2.1. Расширение ЕС и трансформация западноевропейской миграционной системы
Каждая европейская страна в силу собственных исторических, социально- экономических и политических особенностей развития, а также во многом благодаря своему географическому положению, имеет свою собственную миграционную модель развития, которая изменяется во времени в ходе изменения социально-экономической и политической ситуации, как в ней самой, так и за ее пределами. Тем не менее, существует единая европейская миграционная система, объединенная основными векторами миграции и факторами, формирующими потоки мигрантов и основные перемещения внутри Европы.
Если рассматривать Европейскую территорию, как единую глобальную миграционную систему, то в ней существуют две субрегиональные миграционные системы (одна — ЕС, с ядром в странах старого ЕС и вторая — Евразийская система, которая включает все страны СНГ и как центр притяжения — Россию. Можно говорить о двух миграционных системах, поскольку обе имеют определенную степень внутренней связности (не менее 60-70% всех передвижений происходит в пределах каждой системы). Страны ЕС имеют единую экономическую и политическую зону со свободным перемещением.
Западновропейская миграционная система трансформируется постоянно, но начала целенаправленно создаваться в последние 25 лет. Для предотвращения проникновения «нежелательных» мигрантов» были созданы «зоны различных типов соседства» (zones of different types of neighbourhood) по отношению к ЕС.
Основой западноевропейской миграционной системы являются «получающие страны старого ядра» (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны). Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора. Внутри ядра существуют свои собственные связи. Соседние страны характеризуются также интенсивным миграционным обменом. Именно в этом ядре формируется в настоящее время мегалополис, который начинается на северо-западе Англии (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль) и включает основные города Голландии (Амстердам, Роттердам, Утрехт, Гаагу), далее идет на Рейн и Рур, охватывая более 60 городов и 60 млн. человек[9].
Зона «периферии стран старого ядра» (юг Западной Европы — страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран «ядра». Эта традиция сохраняется до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС «периферийная зона» в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны «старого ядра ЕС».
Третья зона — «присоединившиеся» к Евросоюзу в 2004 году страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр). В 90-х годах они в основном теряли население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. В настоящее время, начиная с конца 90-х годов, половина из них характеризуется небольшим положительным миграционным сальдо (за исключением стран Балтии и Польши). Эти страны являются транзитными для мигрантов, и не случайно уровень нелегальной миграции в них за последние 5 лет вырос в несколько раз и составляет около 80% от всех пересечений их границ.
По отношению к странам самого Евросоюза «присоединившиеся» страны являются посылающими и транзитными, особенно для мигрантов из стран СНГ и дальней периферии ЕС. Как страны приема они интересны для своих восточных соседей (например, Украины) или для своих диаспор, проживающих в соседних странах, не входящих в ЕС (в Румынии, странах бывшей Югославии). С формированием буферной зоны из новых «стран — кандидатов», «вступившие» страны все больше превращаются в принимающие страны по отношению к внешним странам и будут выполнять роль периферии центрального ядра (страны ЕС).
Учитывая, что только страны ядра ЕС имеют все возможности свободного обращения рабочей силы, а с остальными ЕС заключил договоры о реадмиссии, очень сложно ожидать, что квалифицированные специалисты легко попадут на рынок труда ЕС, который обнес себя несколькими зонами стран с разной степенью «дружеских» отношений.
2.2. Миграция в Австрии
Австрийский экономический рост может обернуться жесточайшим дефицитом рабочей силы. Впервые за последние годы стране остро не хватает квалифицированных специалистов, но консервативное правительство не торопится либерализовать жесткое миграционное законодательство.
Коалиционное правительство консервативной Австрийской народной партии и Социал-демократической партии Австрии с гордостью рапортует о первых успехах. Впервые за последние семь лет Австрия вступает в период устойчивого экономического роста. Стагнация, охватившая страну после введения наличного евро, наконец-то преодолена: ежегодный рост экономики превысил 3%, австрийский экспорт - некогда главная жертва дорогого евро - составляет 57% от ВВП страны, а доля безработных впервые за последние годы начала снижаться. Между тем радужные сообщения правительства встречаются австрийскими бизнесменами с изрядной долей скепсиса: бурный экономический рост, охвативший сегодня практически все отрасли экономики страны, может закончиться горьким разочарованием. Главной угрозой устойчивому развитию австрийской экономики, по мнению представителей промышленности, может стать нехватка рабочих рук[10].
"Ресурсы экономического роста почти исчерпаны, и причина этого - в дефиците рабочей силы. Я знаю массу компаний, вынужденных отказываться от заказов просто потому, что у них нет работников, которые могли бы выполнять эти заказы. Нехватка сотрудников становится тормозом, по-настоящему угрожающим экономическому росту страны", - заявил на пресс-конференции президент экономической палаты Австрии Кристоф Ляйтль.
Согласно отчету, подготовленному экономической палатой страны, в течение двух ближайших лет австрийским работодателям потребуется как минимум 88 тыс. дополнительных высококвалифициро-ванных работников, однако при сохранении нынешней ситуации на рынке труда эта потребность может быть удовлетворена не больше чем на треть. Таким образом, неизбежный дефицит рабочей силы, который невозможно будет покрыть за счет внутренних ресурсов страны, составит не менее 50 тыс. работников. Причиной такого роста потребностей экономики в рабочей силе должен стать ожидаемый рост экспорта - по прогнозам экономистов, к 2010 году объем австрийского экспорта вырастет на 10%.
Наиболее естественным для Австрии источником рабочей силы в последние годы считалась Германия. Вдвое больший, чем в Австрии, уровень безработицы и практически идентичные язык и культура делали немцев идеальными работниками для австрийских предприятий. Даже сегодня немцы составляют около половины трудовых мигрантов, приезжающих в Австрию. Тем не менее в ближайшие годы австрийцы вряд ли смогут рассчитывать на традиционный немецкий источник: экономика Германии сама находится на подъеме, доля безработных почти сравнялась с австрийскими показателями, а спрос на высококвалифицированных специалистов внутри Германии порой превышает предложение.
Даже при сохранении желания немцев переезжать на работу в Австрию экономика страны заинтересована и в притоке других, не менее квалифицированных, но значительно более дешевых мигрантов. В первую очередь речь идет о выходцах из восточноевропейских стран, бывших провинций Австро-Венгерской империи: Чехии, Словакии и Венгрии.
Позиции австрийских компаний в этих странах традиционно сильны, а многие их граждане в той или иной степени владеют немецким языком, что облегчает их интеграцию в австрийскую экономику. Что крайне важно - Австрия имеет самую протяженную из всех старых членов ЕС границу с новыми членами Евросоюза, а 40% населенных пунктов страны, включая Вену, находятся не дальше 100 километров от границы с новыми членами ЕС. Это делает возможной массовую маятниковую миграцию из этих стран, и уже сегодня целые отрасли австрийской экономики жизненно зависят от работников из новых членов ЕС, в том числе и нелегальных работников. На нелегальных мигрантах, например, держится практически вся сфера медицинского ухода за престарелыми гражданами Австрии. По подсчетам специалистов, за каждым шестым престарелым австрийцем ухаживает нелегально работающая в Австрии медсестра, чаще всего приехавшая из Словакии.
Хотя наем нелегалов и является противозаконным, потребность в рабочей силе настолько велика, что масштабы использования их труда превышают все разумные пределы. Так, осенью прошлого года выяснилось, что нелегальные сиделки работали даже в семьях министров федерального правительства. Неудивительно, что австрийские бизнесмены кровно заинтересованы в легализации статус-кво и упрощении процессов трудовой миграции с Востока.
"Миграция и интеграция мигрантов - очень важные факторы для устойчивого экономического развития страны", - говорит "Эксперту" Михаэль Максимилиан, исполнительный директор компании ISS Facility Services, берущей субподряды на техническое обслуживание зданий и поиск персонала для гостиниц и ресторанов. Одно из крупнейших австрийских предприятий в своей отрасли, ISS Facility Services дает работу почти 10 тыс. сотрудников, 43% из которых - иностранцы, а 75% родились вне Австрии.
"Зависимость австрийской экономики от труда мигрантов - критическая. При этом мигранты выполняют не только черную работу, как это принято считать. Мы испытываем сильную нехватку инженеров, техников, высококвалифицированных специалистов - и на все эти должности легко находим специалистов из Восточной Европы. Проблема в том, что далеко не каждого специалиста, которого мы нашли, мы можем трудоустроить - разрешение на работу часто невозможно получить".
Австрийское правительство, однако, не спешит согласиться с доводами бизнеса. Позиция властей проста: Австрия и так перенаселена мигрантами, трудно интегрируемые иностранцы угрожают стабильности страны, а значительное количество безработных среди иностранцев подрывает основы системы социального обеспечения.
Ксенофобские лозунги определяли политику властей страны на протяжении последних восьми лет, пока у власти находилась коалиция консервативной Австрийской народной партии и праворадикальной Австрийской партии свободы (переименованной позднее в Союз за будущее Австрии). "Нам не нужны иностранцы", - заявляла на пресс-конференциях министр внутренних дел Австрии Лиза Прокоп. "Австрия должна решить - хочет ли она оставаться социальным государством или же собирается стать страной мигрантов, в которой полыхают города", - вторил ей лидер Австрийской свободной партии Хайнц-Кристиан Штрахе.
Несмотря на то, что с января 2007 года праворадикальная Австрийская свободная партия не входит в правящую коалицию, страна продолжает жить по миграционному законодательству, принятому под влиянием ксенофобских настроений. Не имея австрийского паспорта, иностранцу крайне сложно получить разрешение на работу, а между тем процедура получения гражданства в Австрии - одна из самых сложных в Европе.
Иностранец, желающий получить австрийский паспорт, должен прожить в стране не менее 30 лет. Этот срок может быть сокращен до 15 лет (в исключительных случаях - до 10), если иностранец предоставит убедительные доказательства своей интеграции в экономическую и социальную жизнь страны. Единственным способом сократить этот срок остается брак с гражданином Австрии или же исключительные заслуги перед австрийским государством. Для сравнения - в Германии, также имеющей весьма жесткое иммиграционное законодательство, иностранец автоматически получает гражданство через 8 лет проживания в стране, вне зависимости от карьерных успехов.
Не желая пересматривать драконовское миграционное законодательство, власти Австрии напоминают бизнесменам, что страна и так заполнена работающими иностранцами. Согласно отчету ОЭСР, Австрия является одним из лидеров Евросоюза по доле мигрантов, проживающих на ее территории и занятых в экономике. 15,5% наемных работников родились за границей, при этом 10,5% рабочей силы составляют граждане иностранных государств.
Еще одним аргументом властей против упрощения миграционных процедур является тот факт, что доля безработных среди иностранцев вдвое выше, чем уровень безработицы в среднем по стране. Поэтому, по мнению консервативных политиков, упрощение миграционного законодательства приведет не к насыщению рынка труда, а к росту числа получателей социальной помощи. "Если частным компаниям нужны новые квалифицированные специалисты, они должны инвестировать в профессиональное образование", - заявил министр экономики Австрии Мартин Бартенштайн. И это заявление дает мало надежд на скорый компромисс между бизнесом и властью по поводу перспектив рынка труда.
... и организациями использовано 716,2 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 188,2% по отношению к уровню аналогичного периода 2006 года. 3. Влияние миграции на развитие рынка труда в Саратове 3.1 Влияние миграции на рынок труда в России Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным ...
... в лице государственных структур по средствам государственной миграционной политики. В следующем параграфе нашей дипломной работы будут рассмотрены сущность миграционной политики и ее влияние на развитие государства в целом. 1.2 Сущность и особенности миграционной политики на территории РФ При формулировании понятия «миграционная политика» мы сталкиваемся с многообразием подходов и точек ...
ую степень интенсивности миграции населения, однако в отличие от них наша страна столкнулась с высокой степенью интенсивности миграционных потоков в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Расширение миграционных потоков привело к разнообразным последствия, которые в настоящее время проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, ...
... Армении: стремление к самостоятельному политическому объединению нового класса и тягу к государственной власти. В переходный период в Армении бизнес является признанным участником не только экономических, но и политических процессов, оказывая сильное влияние на политическую жизнь страны. В этих условиях отношения власти и бизнеса приобретают принципиальный характер для осуществляемых политических ...
0 комментариев