1.2.1. Феномен потока внутренних миграционных потоков высококвалифицированных кадров

 

Период после 1945 года отмечен продолжающейся миграцией внутри ЕС. Сегодня каждый третий мигрант проживает в Европе. Все западноевропейские государства принимают больше мигрантов, чем отправляют в другие страны.

Большинство мигрантов, направляющихся в государства-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), имеют диплом о среднем либо высшем образовании.

В 2005 году иммигранты составляли 8,8 процента населения Европы.

Наибольшее соотношение иммигрантов к общему составу населения наблюдалось в Западной Европе (11,9%), Северной Европе (9,3%), Восточной Европе (7,5%) и Южной Европе (7,2%).

В 1980-х годах Ирландия, Испания, Португалия, Греция и Финляндия стали странами-реципиентами мигрантов в связи с повышением уровня экономического развития и более жесткой миграционной политикой в других европейских государствах.

Одним из факторов роста трудовой миграции в ряд европейских государств стали новые возможности трудоустройства для некоторых категорий мигрантов, особенно для высококвалифицированных специалистов. Наметился рост потока трудящихся мигрантов в Ирландию, Италию и Португалию.

По данным Международного центра развития миграционной политики, среднее количество новых незарегистрированных мигрантов составляет 1800 человек в день. В 2007 году объем непостоянных потоков мигрантов в 15 первоначальных государств-членов ЕС составил 650 тысяч человек.

В докладе Фредерика Ришнера, генерального директора Департамента занятости, социальных дел и равных возможностей ЕС, отмечается, что между 1997 и 2002 годами в период экономического роста количество занятых в Европе возросло на 12 млн. человек.

Несмотря на тот факт, что доля мигрантов была менее 5% в общей занятости по странам ЕС, их вклад в ВВП составил 15%. В противовес общему мнению, что мигранты в основном заняты неквалифицированным трудом, возросла занятость мигрантов в секторе среднеквалифицированных и высококвалифицированных работников, где занятость у местного населения тоже высока. В это время количество мигрантов средней квалификации возросло на 50%, а высококвалифицированных — в два раза.

В докладе говорится, что в последние три года наблюдается снижение темпов экономического развития ЕС. Средняя занятость в ЕС стоит на уровне 63% (в США — 72%), а для мигрантов — существенно ниже. Для ЕС была поставлена цель достичь в 2010 году уровня занятости в 70%. Для этого в ЕС-25 необходимо к 2010 году создать более 20 млн. рабочих мест (в том числе в странах ЕС-15 — 15 млн.), что выглядит весьма проблематичным.

В то же время ожидается, что общее количество людей трудоспособного возраста между 2010 и 2030 годами будет сокращаться в среднем на 1 млн. человек в год. Поэтому, даже если допустить, что уровень занятости стабилизируется на уровне 70%, но не будет возрастания миграции, вероятнее всего, экономический рост в ЕС упадет до 0,5% в год, и рост ВВП на душу населения также значительно снизится, что может отразиться на конкурентоспособности экономики ЕС. Во всех демографических выводах весьма пессимистично говорится о судьбах Европы, если мигранты не приедут. Политики также сетуют на эти обстоятельства, однако понимание необходимости привлечения мигрантов не сопровождается изменениями в миграционной политике.

Статистика свидетельствует о том, что и число прибывающих трудовых мигрантов, и их накопленное число растет практически во всех странах Евросоюза (рис. 5 и 6). Тем не менее, их миграционная политика в целом не слишком гостеприимна. Сейчас мигрантам очень непросто на законном основании попасть на рынок труда желаемых стран. Основные способы легального проживания в странах ЕС лимитируют возможности легального трудоустройства многих категорий мигрантов. В Западную Европу официально можно попасть по определенным каналам:

·          воссоединение семьи;

·          предоставление статуса беженца (ищущего убежище);

·          репатриация;

·          обучение;

·          высококвалифицированный персонал транснациональных корпораций и международных организаций;

·          личные контракты;

·          собственный бизнес;

·          трудовая миграция (на основе межгосударственных соглашений):

сезонные работы;

приграничные миграции;

тренинги и приглашение преподавателей;

квоты на определенные специальности или виды деятельности.

Но многие из этих каналов не дают права на работу, даже если мигранту и разрешается проживание в стране. Так, первые четыре канала не дают возможности быстрого легального доступа на рынок труда. Первые три канала не позволяют отбирать мигрантов по квалификации. Возможности трудоустройства их также отложены, а для членов семей всех категорий мигрантов, возможности попадания на легальный рынок труда еще более проблематичны, поскольку наличие разрешения на работу у одного из супругов-мигрантов не распространяется на членов его семьи.

Таким образом, сетования чиновников Евросоюза на низкий уровень занятости мигрантов, прежде всего, связаны с самой политикой стран Евросоюза. Она подталкивает мигрантов к нелегальной трудовой деятельности, несмотря на то, что Великобритании нужно заполнить 600 тысяч вакансий, а Португалия и Испания даже начали специальную программу по привлечению мигрантов из Латинской Америки, которая с точки зрения культуры, языка, традиция, исторических связей им более близка, чем африканские страны. В докладе отмечается, что некоторые группы и генерации мигрантов лучше интегрированы в рынок труда. Мигранты из Балканских стран и Восточной Европы имеют даже более высокие показатели занятости, чем местное население[5].

Иерархия стран по привлекательности для трудовых мигрантов, совпадает с их распределением по количеству мигрантов. На первые места снова выходят Германия, Франция, Великобритания, а затем — Италия, Испания, Швейцария. В тех странах, которые провели программы амнистии, количество трудовых мигрантов выросло в несколько раз. В Греции, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Германии, Люксембурге и Великобритании в 1995–2002 годах были легализованы 2,5 млн. человек.

В странах ЕС-15 количество официально зарегистрированных трудовых мигрантов составляло в 2003 году около 17 млн. человек [15]. Специалисты считают, что значительного притока мигрантов из вновь присоединившихся стран в «старые» страны ЕС не ожидается. По социологическим опросам, не более 5% населения этих стран выразило желание переселиться на запад. Однако это не касается намерений в отношении временной трудовой миграции [16]. Впрочем, пока присоединение к странам ЕС не дает этим странам право свободного доступа на рынок труда ЕС. Сейчас они могут попасть на рынок только нескольких стран — Великобритании, Швеции и Ирландии. За год после присоединения новых стран 230 тысяч мигрантов из них получили разрешения на работу в Великобритании, 128 тысяч в Ирландии и 16 тысяч в Швеции. Для остальных стран ЕС-15 «новички» должны пройти ту же процедуру, что и другие иностранцы.

Пожалуй, несколько лучше чувствуют себя в Европе иммигранты — высококвалифицированные специалисты. В частности, страны ЕС начали проводить политику привлечения на постоянное проживание тех иностранцев, кто закончил вузы этих стран и нашел в них работу. Сейчас практически во всех европейских странах выпускникам, окончившим местные ВУЗы и нашедшим работу с высоким заработком, дается разрешение на проживание. Особенно такие возможности открываются у специалистов в области информационных технологий. Германия выдала первые 1500 «green cards» из предполагаемых 10,4 тысячи для таких специалистов. Этим же путем следуют и остальные страны ЕС.

Количество иностранных студентов в странах ЕС неуклонно растет, только с 1989 по 1999 год оно выросло с 887,6 тысячи до 1061,1 тысячи человек. Самое большое количество иностранных студентов обучается в Великобритании — 227 тысяч человек, Германии — 219 тысяч, Франции — 165,4 тысячи человек (в России — 70,2 тысячи).

Из всех мигрантов, официально по контрактам работающих в странах ЕС, российские специалисты характеризуются самой высокой долей имеющих высшее образование (47% от всех официально работающих, при среднем показателе — по Европе — 25%). Самым низким уровнем образования отличаются мигранты из стран южной Европы, Балкан, и стран-кандидатов (Приложение 5).

Решение проблемы миграции в странах Центральной и Восточной Европы усложняется недавним расширением ЕС. Свободный доступ граждан новых стран - членов ЕС на рынки труда стран (прежнего состава ЕС-15) ограничен, с некоторыми исключениями, периодом от двух до семи лет. Тот факт, что изначальные прогнозы относительно опасения массовой миграции оказались необоснованными, может привести к пересмотру этих ограничений, как случилось на первых стадиях расширения ЕС, когда в состав Союза вошли Греция, Португалия и Испания. В случае этих трех государств результатом вступления в ЕС стало стимулирование экономического роста и рост доходов, что побудило граждан этих государств, мигрировавших в другие европейские страны, вернуться на родину. Активная эмиграция основного населения различных стран ЕС в начале 1990-х годов снизила темпы прироста населения и привела к сокращению его численности в некоторых государствах. Многие новые государства - члены ЕС, за исключением Литвы, Латвии и Польши, сегодня стали странами чистой иммиграции.

Учитывая то, что страны Центральной и Восточной Европы, очевидно, в ближайшем будущем столкнутся с дефицитом рабочей силы, они, как и государства, которым предстоит вступить в ЕС в 2007 году, просто не обладают демографическим потенциалом для широкомасштабной эмиграции в Западную Европу (Munz, 2004). Действительно, как показывают исследования, в ближайшие пять лет миграция из новых стран-членов ЕС в страны ЕС-15 будет составлять лишь 1% от населения новых стран-членов Союза, или чуть больше 200 тыс. человек в год. Хотя уровень доходов на душу населения в новых странах-членах ЕС до сих пор намного ниже, чем в государствах ЕС-15, а уровень безработицы там высок, все же, как ожидается, миграция будет умеренной, если не низкой. В противоположность этому, в новых государствах-членах наблюдается значительный приток мигрантов, так как граждане стран СНГ (особенно Беларуси, Республики Молдовы, Российской Федерации и Украины) и некоторых стран Азии используют их в качестве плацдарма для въезда в Западную Европу.

В то же время серьезной проблемой стала эмиграция высококвалифицированных специалистов, негативно отражающаяся на долгосрочных перспективах экономического развития. Ограниченные возможности вынуждают молодых специалистов эмигрировать. И все же в странах растет осознание необходимости совершенствовать управление миграционными потоками с тем, чтобы защитить граждан, уезжающих за границу, и снизить их уязвимость. Многие страны создают структуры, способствующие движению населения и миграции рабочей силы по легальным каналам[6].

Миграция талантов воспринимается как утечка умов, потому что те, кто уехал, уже не возвращаются, поддерживая незначительные или даже нулевые академические связи со своими странами. В этом отношении в последние годы ситуация стала меняться. Многие из иммигрировавших представителей академического сообщества сохраняют тесные связи со своими странами, поддерживая научные и академические отношения с коллегами и учебными заведениями на родине. Более того, часть сделавших карьеру за границей возвращаются по мере улучшения условий работы у себя дома.

Но чаще всего академические работники возвращаются домой для чтения лекций или консультирования, сотрудничества в области исследований со своими коллегами или в качестве визитирующей профессуры. Под влиянием Интернет эти связи все заметнее становятся общепринятыми и продуктивными. Миграция академического таланта разными способами поддерживается промышленно развитыми странами, извлекающими из этого процесса немалую пользу. Да и сама проводимая ими иммиграционная политика в некоторых случаях предназначена именно для того, чтобы поощрить такую миграцию.

Утечка умов приносит государствам-донорам убытки, которые хотя и не столь очевидны, как ущерб от стихийных бедствий или техногенных катастроф, но по своим размерам часто даже превосходят его. Их подсчеты требуют анализа многочисленных негативных последствий эмиграции и применения сложных методик. При всем этом, удается получить весьма условные результаты, однако и они позволяют судить о масштабе наносимого национальной экономике вреда.

Основной мотив международной миграции кадров - трудоустройство на более выгодных, чем в стране происхождения, условиях. Помимо экономических мотивов, миграция обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного характера и др.

Внутри стран ЕС ежегодно наблюдаются внутренние миграционные потоки большого количества человек; лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Более локальным региональным центром притяжения мигрантов можно назвать Австралию.

Спрос на высококвалифицированные кадры в развитых странах определяется потребностями их экономик, бурным развитием информационных технологий.

ФРГ инициировала программу по привлечению иностранных студентов, ученых и специалистов по информационным технологиям. В частности, в 2000 г. объявлено о выделении 20 тыс. "грин-карт" для рекрутирования из-за рубежа специалистов по информатике - при этом уже в конце 2001 г. 10 тыс. специалистов этого профиля въехало в ФРГ. В странах ЕС дефицит в специалистах по информационным технологиям оценивается цифрой в 1,7 млн. человек.


Глава 2. Характеристика внутренних миграционных потоков высококвалифицированных кадров в странах ЕС


Информация о работе «Внутренние миграционные потоки высококвалифицированных кадров на примере развитых стран ЕС»
Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 89985
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
89569
3
0

... и организациями использовано 716,2 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 188,2% по отношению к уровню аналогичного периода 2006 года. 3. Влияние миграции на развитие рынка труда в Саратове 3.1 Влияние миграции на рынок труда в России Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным ...

Скачать
130375
0
1

... в лице государственных структур по средствам государственной миграционной политики. В следующем параграфе нашей дипломной работы будут рассмотрены сущность миграционной политики и ее влияние на развитие государства в целом. 1.2 Сущность и особенности миграционной политики на территории РФ При формулировании понятия «миграционная политика» мы сталкиваемся с многообразием подходов и точек ...

Скачать
35514
0
0

ую степень интенсивности миграции населения, однако в отличие от них наша страна столкнулась с высокой степенью интенсивности миграционных потоков в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Расширение миграционных потоков привело к разнообразным последствия, которые в настоящее время проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, ...

Скачать
23386
0
0

... Армении: стремление к самостоятельному политическому объединению нового класса и тягу к государственной власти. В переходный период в Армении бизнес является признанным участником не только экономических, но и политических процессов, оказывая сильное влияние на политическую жизнь страны. В этих условиях отношения власти и бизнеса приобретают принципиальный характер для осуществляемых политических ...

0 комментариев


Наверх