2.1. Неоейнсинские модели экономического роста.

Неоейнсианские модели роста используют в основном тот же логический инструментарий, что и кейнсианские модели долгосрочного равновесия, примененных к динамическим процессам. Динамическое равновесие – равенство темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения. Но теперь анализ со стороны спроса необходимо соединить с факторами, определяющими динамику предложения, и выяснить условия динамического равновесия спроса и предложения в экономике. Стратегической переменной, с помощью которой можно управлять экономическим ростом являются инвестиции. В динамических моделях критерием краткосрочности или долгосрочности периода является изменение технологии производства. Краткосрочный динамический период характеризуется неизменностью технологии, которая может сохраняться в предыдущем, текущем и будущем периодах при варьирующих темпах реального ВВП. Соответственно, в долгосрочном динамическом плане меняется сам технологический уровень производства

Кейнсинская модель экономического роста.

Дж.М. Кейнс и его сторонники рассматривают роль государства в стимулировании экономического роста преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Как и марксизм-ленинизм, теория Кейнса была реакцией на противоречия и трудности капиталистической рыночной экономики. Но если материалист К.Маркс все проблемы свел к собственности, к ее национализации, как условию к переходу к управляемой экономике, то Кейнс показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Ленин, следуя Марксу, провел полную национализацию и оказался среди руин. Сталин построил тоталитарное государство, основанное на централизованном планировании.

Кейнс показал иной вариант развития, который и лег в основу «Нового курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечило мощный рост американской экономики. А вот в Западной Европе, где традиционно сильное влияние социал-демократов, произошел «перегиб» в сторону бюрократизации экономики. К тому же социал-демократы упорно сводили регулирование к дележу общественного пирога. Сейчас на Западе идет очевидное возрождение кейнсианства. И на это есть все основания. Первый фактор – кризисы, с которыми столкнулись все страны, принявшие рецепты монитаризма, в том числе и Россия. Монитаристские рецепты доморощенных экономистов, уверивших Ельцина в том, что полная экономическая свобода через несколько месяцев автоматически позволит России сделать рывок вперед, оказались несостоятельными. Второй – превращение Америки в единственную сверхдержаву США, практически полностью овладевшей Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией, Международным банком, а сейчас захватившей и Ирак. Интересно то, как кейнсианские методы использует Дж. Буш. Он сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тысячи долларов для каждого предпринимателя. Но не просто сокращает (это были бы меры либерализма), а при условии, что эти деньги идут на инвестиции. Буш сокращает налоги и на граждан, но опять таки не вообще, а по –кейнсиански – целенаправленно. Налог сокращается с семейных пар (женитесь!)- почти на 2 тысячи долларов. Дополнительно сокращается для семей, у которых есть дети, - до 1000 долларов на каждого ребенка (рожайте!). Известный американский экономист русского происхождения, нобелевский лауреат Василий Леонтьев на вопрос о перспективах кейнсианства сказал: «ХХI век Кейнс встречает «на коне». Это значит, что Кейнс доказал, что можно сочетать в экономике организующее начало, используя возможности государства и конкурентную рыночную систему. Именно это стало основой формирующегося сейчас постиндустриального строя.

Модель динамического равновесия Домара.

Наиболее простой неокейнсианской моделью роста является модель Е. Домара, предложенная в конце 1940-х годов. Технология производства представлена в ней производственной функцией Леонтьева с постоянной предельной производительностью капитала (при условии, что труд не является дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложение, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны. Выпуск зависит фактически от одного ресурса - капитала. Для простоты можно принять также инвестиционный лаг равным нулю.

Равновесным или сбалансированным будет такой экономический рост, когда соблюдается равенство:

ADt= ASt .

В модели Домара совокупный спрос в текущем периоде изменяется по кейнсинскому сценарию, т. е. происходит его прирост в результате мультипликационного эффекта от увеличения инвестиций в том же периоде:

ADt = It*k = It/MPS = It/S

Увеличение совокупного предложения в текущем периоде происходит за счет прироста капитала. Капитал обладает производительностью, следовательно: составит ADt =a K=аIt-1,

где а - предельная производительность капитала (по условию - постоянна).

Динамическое равновесие в экономике наступает в том случае, когда совокупный спрос и совокупное предложение изменяются одинаковыми темпами. It/ It-1=а* S

 Величина "а" задается технологией производства и, в соответствии с принятыми предпосылками, постоянна, а значит увеличить темпы прироста инвестиций может лишь рост нормы сбережений s (но для рассматриваемого периода она берется постоянной). «Парадокс Домара» заключается в том, что при постоянном росте производственного капитала отстающее или недостаточное инвестирование приводит к перепроизводству продукции, а не к дефициту.

Таким образом, согласно теории Е. Домара, существует равновесный (гарантированный) темп прироста реального дохода в экономике, при котором полностью используются имеющиеся производственные мощности. Он прямо пропорционален норме сбережений и предельной производительности капитала, или приростной капиталоотдаче. Инвестиции и доход растут с одинаковым постоянным во времени темпом.

Такое динамическое равновесие может оказаться неустойчивым, как только темп роста плановых инвестиций частного сектора отклоняется от уровня, заданного моделью.

Модель Е. Домара не претендовала на роль теории роста. Это была попытка расширить условия краткосрочного кейнсианского равновесия на более длительный период и выяснить, какими будут эти условия для развивающейся системы.

Модель экономического роста Харрорда.

В конце 1930-х годов английский экономист Рой Ф. Харрорд создал динамическую модель экономического роста. По Хоррорду, в условиях роста населения в геометрической прогрессии, при фиксированных темпах технического прогресса и неизменной процентной ставке спрос на капитал будет расти в одинаковой пропорции с ростом населения. Для обеспечения экономического роста при изменяющихся темпах технического прогресса или наоборот, потребуется такая норма сбережения, величину которой Харрорд измеряет посредствам следующего равенства:

G*S=s,

Где G= Yt/Yt-1 – рост выпуска продукции за период t, изменяемый в темпах прироста; C= Kt/ Yt – предельная капиталоемкость, рассчитанная по количеству фактически произведенных капитальных благ; s=S/Y – предполагаемая норма сбережения, т.е. сберегаемая часть совокупного налога. Следовательно можно записать: G*(1/a)=s или

G=a*s.

Для того, чтобы достичь равновесного экономического роста норма сбережения должна удовлетворять следующему равенству:

Gw*Cr=s,

где Gw – темп роста, гарантирующий полную занятость растущего капитала, который и обеспечивает равновесное положение производителей («Гарантируемый темп роста»); Cr - требуемая капиталоемкость, выражающая потребность в добавочном капитале для выпуска дополнительной продукции.

По Харрорду, фактический темп роста складывается в результате проб и ошибок множества людей и лишь случайно может совпадать с уровнем гарантированного темпа роста.

Анализ соотношений между гарантированным и фактическим темпами роста позволил сделать следующий вывод: если фактически запланированный предпринимателями темп роста предложения отличается от гарантированного темпа роста (превышает или не достигает его), то система постепенно отдаляется от состояния равновесия.

Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие "естественного" темпа роста. Это максимальный темп, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом.

При таком темпе достигается полная занятость факторов труда и капитала.

Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объём выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.

Если гарантированный темп роста меньше естественного, то фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий избыток трудовых ресурсов даёт возможность увеличить инвестиции. Экономическая система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен гарантированному, и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной безработицы.

Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов:

GwCr=s=GN.

Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа роста, как известно, выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказывается неустойчивым.

Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода-Домара.

Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях неполной занятости.

Ограниченность данных моделей задана уже предпосылками их анализа. Например, используемая в них производственная функция Леонтьева характеризуется отсутствием взаимозаменяемости факторов производства - труда и капитала, что в современных условиях не всегда соответствует действительности.


Информация о работе «Экономический рост»
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 82105
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
18495
0
0

... Их активизируют материальные факторы, социальные мотивы и в известной мере национальные отношения. Мощной движущей силой (или тормозом) экономического развития выступает общественное сознание, культура труда и общения, господствующие нравственные установки и традиции. Источник экономического прогресса заложен в господствующих производственных отношениях, в их соответствии производительным силам. ...

Скачать
20886
0
2

... рост оказывает социальная, культурная и политическая атмосфера в стране. К этим факторам относятся и состояние инфраструктуры и пути ее дальнейшего развития. Концепция инфраструктуры в теории экономического роста Естественные монополии (ЕМ) тождественное понятие с инфраструктурой, ибо у них одно целевое назначение. Как ЕМ, так и инфраструктура представляют собой совокупность отраслей, ...

Скачать
43465
2
6

... зависит от межвременных предпочтений политиков, их ориентации на краткосрочный или долгосрочный результат. Рассмотренная модель Солоу позволяет описать механизм долгосрочного экономического роста, сохраняющий равновесие в экономике и полную занятость факторов. Она выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант роста, ...

Скачать
15250
0
0

... способности, являются в большей мере социально справедливыми. Рост неравенства внутри страны, естественно, снижает качество социального капитала, что имеет отрицательное влияние на темпы экономического роста. Эмпирические исследования свидетельствуют о наличии статистически значимой положительной зависимости между долей добывающих отраслей в экономике и коэффициентом Джини, который как раз и есть ...

0 комментариев


Наверх