2.1. Появление и распространение старообрядчества
в Красногорском районе
Глазовский уезд был одним из центров старообрядчества, особенно движения «беспоповцев». Еще с конца XVII века здесь действовали тайные скиты старообрядцев. Один из последних был разогнан в 1880 году.[28]
Особенно много старообрядцев на севере Удмуртии, в районах, прилегающих к Пермской и Кировской областям. Красногорский район, в прошлом – Святогорскую волость, можно смело назвать «староверским». По статистическим данным на 01.01.2006 гг. в Красногорском районе проживало 11862 чел., среди них 7273 русских, а по исследованиям краеведа Анатолия Гончарова, старообрядцев приблизительно 80 % по рождению, а истинно верующих всего лишь 5 %.
Из беседы с местным исследователем старообрядчества Анатолием Николаевичем Гончаровым можно сказать, что первые старообрядцы появились на территории Красногорского района в конце XVIII века - начале XIX века.
Приписано было к приходу 50 селений, 360 дворов, 1390 человек мужского полу (женщин тогда особо не учитывали). В это время здесь проживали 1968 русских, 2512 удмуртов и 1714 старообрядцев – беспоповцев.[29]
Затем в Святогорской волости открыли еще несколько церквей. Характерно, что тут был и храм «единоверцев» - движения, призванного примирить господствующую православную церковь со старообрядцами. Его построили в 1904 году в деревне Осипинцы.
Революция ударила по представителям всех религиозных течений. Почти все храмы были закрыты, служители культа под разными предлогами репрессированы. Не стали исключением и старообрядцы. В 30-е годы в Красногорском состряпали громкое дело – арестовали более двадцати жителей различных деревень, в основном Багыра – служителей культа и «странствующих монахов». Нескольких 70 – летних стариков приговорили к расстрелу, остальных подсудимых – к длительным срокам заключения или ссылки.
И только в последние десятилетия старообрядчество постепенно начало возвращать утраченные позиции.
Интересно, что в Красногорском районе проживают староверы сразу двух самостоятельных направлений этой веры – «поповцы» и «беспоповцы». Сюда они заселились по двум направлениям – с Вятки пришли «поповцы» нынешней Белокриницкой митрополии, с Камы – «беспоповцы». И у каждого есть свои молельные дома.
Кстати, у красногорских старообрядцев есть и свое обособленное кладбище. Прежде оно находилось возле деревни Ново-Чурино, ныне исчезнувшей. Со временем это кладбище оказалось фактически в лесу и слишком далеко от проезжей дороги. Поэтому в 2003 году старообрядцы открыли новое кладбище, рядом с Красногорским, вблизи от асфальтовой дороги. Собрали субботник, очистили место, поставили плетеную ограду.
Интересно и то, что молельный дом Красногорские старообрядцы-беспоповцы получили благодаря существованию в селе православной церкви имени Покрова Богородицы. Когда ее в «перестроечные годы» вернули верующим, старообрядцы пошли к главе районной администрации – нам тоже помещение необходимо! Глава администрации Михаил Иванович Матушкин решил никого не обделять и выделил старообрядцам помещение под молельный дом, недалеко от своего. И вот уже свыше десяти лет тут собираются старообрядцы. Дом имеет центральное отопление, поэтому верующие оплачивают коммунальные услуги – более 800 рублей. Эту сумму собирают с красногорцев, а также жителей Кокмана, Валамаза, Коровкинцев, Артыка, по списку из 53 семей. Кроме того, каждый может пожертвовать на содержание молельного дома посильную для него сумму.
Председателем общины старообрядцев является бывший шофер РАЙПО Михаил Трофимович Сигов. На нем хозяйственные вопросы, общение с местными властями. В активе общины примерно 10 человек, все уже пенсионного возраста. Тех, кому лет под пятьдесят, называют молодыми.
В повседневной жизни главную роли играют «духовники» и «духовницы». Это благословение получают на общем сходе наиболее авторитетные мужчины или женщины.
Духовники сначала проходят своеобразный испытательный срок. За ними закрепляется кадило, они ведут службу на коллективных молениях.
Долгое время звание духовница имела Прасковья Васильевна Перминова, простая деревенская женщина, кстати, неграмотная.
После ее смерти (2000 г.) своего духовника в Красногорском не было, эту роль выполнял старик, приезжавший из Игринского района, что создавало немало проблем. Сейчас духовницей является Иллариона Смольникова, бывший повар детсада.
К Красногорским старообрядцам-беспоповцам относятся также жители деревень Багыр, Прохорово - настоящих староверческих мест (см. Приложение 6), а исчезнувшие деревни беспоповцев Бурово, Нов. Беляево, Нефедово (см. Приложение 5). Увидишь тут рослого, крепкого мужчину с окладистой бородой и сразу безошибочно скажешь – вот старовер! Да и женщины из старообрядцев тоже не мелкие, видна в этих людях особенная стать (см. Приложение 4).
Рассказ о красногорских старообрядцах будет неполным, если мы не упомянем местных «поповцев». Они живут в населенных пунктах, примыкающих к Кировской области: в селе Курья, деревне Мухино (см. Приложение 6), а прежде обосновывались в ныне исчезнувших поселениях: Осипинцы, Сухие, Заимки, Полянцы, Котляки, Самушенки, Севостьянцы, Рябиновцы, Герасимовцы (см. Приложение 5).
Самые распространенные фамилии старообрядцев-поповцев нашей местности - Фетисовы, Ожмеговы, Сухих, Брыляковы, Лысковы, и некоторые другие.
Несколько лет назад курьинские старообрядцы создали молельный дом, отремонтировав старую квартиру, принадлежащую школе. Один – два раза в год сюда приезжает священник из Ижевска. В последний приезд даже крестили пять глазовчан.
Церкви старообрядцев – самостоятельная интересная история. Как известно, в 1800 году часть раскольников подчинилась официальной православной церкви на условии сохранения своих традиций и обрядов. Так и возникли «единоверцы».
До революции «поповцы» имели на территории нынешнего Красногорского района минимум одну церковь. Та, что находилась в селе Осипинцы (Осипинском). Иоанно-предтечинская единоверческая церковь – деревянная, на два престола – построена в 1903 – 1904 годах на средства вятского купца
А. Я. Терешкина. Какое отношение имел купец к Осипинцам – неизвестно, такой фамилии сейчас в районе нет. Освятил начало строительства священник Иоанн Бармин. Можно предполагать, что он и трудился здесь в дальнейшем. Поначалу эта церковь подчинялась Курьинской, а с 1906 года стала самостоятельным единоверческим приходом, в который входили деревни Гаинская, Коробовская, Карпушатская, Комаровская, Луговская. Все, за исключением Гаинцев, уже не существуют. От церкви в Осипинцах остался большой парк, украшением которого являются могучие кедры. Их посадил служивший здесь священник. Его имя, увы, забылось, хотя в перечне документов из книги о храмах Удмуртии есть ведомости о зарплате служивших тут людей, дореволюционная переписка с епархией.[30] К сожалению, эти документы никто из красногорских краеведов не изучал.
В 1936 году церковь в Осипинцах была закрыта, ее здание передано под школу. Сейчас в бывшем селе нет ни одного строения, только парк с пустым местом от снесенной церкви.
В соседнем селе Курья церковь находилась на месте нынешнего дома культуры. Точнее – разобранная церковь стала домом культуры. Сейчас это добротное помещение, использовавшееся как спортзал школы, передано русской православной церкви.
Еще, как рассказал Анатолий Николаевич, церкви были в Заимках, Самушонках. Некоторые старики вспоминают, что их там крестили в детстве. Возможно, тут существовали молельные дома, но точных сведений об этом не находится.
0 комментариев