2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстан
Рассматриваемый период, начиная от закрытия Семипалатинского полигона, охватывает 1990 – 1995 годы, когда политическая обстановка в республике находилась под воздействием давления США и выбора собственной доктрины ядерной безопасности. В этот период происходило формирование нового политического мышления в отношении факторов национальной безопасности суверенного Казахстана.
Первым шагом было закрытие Семипалатинского полигона. Хотя это событие было воспринято в 1991 году как веяние времени и демонстрировало, прежде всего, насколько велики были последствия произведенных на нем взрывов, сегодня это решение может быть рассмотрено как важный шаг в развитии безопасности в Центральной Азии.
Анализируя советское ядерное наследство, доставшееся молодому государству, нужно отметить, что международные эксперты присвоили нашей республике четвертый порядковый номер в мировом рейтинге ядерных держав.
Поначалу Казахстан отказался от каких-либо обязательств по срокам вывода ядерного оружия и выдерживал эту линию достаточно долго. Однако существует ряд аспектов, демонстрирующих, что руководство РК не рассматривало ядерное оружие как реальное средство сдерживания и не стремилось взять его под свой полный контроль.
В тот период Казахстан сформировал свою пробную доктрину безопасности: проводить двусторонние переговоры вне механизма СНГ, в тоже время оставаться сторонникам развития институтов Содружества. Уже в то время Казахстан выдвинул идею о Центрально-азиатском союзе, привязанном к системе коллективной безопасности во главе с Россией [12, с.22].
Исходя из современных тенденций развития ядерной политики государств, очевидно, что решения казахстанского правительства в первые годы независимости предвосхитили политические события, явились основополагающими в концепции ядерной безопасности XXI века.
С момента обретения независимости Казахстан вступил в режим нераспространения основывается на двух базовых документах: Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
В работе выделены потенциальные мотивы распространения ядерного оружия и ядерных материалов, проанализированы основные способы противодействия установлению режима нераспространения со стороны стран – потенциальных распространителей, а также рассмотрены новые угрозы ядерной безопасности Казахстана.
Казахстан, печально знаменитый Семипалатинским ядерным полигоном, расположен в центре Евразии. После установления суверенитета в 1991 г. геополитическое положение страны поставило ее в первый ряд по проблемам ядерной безопасности всего Евразийского континента. Казахстан непосредственно граничит с двумя крупными ядерными державами – Россией и Китаем, и кроме этого, он находится в непосредственной близости к странам, недавно вошедшим в «ядерный клуб» - к Индии, Пакистану.
Являясь безъядерной державой, Казахстан располагает доставшимися ему в наследство от Советского Союза предприятиями топливно-ядерного цикла, тремя исследовательскими и одним промышленным атомными реакторами, урановыми родниками и многочисленными регионами, где проводились ядерные испытания. После распада Советского Союза и приобретения Казахстана суверенитета все эти объекты могли стать потенциально опасными источниками несанкционированного использования материалов двойного назначения [27, с.228].
Подобно другим государства Центральной Азии, Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативой ресурсам Ближнего Востока и Персидского Залива. Необходимо учитывать, что на территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана. Кроме того, Казахстан является своеобразным транспортным коридором, связывающим богатые районы Центральной Азии с промышленно развитыми районами европейской части материка.
Безъядерное государство РК, являющееся самой крупной страной в регионе Центральной Азии, играет заметную роль в обеспечение как своей государственной, так и региональной безопасности. В начале 1990-х гг. Казахстан отказался от статуса ядерной державы и демонтировал ядерные установки на своей территории. Однако здесь сохранились предприятия топливно-ядерного цикла, оставшиеся в наследство от СССР, где имеются ядерные материалы, которые хотя бы теоретически могут быть использованы для создания ядерного оружия.
На таком геополитическом фоне президентом Казахстана Н.Назарбаевым был выдвинут ряд идей, которые должны были способствовать созданию в регионе стабильности и безопасности. В 1994 г. прозвучало предложение об образовании евразийского союза государств, в 1995 г. – было инициировано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в 1997 г. – озвучено предложение о создании Зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Не менее важным элементом обеспечения национальной безопасности Казахстана являются договоры в рамках так называемой «Шанхайской Пятерки». Кроме этого Казахстаном подписан дополнительный протокол МАГАТЭ к «Соглашению о гарантиях безопасности ядерных материалов», что продемонстрировало твердую приверженность руководства страны принципам ядерного нераспространения и предотвращения дальнейшей эскалации ядерных вооружений.
В начале 1990-х годов конверсионные процессы на предприятиях ядерно-топливного цикла и в регионах проведения ядерных испытаний развернулись достаточно интенсивно [1, с.2]. Территория Семипалатинского ядерного испытательного полигона активно начала использоваться в хозяйственной деятельности. Здесь разрабатывается угольное месторождение Каражира, добывается соль, производятся выпас домашнего скота и заготовка сена, начались геологоразведочные работы по определению запасов полезных ископаемых и минерального сырья. Эти обстоятельства стали причиной концентрации исследований по радиоэкологической безопасности на конкретных участках территории.
Предварительная оценка радиационной ситуации была проведена специалистами Национального ядерного Центра РК на большей территории Семипалатинского полигона. Наиболее изученной на сегодняшний день является южная часть полигона, т.к. первоочередной выбор изучаемых регионов был обусловлен интенсивной хозяйственной деятельностью на этой территории. Именно здесь находятся сельскохозяйственные угодья аулов и деревень, расположенных на границе с полигоном.
Поэтому сегодня специалисты НЯЦ РК предлагают сделать из бывшего семипалатинского ядерного полигона научный заповедник и оставить его в качестве международной лаборатории, где изучались бы закономерности распространения радиоактивного на флору и фауну [2, с.6].
Ядерная инфраструктура Казахстан, доставшаяся ему в наследство от СССР, имела настолько узко специализированную направленность, что осуществить стопроцентную конверсию атомных исследований не представлялось возможным, а в некоторых случаях – не было необходимым. Например, исследования по безопасности атомных реакторов , начатые еще в советские времена, с успехом продолжаются и сейчас. В Казахстане принята и реализуется Республиканская целевая научно – техническая программа «Развитие атомной энергетики в республике Казахстан», которая с учетом высокого технологического уровня и производственных мощностей соответствующих предприятий, расположенных в республике, направлена на создание национальной ядерной энергетики. Успешное развитие атомной промышленности невозможно без решения проблем ее безопасности эксплуатации. Для создания реакторов повышенной безопасности и систем локализации, планируемых и не планируемых проектом аварий, проводятся экспериментальные исследовательские работы и детальный анализ соответствующих процессов.
Специалисты–ядерщики, получив государственный заказ на продолжение работ, возобновили научно–исследовательский и производственный цикл на предприятиях ядерного профиля, но теперь уже в мирном направлении. В целом наметилась тенденция к стабилизации экономической обстановки на предприятиях. Помощь и опыт стран – доноров помог эффективно использовать накопленный потенциал и быстрее начать действий гарантий. Работники всех ядерных объектов Казахстана имеют заказы на научные исследования и производство, стабильную зарплату, прекратились сокращения штатов, а на некоторых предприятиях численность занятых увеличилась [3, с.5].
С одной стороны, конверсия пошла в заданном русле, с другой стороны, новые проблемы поставили неожиданные задачи. Еще в 1992 г. появились первые тревожные публикации СМИ о нелегальном перемещении ядерных материалов в странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Казахстане. Уже с 1995 г. были опубликованы материалы о кражах, когда стали задерживаться лица, пытавшиеся сбыть таблетки из обогащенного урана, радиоактивный кабель, различные детали, используемые в технологическом процессе на перечисленных предприятиях.
Рассматривая причины ядерной угрозы, следует обратить внимание, что кражи и контрабанда ядерных материалов были обусловлены следующими причинами:
1.Утратой централизованного контроля со стороны государства над ядерными материалами;
2.Снижением жизненного уровня населения, что создало благодатную почву для воровства и контрабанды;
3.Отсутствием материальных средств для дальнейшей переработки ядерных материалов;
Ростом терроризма в мировом масштабе способного стать заказчиком на «ядерный товар».
Случаи задерживания на таможенных постах радиоактивного металлолома, перевозки в карманах отработанных ампульных источников ионизирующего излучения для последующей их передачи на долговременное хранение свидетельствуют о низкой культуре обращения неспециалистов с радиоактивными материалами. Более того, появилась новая значительная проблема – «заготовка» цветных и редких металлов, которая производится на Семипалатинском Ядерном полигоне, местах проведения ядерных испытаний (полигоны Азгир, Лира и т.д.), также на территории девствующих и закрытых предприятий уранодобывающей промышленности. Тяжелое экономическое положение населения, проживающего в регионе, привело к тому, что сбор кабеля осуществлялся непосредственно на территории Опытного поля – Дегелена и Балапана - наиболее загрязненных площадках Семипалатинского ядерного полигона. Аналогичная ситуация наблюдалась и на территории урановых рудников Южно – Казахстанской, Акмолинской и Мангышлакской областей и предприятий, использующих облученные материалы [2, с.15].
Добыча кабеля, из которого извлекается медная проволока, проводилась столь интенсивно, с использованием соответствующей землеройной техники, а в некоторых случаях и вооруженной охраны, что это наводит не достаточно тревожные размышления. Не исключено, что так называемые добытчики меди являются лишь орудием в руках других заинтересованных лиц. Сбор кабеля в этом случае становится завуалированным способом нелегального сбора проводы, почвы, оплавленной ядерным взрывом лавы, которые затем могут переправляться в серьезные научные лаборатории за пределами Казахстана, для определения, например, изотопного состава разработки технологии создания ядерного оружия.
Однако, все перечисленные проблемы, хоть и оказываются важными для решения внутриполитической жизни государства задачами, не стали таковыми для не распространения ядерного оружия. Более настораживающими явилось несанкционированное изъятие ядерных материалов в виде топливных таблеток, с которым в середине 1990-х гг. столкнулся Ульбинский металлургический завод (УМЗ).
По мнению ряд западных аналитиков, увеличение случаев хищений ядерных материалов, и появление в их числе хищений из Казахстана является первой волной давно ожидаемого вала контрабанды. Ведь в СНГ в целом отсутствовали эффективный таможенный контроль на границах, оборудование для мониторинга нелегальной торговли ядерными материалами [3, с.12].
В настоящее время цели физической защиты ядерных материалов на УМЗ достигаются ограничением доступа персонала в корпуса уранового производства, стопроцентным досмотром персонала с помощью ручных детекторов при выходе. Установкой кодовых замков и сигнальных датчиков в помещениях, где производятся работы с готовой продукцией, и осуществляется ее хранение, профилактической работой с персоналом. Направленной на усиление ответственности за сохранность ядерных материалов на рабочих местах.
Несмотря на установление новой системы физ. защиты. В настоящий момент хищение на УМЗ ядерных материалов в малых количествах, в том числе таблеток, полностью исключить нельзя, т.к. улучшение приборного обеспечения средств только снижает вероятность несанкционированного изъятия ядерных материалов, но не исключает его совсем. Поэтому важным направлением в решении этой проблемы является профилактическая работа с персоналом предприятий по разъяснению «абсурдности» самого факта коммерческого интереса к топливным таблеткам низкого обогащения.
Вместе с тем, работа по дальнейшему совершенствованию системы физической защиты ядерных материалов продолжается. Казахстан подписал Дополнительный протокол к ДНЯО. Как отметил заместитель председателя комитета по атомной энергетике Александр Ким, последние события в мире показали, что Договор о нераспространении ядерного оружия не волной мере пресекает пути приобретения атомного оружия государствами, желающими им обладать. Поэтому Дополнительный протокол расширяет полномочия инспекторов МАГАТЭ в части инспектирования предприятий, занятых в томной промышленности. В настоящее время, сообщил А. Ким, инспекторы МАГАТЭ регулярно проверяют Ульбинский металлургический комбинат, «МАЭК-Казатомпром» и исследовательские реакторы Национального ядерного центра. Несмотря на периодически возникающие сообщения о нарушениях, допускаемых Казахстаном в сфере оборота ядерных материалов, претензий у МАГАТЭ к республике нет, отметил он [5, с.11].
Еще один фактор, «без которого безопасность Казахстана рассматривать бессмысленно – это Россия и СНГ». По многим позициям интересы России и Казахстана совпадают. Казахстан заинтересован в политически и экономически стабильном развитии России. В значительной степени это является необходимым условием безопасного развития Казахстана».
С точки зрения роли Казахстана в обеспечении ядерной безопасности Центральной Азии необходимо учесть проблему, к решению которой Казахстан, как суверенная держава, так или иначе, придет. Речь идет о настоятельной необходимости строительства в южной части страны атомной электростанции. Создание АЭС поставит дополнительные проблемы в учет ядерных материалов, поскольку в этом случае страна станет обладателем десятков тонн обогащенного урана и плутония. Наличие ядерных материалов, имеющих возможность двойного использования, еще более усилит внимание мировой общественности к Казахстану.
В этой ситуации обозначается основная геополитическая особенность Казахстана. Нейтральная зона Каспийского моря становится слабо контролируемой как для властей Казахстана, так и для мировой общественности. Есть серьезные опасения, не станет ли восстановление великого прошлого Центральной Азии («Шелкового пути») в канал транспортировки наркотиков, путем для ядерной контрабанды расщепляющихся материалов? Поэтому нелегальная транспортировка из России, как ядерной державы, имеющей все виды ядерных материалов, столь привлекательных для международного терроризма, продолжает вызывать серьезную тревогу.
Не только контрабанда ядерных материалов становится сегодня пугающей реальность, но также попытки ряда террористических группировок обзавестись компонентами, технологией и специалистами по производству ядерных боеприпасов и средств их доставки. Все это требует активизации усилий мирового сообщества по предотвращению дальнейшего «расползания» ядерного оружия, по строительству модернизированной системы международного контроля его распространения [6, с.1].
Сегодня Казахстан является наиболее стабильным государством в Центральной Азии, и многообещающие богатства и коммуникационные возможности региона превращают его в объект геополитических интересов многих стран мира.
... и развитие патриотизма и любви к своей стране. 1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение национальной безопасности. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в аспекте их государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, представляют особый интерес. Особенности ...
... развития», своеобразной диалоговой площадки, отвечающей приоритетным сферам межрегионального взаимодействия. В последние годы благодаря настойчивым усилиям глав Российской Федерации и Республики Казахстан, казахстано-российские отношения поднялись на качественно новый уровень взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня Павлодарский регион является одним из основных партнеров Омской области. За ...
... , сориентированная с помощью Австралии, существенно способствует включению Казахстана в мировую телекоммуникационную сеть. Теперь бы мне хотелось подробнее раскрыть внешнеполитические задачи Республики Казахстан, а также принципы внешней политики и внешне-экономические задачи. В обозримом будущем перед республикой Казахстан стоит немало нерешенных внешнеполитических задач и неосвоенных сфер ...
... энергетическая Хартия будет включать в себя не только систему разрешения конфликтов в сфере энергетики, но и все вопросы, сознательно исключенные из европейской энергетической хартии. Роль и место России в решении проблем международной энергетической безопасности В РОССИИ СОСРЕДОТОЧЕНО 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 20% угля и 14% урана, 11% мировых гидроресурсов. ТЭК ...
0 комментариев