3.1. Транснациональные компании и коррупция
В конце XX - начале XXI веков глобализация мировой экономики в значительной степени представлена как процесс доминирования не столько национальных, контролируемых государством, сколько наднациональных структур, находящихся в тесном и многообразном сотрудничестве с национальными государствами, на территории которых они функционируют. Взаимосвязь между ними, в основном, сводится к следующему: с одной стороны, государство использует ТНК как один из ключевых инструментов эффективной реализации собственных национальных целей за пределами своей территории; с другой - эти цели вырабатываются государством под мощным и упорным давлением самих ТНК и выражают в первую очередь их собственные интересы. Этот факт в какой-то степени подтверждает концепцию международных отношений одного из представителей американской "реалистической школы" - Г. Моргептау, который определяет международные отношения как борьбу за власть.49
То есть сущность международных отношений определяется только национальными интересами государств, стремящихся к утверждению своих властных прерогатив, при том, что минимум национального интереса состоит в "выживании государства". Представители другого направления - "транснационализма" подчеркивают, что "международное общество" ни фактически, ни по сущности не сводится к факту сосуществования государств, каждое из которых обладает автаркической суверенностью и не поддающимися коммуникации интересами. Но их видению, международные отношения - это отношения между людьми, организациями, идеями, движениями и т.п., не столько протекающие за пределами государственных границ, сколько выходящими за эти пределы, а "международное общество" по своей сущности - это не межгосударственное, а транснациональное образование.50
Это в какой-то степени соответствует сегодняшней действительности: в настоящее время в мире действуют 63 тыс. ТНК, имеющих около 690 тыс. зарубежных филиалов в более чем 150 странах. И между этими ТНК, представленными в основном США, странами Западной Европы и Японии, естественно, существует жесткая конкуренция за ресурсы планеты. Экономический кризис сбыта собственной продукции приводит к тому, что происходит жесткая борьба за захват лучших рынков, лучших территорий, лучших источников полезных ископаемых для собственных компаний.
Рассматривать проблемы современной глобальной конкуренции за ресурсы (природные, материальные, человеческие, финансовые, информационные, технологические) невозможно без участия в ней ТНК, поскольку на сегодняшний день они представляют мощные хозяйственные комплексы, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия, расположенные в различных регионах мира.
Чаще всего глобальная конкуренция происходит в виде процесса установления глобального господства развитого центра (индустриально-развитые страны) - через ТНК - над неразвитой периферией (развивающиеся страны и страны с переходной экономикой), с закреплением за последними маргинальной специализации с соответствующими последствиями: низкотех-нологичностью производства, низкодоходностью населения, неконкурентоснособностью, неграмотностью, нищетой и т.д.
49Morgentau H. Politics Among Nations. - Washington, 1948.
50 O'Kohane R. Discord and collaboration. - Baltimore. -1962.
Известный российский ученый Н.Н. Моисеев главную угрозу развитию не только мировой экономики, но и всей цивилизации видит именно в транснационализации капитализма под руководством и в интересах ТНК. Он пишет: "Масштабы развития экономики, необходимость кооперации (общественного разделения труда) привели к тому, что локальные, национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития. Они стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования... Решающую роль в определении характера дальнейшего развития мировой экономики стали постепенно играть транснациональные корпорации (ТНК): произошла транснационализация капитализма... На этой основе рынок, традиционный рынок Рикардо, качественно изменяясь, приобрел вселенский характер... Заработал некий "дьявольский насос"... Он станет и дальше выкачивать из отсталых стран капиталы, ресурсы, таланты! В результате действия этого "дьявольского насоса" происходит все более углубляющаяся стратификация государств".51
В первую очередь это касается государств, на территории которых находятся крупные запасы энергоресурсов (в первую очередь, нефти) и минерального сырья. Приходя на рынок богатой полезными ископаемыми страны, зарубежные ТНК строят свою политику, исходя из известного принципа Бисмарка: "Меня не интересуют их намерения, меня интересуют их возможности". И чем больше возможностей имеет страна, тем мощнее начинает работать "дьявольский насос", о котором пишет Н.Н. Моисеев.
В этом случае ТНК не останавливаются ни перед чем: подкуп государственных чиновников, взятки, подарки на сумму с несколькими нолями, оплата обучения детей чиновников за границей и т.д. Таким образом, происходит своеобразный импорт коррупции из-за рубежа. Поэтому приходится констатировать тот факт, что ТНК из индустриально-развитых стран, приходя на рынок развивающей страны, сами зачастую несут зло коррупции на эти рынки, чтобы получить те или иные конкурентные преимущества. Но помимо денежных взяток ТНК используют различные политические, экономические, финансовые рычаги влияния на правительства принимающих стран.
Согласно конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с коррупцией, которую подписали 35 стран, "предприятие не должно прямо или косвенно предлагать, обещать, давать или требовать взятку или какое-либо другое незаконное вознаграждение для того, чтобы начать или поддержать свой бизнес". Многие индустриально-развитые страны так и не ратифицировали антикоррупционную конвенцию ОЭСР, что позволяет их фирмам и ТНК вполне легально списывать затраты на взятки чиновникам как обыкновенные расходы компании. Сами же менеджеры ТНК, оправдывая свои неэтичные поступки на рынках развивающихся страны; прямо отмечают, что во многих государствах фирма, руководство которой не дает взятки, не может развивать свою деятельность в этой стране.
Согласно последним данным международной неправительственной организации "Transparency International" (TI) за 2002 г., индексы взяткодательства показывают, что ТНК США "чрезвычайно охотно" платят взятки служащим в других странах, несмотря на то, что с 1997 г. они рискуют попасть под уголовное преследование согласно американскому закону о коррупционных действиях за границей (FCPA). Как отмечают аналитики, "из этого следует вывод, что мы имеем дело с глобальной проблемой корпоративного взяткодательства, которая требует концентрированных глобальных действий официальных международных организаций, гражданского общества и национальных правительств".52
51 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М-: МНЭПУ, 1998. -С.149,150,151.
52 Panorama.-2002.-№19.
Английская фондовая компания "Friends Ivory & Sirne" ("FIS") провела опрос среди 82 фирм из 12 стран, в экономику которых "FIS" инвестировала свои средства, с целью выяснения отношения руководства данных компаний к взятничеству. Результаты опроса были следующими: 33% респондентов отказались отвечать на вопросы, заданные "FIS"; большая же часть принявших участие в опросе, как отметили эксперты английской фирмы, проводит неадекватную политику в отношении коррупции. Так, руководители одной компании не разрешают своим служащим брать взятки, но разрешают их давать.
Конечно, не все, но все-таки есть крупные транснациональные корпорации реально противостоят коррупции и взятничеству в принимающих странах. Так, руководство компании "Procter & Gamble" предпочло закрыть завод по производству памперсов в Нигерии, но не давать взятку местным таможенникам. Однако большинство фирм, отмечают эксперты английского журнала "Economist", лишь делают вид, что проводят антикоррупционную политику.
Однако некоторые страны пытаются с помощью внутренних законов регулировать правовые действия своих компаний, работающих за рубежом, минимизируя тем самым возможности их коррупционных деяний. Например, одним из действующих антикоррупционных законов США является Foreign Corrupt Practices Act (Закон "О даче взяток чиновникам за рубежом"), принятый еще в 1977 г. Он регулирует отношения, складывающиеся между американскими фирмами и их зарубежными филиалами и правительствами тех стран, на территории которых они осуществляют свою производственную, финансовую, коммерческую и другие виды деятельности. Под действие этого закона подпадают граждане США, находящиеся за рубежом. Конечно, при отсутствии подобных законов в других странах, Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) ставит американские компании, вступающих в конкурентную борьбу за право участия в международных контрактах, в невыгодное положение, поскольку запрещает американским компаниям давать взятки официальным лицам, представителям политических партий и их кандидатам.
По заявлению Министерства юстиции США, в период 1994-2001 гг. по данным, представленным американскому правительству, иностранные фирмы использовали взятки в более чем 300 случаях конкурентной борьбы за право участия в международных контрактах на общую сумму в 200 млрд. долларов. Нечасто, но все-таки бывают случаи, когда руководители американских фирм привлекаются к уголовной ответственности за дачу взяток чиновникам из принимающих стран. Например, руководство американской компании "United Technologies" уволило президента одного из своих зарубежных филиалов за то, что он делал подарки официальным лицам.
Но, как отмечает эксперты "Economist", практически очень сложно следить за тем, не замешаны ли руководители иностранных филиалов компаний в передаче или получении взятки. Причем это относится к дочерним фирмам, расположенным не только в странах, не подписавших конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией, но и в некоторых государствах-участниках этой конвенции. Поэтому в некоторых из известных Министерству юстиции США случаев взяточничества могли участвовать и филиалы американских ТНК, поскольку в FCPA есть много лазеек- FCPA распространяется на американские фирмы и иностранные компании, акции которых котируются на фондовых биржах США. Однако многие зарубежные фирмы, действующие на территории США, не согласны с FCPA, поскольку тогда, по мнению этих фирм, под категорию взяточничества подпадают и небольшие платежи, необходимые для ускорения прохождения ряда обязательных процедур (растаможивание, получение различных разрешений и т.д.). Примером такого несогласия может служить английская компания "Marconi". За применением FCPA к иностранным фирмам, акции которых котируются в США, следит Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). За период с 1977 no 1996 гг. комиссия выявила лишь три случая взяточничества. Однако уже только за 2001 г. было начато расследование еще трех случаев.
Один из них связан с филиалом "IBM" в Аргентине; руководство которого дало взятку в размере 4,5 млн. долларов официальным представителям "Banco de la Nacion Argentina" для того, чтобы получить право участвовать в модернизации компьютерной системы государственного банка. Итогом этой истории стало то, что SEC обязала "IBM" выплатить штраф в размере 300 тыс. долларов, в то время как ежегодный оборот этой компании, как отмечают эксперты "Economist", превышает 85 млрд. долларов. К тому же, об этом случае заявило руководство самой "IBM", поскольку аргентинский банк - государственная компания, а не частная, т.к. FCPA распространяет свое действие только на взяточничество в отношении официальных лиц.
Похоже, что расследование по линии FCPA коснется и Казахстана. Об этом говорит все больше набирающий силу скандал по поводу так называемого "Казахгейта" - расследования уголовного дела о взятках американских корпораций за право добывать казахстанскую нефть. Как известно, в 2002 г. судья Чин уже вынес первое предварительное решение, согласно которому ни Президент Казахстана Н. Назарбаев, ни правительство Казахстана не имеют права на иммунитет. Они обязаны представить Большому жюри Окружного суда Манхеттена (США) всю необходимую информацию о деньгах, полученных ими от нефтедобывающих корпораций "Mobil-Exxon" и "Phillips-Amoco" при посредничестве советника Президента Н. Назарбаева, американского гражданина Д. Гиффена.
В 2001 г. закон, подобный FCPA, был принят в Великобритании. По мнению английских официальных лиц, старый закон по борьбе с коррупцией, вступивший в силу еще в 1889 г., необходимо было усовершенствовать. Согласно данным английских юристов, в XX веке в рамках старого закона, был вынесен всего один обвинительный приговор в отношении британского чиновника. Новый же закон о борьбе с коррупцией распространяется как на английские компании, действующие на территории Великобритании, так и на их филиалы за рубежом.
Известно, что коррупция оказывает негативное влияние на экономику принимающей страны. Одним из самых серьезных последствий взяточничества является повышение на товары и услуги, поскольку затраты на него списываются в статью издержек. В результате этого снижается покупательский спрос на товары и услуги в принимающей стране, темпы экономического роста замедляются, снижается уровень доходов на душу населения. По оценкам "One World Bank", в Уганде вследствие коррупции затраты компаний повысились на 8%.
Необходимо отметить, что в нефтедобывающих странах мира противодействие ряду крупнейших ТНК все-таки происходит. В последнее время группы лоббирования начали кампании против таких нефтяных гигантов, как Royal Dutch/Shell в Нигерии, Unocal и TotalFinaElf в Бирме, ExxonMobil в Индонезии и Экваториальной Гвинее, British Petroleum и Occidental Petroleum в Колумбии, ChevronTexaco в Анголе.
Но если сами власти страны иногда не в состоянии сделать это, на помощь приходит международное сообщество. О том, как международное сообщество реагирует на нарушение прав человека и хищническое отношение к природной среде в нефтедобывающей стране можно прокомментировать на примере недавних событий в Нигерии. В 1995 г. три западноевропейские компании (англо-голландская "Royal Dutch Shell", французская "Elf, итальянская "Agip") создали совместно с нигерийской нефтяной компанией консорциум, подписав контракт на строительство газоперерабатывающего комплекса в дельте реки Нигер. Необходимо отметить, что в Нигерии особенно сильны позиции "Royal Dutch Shell", контролирующей 40% производства нефти в нигерийской экономике.
Само по себе строительство завода вряд ли привлекло к себе в мире пристальное внимание, если бы не то, что последовало оно вслед за яростной международной компанией сначала в защиту нигерийского писателя Кена Саро-Вива и его восьмерых соратников по МОСОП (Движению за выживание огони). Огони - это народность, насчитывающая около полумиллиона населения и живущая в дельте реки Нигер. Именно они стали первой жертвой варварской эксплуатации нефтяных месторождений в этом районе Нигерии, которую проводили вышеупомянутые европейские нефтяные компании. К. Саро-Вива и его соратники были поспешно казнены, и события в Нигерии и в мире после этого акта развернулись ни в пользу нефтяных компаний, ни в пользу военного режима С. Абачи, которые тогда находились у власти.
Сразу же последовали заявления протеста со стороны руководителей западных и африканских стран, последовавший за этим отзыв своих послов США, ЮАР и стран Европейского Союза, было приостановлено членство Нигерии в Содружестве африканских государств, объединяющем 52 англофонных страны, их требование возвратиться к демократическому правлению в течение двух лет вместо трех, обещанных тогда руководителем режима генералом Сани Абачей.
Позже была принята резолюция ЮНЕСКО с выражением "смятения и возмущения" по поводу казни К. Саро-Вива; администрация Б. Клинтона объявила о полном запрёте продавать Нигерии американские военные материалы и оружие, а также введение ею обязательного лицензирования всего закупаемого для использования в Нигерии нефтяного оборудования американского производства. В Конгрессе США также был обсужден вопрос о лишении Нигерии доходов от экспорта нефти. Была принята резолюция Комиссия и Совета Министров Европейского Союза о введении эмбарго на поставки оружия в Нигерию; было также выдвинуто требование всем нефтяным компаниям, действующим в Нигерии следовать стандартам отношения к окружающей среде, принятым в странах Западной Европы. Нигерии было отказано в помощи по линии АКП (поскольку, согласно Четвертой Ломейской конвенции, подписанной в ноябре 1995 г. на острове Маврикий, непременным условием ее предоставления является соблюдение демократических норм в странах-получателях).
... собственной промышленной базы сталкивается с валютными проблемами ростом технологической зависимости от индустриально развитых центров. Характеризуя общую ситуацию с положением развивающихся стран в мировой экономике, нужно что наименее развитые страны остаются ещё более ущемленными в системе «Развитые государства развивающиеся страны». Согласно итогам Конференции ООН по торговле и развитию ( ...
... и преодолении экономической отсталости. Все большее значение приобретает непрямое участие государства в экономике через систему ее регулирования[6]. 2. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран 2.1 Феномен «социалистической ориентации» Изначально на путь "социалистической ориентации" вступили страны с неразвитыми буржуазными отношениями или с ...
... изменения роли России в мировом энергетическом сотрудничестве. 2. Китай, как пример, его сотрудничество с зарубежными странами, особенности международного сотрудничества Наиболее активное энергетическое сотрудничество КНР с зарубежными странами приходится на нефтегазовую отрасль энергетики, кроме того, все чаще привлекаются инвестиции и технологии в развитие других отраслей энергетики. ...
... высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств. ГЛАВА.2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ 1. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РФ То, что происходит с нашей экономикой примерно с 2003 года, называется "импортируемой инфляцией", то есть избыточным притоком в страну долларов и повышением цен на импортные товары. И есть только одна возможность ...
0 комментариев