрально-Черно­земном районе — 76, на Дальнем Востоке — 78, в По­волжье — 92, то на Урале избыток ваучеров составлял 3 %, Северо-Западе — 8, в Западной Сибири — 21, Волго-Вятском районе — 22, Центральном — 25, на Северном Кавказе — 67 %. Наиболее заметным след­ствием этого стала некоторая локализация ваучерных рынков в нескольких центрах и чрезвычайная выгод­ность игры на территориальных курсовых разницах, которая могла обеспечить до 200 % прибыли.

Правительство неоднократно принимало меры для поддержки курса чека на рынке (рассматривая это и как залог собственного престижа): увеличение квот чековой оплаты имущества до 35—90%, вовлечение в чековый оборот земли, жилья и муниципальной со­бственности, разрешение предприятиям скупать чеки из средств приватизационного фонда, обязательность оплаты 50% закрытой подписки чеками и другие. Но ключевым вопросом всегда оставалось ускоренное ак­ционирование предприятий для обеспечения предложе­ния чековых аукционов.


Информация о работе «Сущность и значение приватизации»
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 43820
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
189278
10
5

... выпуск государственных ценных бумаг Правительством и местными исполнительными органами республики, а также Национальным банком Казахстана. По экономическому содержанию государственные ценные бумаги, как и корпоративные облигации, являются долговыми. Большинство из упомянутых и, в сущности, известных в мировой практике ценных бумаг удостоверяют собой право их собственников требовать выплаты денег ...

Скачать
59267
0
0

... -хозяйственной деятельностью составляет основу в кредитной политике банка. Сложность этой проблемы очевидна, но без ее решения невозможна активизация банковского кредитования хозяйства. Данная работа посвящена определению сущности и значения кредита в современных условиях. Итак, мы видим значимость в наших условиях вопроса, связанного с кредитованием, рассмотрение которого начнем с установления ...

Скачать
27911
1
0

... страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ Одним из видов страхования является перестрахование. Перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать ...

Скачать
128436
18
2

... уменьшения затрат на производство, а, следовательно, и увеличения его экономической эффективности. 2.3. Основные технико-экономические показатели работы Ялтинского городского молочного завода. Основными показателями, характеризующими производственную деятельность предприятия, являются: товарная продукция, выпуск товарной продукции на 1 т перерабатываемого сырья, производство товаров народного ...

0 комментариев


Наверх