1.3. Виды юридической ответственности
В основание классификации видов юридической ответственности может быть положено несколько признаков. Однако наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности[16]. Ряд ученых /В.И. Гойман., М.Х. Фарукшин и др./ на этом основании подразделяют юридическую ответственность на 4 вида: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную. Кроме 4-х основных видов выделяются ещё 2 неосновных: конституционная и экологическая юридическая ответственность.
Аналогичные виды выделяет А.Б. Венгеров, различая их по мерам воздействия.
Уголовная ответственность наступает за преступления, которые предусмотрены нормами уголовного закона и содержит такие меры, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь[17]. Уголовная ответственность носит публичный характер, то есть субъектом привлечения к уголовной ответственности выступает государство. Этот вид ответственности, вместе с тем, носит личный характер. Уголовной ответственности подлежит то лицо, которое совершило преступление.
Уголовное наказание может назначить только суд. В назначении такого наказания реализуется не только карательная функция уголовного наказания, но и восстановительная. Она имеет предупредительный характер, общепревентивный и частнопревентивный. Иными словами, наказание конкретного преступника содержит 2-х адресатов – самого правонарушителя и общество, которому подается сигнал о неблагополучии, неустойчивости в конкретном случае и о возможных неблагоприятных последствиях для общества.
Административная юридическая ответственность наступает за административный проступок – противоправное, виновное действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, предусмотренный нормами законодательства об административных правонарушениях.
Эта ответственность наступает независимо от служебного положения и подчиненности субъекта права. Она налагается специальными органами, в частности инспекциями. Меры административной ответственности включают в себя предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, конфискацию предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, временное лишение специальных прав /например, на вождение автомобиля/, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина /ст.24 КоАП/.
Вследствие нарушения дисциплины /трудовой, воинской и т.п./ наступает дисциплинарная ответственность. Выделяют три вида дисциплинарной ответственности:
– в соответствии с правилами внутреннего распорядка;
– в порядке подчиненности;
– в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями действующими в некоторых сферах /обороны, железнодорожного, водного, воздушного транспорта/. Для дисциплинарной ответственности характерно то, что она имеет место в отношениях подчиненности лица , совершившего проступок, органу, применившему меру дисциплинарного воздействия. В случаях же административной ответственности отношения служебной подчиненности отсутствуют.
Меры дисциплинарной ответственности, в соответствии с КЗоТом и Положением о службе в органах внутренних дел являются весьма многогранными. Это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или смещение на другую должность на тот же срок, увольнение. К этим же мерам относятся и предупреждение о неполном служебном соответствии, лишение нагрудного знака, понижение в классном чине[18].
Нарушение норм права в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений влечет за собой гражданско-правовую, деликтную ответственность. Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, её цель – восстановление нарушенных имущественных прав кредитора. В зависимости от оснований возникновения обязательства, в результате которого наступает ответственность, гражданско-правовая ответственность классифицируется на договорную и недоговорную. Гражданско-правовая ответственность основана на принципе полного возмещения ущерба, причиненного правонарушителем.
Мера ответственности:
– признание права;
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
– признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
– признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
– самозащита права;
– присуждение к исполнению обязанности в натуре;
– возмещение убытков;
– взыскание неустойки;
– компенсация морального вреда;
– прекращение или изменение правоотношения;
– неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону[19]. Особый вопрос о юридической ответственности возникает при принудительном списании с банковского счета сумм, которые субъект права и так должен был бы уплатить кредитору; решение суда в этом случае в пользу одной из сторон, при котором вроде бы никаких неблагоприятных последствий не наступает; опровержение, при котором суд обязывает газету опубликовать опровержение недостоверных, дезинформирующих сведений, предварительно освободив её от ответственности и возложив всю ответственность на автора публикации.
Возникает вопрос о принудительном характере подобных действий – относятся ли эти меры к юридической ответственности.
– Да относятся, так как в каждом конкретном случае можно видеть дополнительные обременения, которые налагаются на правонарушителя. Это могут быть судебные издержки, которые он вынужден уплатить, иные расходы, потеря доброго имени и т.д. То есть, принудительное исполнение – это также мера гражданско-правовой ответственности. Исходя из этого, что юридическая ответственность – это применение /реализация/ санкций, предусмотренной нормой права в случае правонарушения, и, следовательно, мера государственного принуждения; О.Э. Лейст включает понятие юридической ответственности и меры, направленные на исполнение нарушенной обязанности[20]. Четыре вышеперечисленных вида ответственности широко освещены в юридической литературе. Вместе с тем, достижения в области изучения юридической ответственности позволяют расширить число её видов. Так, к традиционным видам ответственности ряд ученых добавляют процессуальную[21], международную[22], государственно-правовую[23],семейную[24].
На мой взгляд, интересную точку зрения на проблему классификации юридической ответственности высказывает О.Э. Лейст, который полагает, что классификация юридической ответственности на виды в зависимости от отрасли права, не совпадает с отраслевой структурой права по той причине, что видов юридической ответственности меньше, чем отраслей права, а за нарушении норм различных отраслей права может применяться ответственность одного и того же вида. Отраслевая классификация не объясняет, почему в пределах одной отрасли права могут существовать различные виды ответственности (дисциплинарная и материальная в трудовом праве) и, наоборот, разные отрасли права регулируют один вид ответственности (уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое).
Необходима более укрупнённая классификация видов ответственности, основанной на её типических качествах в ряде[25].
В связи с этим, О.Э. Лейст различает два вида юридической ответственности: штрафную, карательную ответственность и правовосстановительную ответственность. Каждый из этих видов соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.
Штрафные, карательные санкции применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки.
Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями.
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Отличие этого вида от штрафной ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние. Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде, арбитраже) или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок (исполнительное производство)[26].
II. Юридическая ответственность органов внутренних дел и их сотрудников
2.1. Особенности юридической ответственности органов
внутренних дел
Система органов внутренних дел включает иерархию органов, начиная от МВД РФ заканчивая горрайлинорганами. Каждый из элементов этой системы является юридическим лицом, возникает и функционирует в соответствиии со ст.48-65 ГК РФ.
Соответственно органы внутренних дел являются субъектами только гражданско-правовой (материальной) юридической ответственности.
Существует два варианта указанного вида ответственности:
1. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия (прокуратура и суд как субъекты данного вида юридической ответственности к настоящей работе отношения не имеют)[27];
2. Возмещение вреда, причиненного органом внутренних дел как владельцем источников повышенной опасности[28].
Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.
Ст.1070 ГК РФ регулирует общественные отношения, возникающие по поводу возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания какими являются органы внутренних дел, предварительного следствия при органах внутренних дел.
Условия и порядок возмещения вреда в случаях, предусмотренных ст.1070 ГК РФ устанавливает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц» и утвержденное этим Указом Положение « О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда»[29].
Основанием возникновения юридической ответственности всегда является сам факт совершения правонарушения, а наступления ее – состав правонарушения Необходимым условием возникновения гражданско-правового обязательства принято считать наличие вреда, под которым понимаются уничтожение, повреждение (умаление) какого-то имущественного или личного неимущественного блага, охраняемого законом. Объем возмещения, по общему правилу ст.1064 ГК РФ (общие основания ответственности за причинение вреда), должен быть полным, т.е. потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Право гражданина на возмещение ущерба связывается в вышеуказанных нормативно-правовых актах с незаконным, т.е совершенным с нарушением закона или с отступлением от его требований, характером действий соответствующих государственных органов. Именно этот признак означает, что соответствующее принудительное решение или действие органа дознания, следователя и др. (заключение под стражу, привлечение к уголовной ответственности и т.п.) является основанием возмещения причиненного гражданину ущерба.
Право на возмещение вреда в сфере уголовного судопроизводства возникает при условии:
– постановления оправдательного приговора;
– прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления[30];
– прекращения уголовного дела за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления[31];
– прекращения дела об административном правонарушении.
Право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина[32].
Прекращение дела по так называемым нереабилитирующим основаниям:
· амнистия;
· недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
· примирение обвиняемого с потерпевшим;
· отсутствие жалобы потерпевшего;
· смерть обвиняемого;
· изменение обстановки;
· передача виновного на поруки и др.[33]
не дают права на возмещение вреда.
Вред в смысле п.1 ст.1070 возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных действий которых он причинен, и в полном объеме.
Возмещение ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных п.1 ст.1070, производится органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета на основании решений (постановлений, определений) органов дознания, предварительного следствия и др.
Должностные лица органов дознания, предварительного следствия, незаконными действиями которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении вреда, т.к. обязанность возмещения ущерба реабилитированному возлагается не на органы дознания, предварительного следствия и не на предприятия, учреждения, организации, в которых работал гражданин до привлечения к уголовной ответственности, а на государство как таковое, независимо от вины должностных лиц[34] (1).
Представляется, что законодатель прав в том, что он не связывает с виной возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями сотрудников органов внутренних дел в данном случае государство признает себя ответственным за уровень профессионализма соответствующих служащих, но в случаях их виновных незаконных действий всё-таки к ним должен предъявляться регрессный иск в соответствии со статьёй 1081 ГК РФ, а условиями наступлениями ответственности будет являться преступный или умышленный характер действий, причинивших вред[35].
К сожалению, практика не идет по этому пути, боясь увеличить некомплект личного состава органов внутренних дел.
Ст.1079 ГК РФ регулирует общественные отношения, возникающие по поводу возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ и т.п.), обязаны возместить вред в соответствии с вышеуказанной статьёй, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо (в нашем случае – органы внутренних дел, которые владеет источником повышенной опасности на законном основании).
Под источником повышенной опасности п.17 постановления Пленума ВС РФ №3[36] признает любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинение вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действиями таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля).
Представляется возможным определить в данном случае органы внутренних дел как владельца таких источников повышенной опасности как: транспортные средства и горюче-смазочные материалы, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, спецсредства, служебные собаки и т.п.
ГК РФ дает нам только примерный перечень видов деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих.
Вопрос о признании объекта источником повышенной опасности при необходимости может и должен решаться судом на основе заключений соответствующих экспертиз[37].
Субъектом ответственности является владелец источника повышенной опасности, под которым следует понимать организацию (в частности орган внутренних дел), осуществляющую эксплуатацию источника повышенной опасности принадлежащего ей на законном основании. Не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (например, милиционер – водитель).
Аналогично первому варианту к сотрудникам органов внутренних дел может быть предъявлен регрессный иск.
... служащих, учете территориальных особенностей, сочетании с коллегиальностью в принятии решений, построении системы управления по линейному и функциональному принципам. Принцип профессионализма государственной службы в органах внутренних дел в условиях становления правового государства приобретает особое значение. Профессионализм, как принцип, означает, что приоритет при комплектовании должностей ...
... реформирования законодательной базы, регулирующей трудовые правоотношения с сотрудниками ОВД, возможный вариант — принятие единого нормативно-правового акта, регулирующего весь комплекс трудовых правоотношений в органах внутренних дел. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не ...
... на службу в органы внутренних дел, прохождения службы сотрудниками их полномочия и ответственность регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона "Об органах внутренних дел" от 21 декабря 1995 года, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. К сотрудникам органов внутренних дел может применяться трудовое законода ...
... ; Использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию настоящим Законом. 4. Порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел. Порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел регламентируются «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» утвержденным постановлением ВС ...
0 комментариев