1.2.4 Отношение Буддизма к суициду
Отношение к суициду в буддизме отличается от отношения в вышеназванных религиозных конфессиях. Буддизм в гораздо меньшей степени, чем иудаизм, ислам и особенно христианство, озабочены этической оценкой суицида и вообще не склонны рассматривать самоубийство как вопрос первостепенной важности. Данная религия провозглашает повторяемость земных перерождений человека, которому суждено много раз жить и много раз умирать. Тяжелым испытанием считается череда перевоплощений (колесо сансары), но, достигнув совершенства, душа может вырваться из этого круга и уже больше не будет перерождаться и испытывать муки. Поэтому суицид в буддизме считается бессмысленным, ведь карма будет не отработана и человек вернется опять в ту же ситуацию, так как человек с ней не справился. Самоубийство не является спасением от страданий и оно может еще больше навредить. Ведь все неудачи и потери связаны с поведением в прошлом воплощении и самоубийство еще больше отдаляет от желанной нирваны. Но если суицид совершен, то будет возможность изменить ситуацию в другом воплощении. Однако есть ситуации, в которых самоубийство может продвинуть человека далеко вперед по цепочке перерождений и, возможно, даже разорвать ее совсем. Буддийские монахи в 60‑е годы подвергли себя самосожжению в знак протеста против американской оккупации Вьетнама. Вряд ли они рассчитывали, что своей страшной смертью заставят американцев вывести войска, но они верили, что актом самопожертвования достигнут статуса святости. Но есть мнение, что самоубийство в данном случае не ведет к нирване или просветлению. «С этим, кажется, был не согласен нобелевский лауреат и будущий самоубийца Кавабата Ясунари, писавший: «Даже если испытываешь глубочайшее отвращение к окружающей реальности, самоубийство все равно — не форма сатори. Самому высоконравственному самоубийце все равно далеко до святого» [цит.39, стр. 32].
В Китае самоубийство считалось вполне достойным выходом из тяжелой или позорной ситуации, однако китайцам было далеко до средневековых японцев, возведших суицид в ранг наивысшей доблести и желаннейшего из видов смерти. Японская разновидность буддизма жестче и мрачнее, чем буддизм континентальный. Это объясняется «разделением функций», сложившимся между двумя японскими конфессиями, буддизмом и синтоизмом. Синто — самая жизнеутверждающая из всех религий, в ней заложено изначальное неприятие смерти. В синтоистской мифологии описано, как бог Идзанаги, подобно Орфею, отправился в царство мертвых за своей умершей супругой богиней Идзанами. Когда Идзанаги увидел гниющий, разлагающийся труп жены, он в ужасе бежал из мира мертвых, завалил вход камнями и совершил обряд очищения. В мире нет другой религии, которая относилась бы к небытию с таким отвращением, как синтоизм. Он просто отказывается признавать существование смерти.
В Дзэн-буддизме нашли для себя много интересного самураи. Они считали, что лучший воин — это тот, кто не боится смерти, а смерти не боится тот, кто не боится верной смерти. Самая верная смерть — это не смерть в бою (где можно и уцелеть), а смерть от собственной руки. Суицид — высший разряд смерти. А для того чтобы воины не переубивали себя, возник целый кодекс самоубийства, в котором было множество запретов, ограничений и ритуалов.
1.2.5 Отношение Индуизма к суициду
Классический индуизм, самая древняя из существующих религий (три с половиной тысячи лет). Идеальный путь души — как можно быстрее (то есть за минимальное количество перерождений) исполнить свой земной долг и влиться в Великую Пустоту. Индуизм не одобряет суицид, но высшая из каст, брахманы, терпимы и даже благосклонны к суициду, если он совершен из высших соображений. В «Законах Ману» сказано: «Брахман, без страха и горя освободившийся от своего тела при помощи одного из способов, завещанных нам святыми, считается достойным того, чтобы быть допущенным в местопребывание Брахмы».
Однако считается, что человеческая жизнь слишком дорога, так как её можно достичь только после сотен и тысяч перерождений. Она даёт уникальную возможность каждому сделать скачок в более высокие плоскости существования и обрести бессмертие. Именно поэтому совершение самоубийства было бы очень серьёзной ошибкой со стороны человека. Это бы существенно затруднило его духовный прогресс и в эволюционном плане отбросило бы на несколько жизней назад. Самоубийство также подвергло бы человека риску прохождения тех тяжёлых испытаний, которых он сначала хотел избежать. Согласно Индуизму человек, который совершает самоубийство, не попадает ни в рай, ни в ад, а остаётся в земном сознании как плохой дух и бесцельно блуждает до окончания отведённого ему времени жизни. Затем он попадает в ад, где испытывает ещё более суровые страдания. В конце концов, человек снова возвращается на землю для того, чтобы завершить свою предыдущую карму и начать всё заново. Суицид заставляет идти духовные часы человека в обратном направлении. Именно поэтому в древних индийских писаниях он описывается как убийство своей сущности (атмахатья). Однако самоубийство принимается в случае смертельной болезни, полной инвалидности и религиозной самовольной смерти, путём соблюдения поста - прайопавеша. Человек, который принимает такое решение, сообщает об этом публично, для того, чтобы получить общественное одобрение. Таким образом, это отличает его поступок от самоубийства, совершенного негласно в состоянии эмоционального страдания и отчаяния.
Древние законодатели выделяли следующие виды исключений для совершения суицида:
1) Неспособность физически очищаться.
2) Смерть неминуема или состояние здоровья настолько плохое, что полностью отсутствует наслаждение жизнью.
3) Это действие должно выполняться с согласия общества.
Постепенная природа прайопавеша является главным фактором, отличающим его от внезапного суицида (свадехагхата) «убийства тела», так как первое даёт человеку время на то, чтобы помириться со всеми, попросить прощения и простить, поразмыслить над жизнью и приблизиться к Богу. А также на то, чтобы дать возможность любимым наблюдать за тем, как человек постепенно покидает физический мир. Затем гуру даётся клятва «махаврата-марана»- великая клятва смерти, во время которой человек открыто и честно рассказывает о своей жизни и признаётся в грехах. После чего гуру читает священные писания и поучает его. Человек начинает постепенно отказываться от пищи и концентрируется на медитации глубочайшей и бессмертной сущности. В самом конце, когда душа покидает тело, повторяется священная мантра.
... душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком). 3. Исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков 3.1. Постановка задачи и методы исследования Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только ...
... ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, СКЛОННЫХ К ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 2.1 Организация проведения исследования Цель: изучение социально-педагогической деятельности по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению, осуществляемую в МОУ «Тотемский детский дом» Задачи: 1) Выявить контингент детей из воспитанников ...
... обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения. 1.2 Девиантное поведение как социальная проблема Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не ...
... развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков 2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и ...
0 комментариев