3. Поход западноевропейских рыцарей. Крестоносцы в

Константинополе.

Первые отряды феодалов выступили в поход в конце лета – начале осени 1096 г. Сеньоры запаслись деньгами на время длинного пути через Европу, взяли с собой воинское и прочее снаряжение, некоторые взяли даже охотничьих собак и соколов. Кроме того, организация рыцарского ополчения была более правильной и эффективной, чем крестьянского. Однако и здесь были свои недостатки: отдельные отряды не были связаны между собой, не было ни точного маршрута, ни единого плана кампании, ни главнокомандующего.

В августе 1096 г. выступило в дорогу ополчение из Лотарингии и правобережья Рейна. Во главе стоял герцог Нижней Лотарингии Готфрид IV Бульонский.[9] Чтобы иметь средства для выступления в поход, герцог продал некоторые свои владения епископам Льежа и Вердена за 3000 серебряных марок, а также заставил евреев Кельна и Майнца уплатить ему 1000 серебряных марок Готфрида сопровождали его братья Евстафий и Балдуин, двоюродный брат Балдуин Ле Бург, а также множество вассалов. Под знаменами Готфрида было 70 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников.[10] Переход через Болгарию, Венгрию и византийские земли произошел достаточно мирно, и к Рождеству 1096 г. немецкие крестоносцы прибыли в Константинополь.

Ополчение Южной Франции в 100 тыс. крестоносцев[11] возглавляли граф Раймунд IV Тулузский, прославившийся как полководец в войнах с арабами за Пиренейский полуостров, и папский легат Адемар де Пюи. Перейдя Альпы, Ломбардию, Фриуль, Далмацию, отряды Раймунда Сен-Жилльского[12] вступили на территорию Византии и вскоре достигли Константинополя.

В августе 1096 г. выступил в поход граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I. С небольшим отрядом он направился в Италию, по пути побывав в Риме, где получил от папы хоругвь св. Петра. Из Бари он отплыл в Константинополь, однако у восточных берегов Адриатики корабль Гуго Вермандуа попал в бурю и разбился, а сам граф был выброшен на византийский берег близ Драча. Тамошний наместник Иоанн Комнин[13] передал Гуго императору, который держал его у себя на положении почетного пленника.

Силы Северной Франции возглавили три крупных феодала. Крестоносцев Нормандии, а также отряды из Англии вел сын Вильгельма Завоевателя герцог Роберт Нормандский. Из-за недостатка средств герцогу пришлось заложить Нормандию своему брату Вильгельму II Рыжему, английскому королю, за 10000 марок серебром.

Пилигримов Фландрии возглавлял граф Роберт II Фландрский, имевший около 1 тыс. вассалов. В поход также выступил граф Этьен Блуаский и Шартрский, женатый на дочери Вильгельма Завоевателя Адели.

Отряды пилигримов из Нормандии, Фландрии, Шартра и Блуа преодолели Альпы и вступили в Италию в ноябре 1096 г. здесь у предводителей состоялась встреча с папой, от которого они получили благословение. Перезимовав в Италии, рыцари весной 1097 г. отплыли из Бриндизи в Византию.

В октябре 1096 г. отплыло из Барии войско князя Боэмунда Тарентского величиной в 10 тыс. всадников и 20 тыс. пехотинцев.[14] Оставив осаду взбунтовавшегося Амальфи, Боэмунд выступил в поход. С ним на Восток отправились двоюродные братья Ричард, князь Салернский, и Ранульф, а также племянник Боэмунда Танкред, которого европейские хронисты в один голос называют храбрейшим рыцарем. Отряд Боэмунда прибыл в Константинополь 9 апреля 1097 г.

Необходимо отметить, что еще в начале 80-х гг. XI в. Боэмунд Тарентский участвовал в кампании своего отца Роберта Гискара против греков и потерпел в 1083 г. поражение под Лариссой. Поэтому отношение Алексея Комнина к князю Тарентскому было особенным. Опасаясь интриг со стороны Боэмунда, император «торопился встретиться с ним раньше, чем прибудут остальные графы, хотел выслушать его и убедить переправиться через пролив до их прихода, ибо опасался, что Боэмунд…может обратить их мысли в дурную сторону».[15] В свою очередь Боэмунд, как сообщает Анна Комнина в «Алексиаде», осознавал все особенности своего положения при дворе византийского императора и поэтому согласился на все условия Алексея Комнина и принес ему клятву верности. В награду он получил обещание, что в его собственность будет предоставлена территория близ Антиохии.[16]

Как было сказано выше, первыми в Константинополь прибыли крестоносцы Готфрида Бульонского. Алексея Комнина не могли не беспокоить количество и сила лотарингского войска, однако еще большее опасение внушала ему перспектива прибытия в столицу новых крестоносных отрядов. Наличие иностранных войск (к тому же наличие среди них итало-норманнских отрядов) заставляла Алексея опасаться не только за безопасность столицы, но и всего государства. Поэтому императору приходилось проводить свою политику здесь в двух направлениях. С одной стороны, постоянно сдерживать грабежи и буйства крестоносцев, показать, что империя обладает достаточными силами для отпора в случае нападения на нее. С другой стороны, заручиться поддержкой лидеров, чтобы использовать поход в своих целях.

Сначала необходимо было привести к присяге на верность империи Готфрида. Однако тот, хоть и вел себя довольно мирно, от вассальной клятвы наотрез отказался.[17] Алексей вынужден был применить против герцога сначала такие меры, как прекращение подвоза в лагерь лотарингцев провизии и фуража, а потом даже и военную силу, задействовав при этом печенежских всадников и личную гвардию. Готфрид вынужден был уступить. После принесения клятвы, сообщает Анна Комнина, Готфрид «получил много денег и стал гостем и сотрапезником императора. После пышных пиров он переправился через пролив и разбил свой лагерь под Пелеканом».[18]

Принесение клятвы означало передачу всех городов и крепостей, которыми овладеют крестоносцы, под власть назначенных императором людей. Подобные клятвы принесли почти все предводители крестоносного войска. Этьена Блуасского, например, император склонил к этому своей щедростью и обходительностью. С Раймундом Тулузским, который, между прочим, упорно отказывался принести клятву (все, чего удалось добиться Алексею Комнину от графа, - это обещание не наносить вреда жизни и владениям императора), византийский самодержец сблизился на почве вражды с Боэмундом. Один только Танкред, с группой рыцарей переправившийся однажды ночью через пролив, сумел избежать вассальной клятвы.

Таким образом, в апреле-мае 1097 г. рыцарские ополчения были переброшены в Малую Азию, на территорию, подконтрольную сельджукам. Принесение клятвы императору имело для них как положительные, так и отрицательные моменты. Являясь вассалами Алексея, крестоносцы могли ожидать от него военной и экономической помощи в походе. Однако теперь Византия получила официальный повод претендовать на отвоеванные западноевропейскими рыцарями у сельджуков земли.



Информация о работе «Первый крестовый поход»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 46584
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
109204
0
0

... руководства должны были получить место настроения, несогласные с интересами церкви. Если таким образом папе Урбану и его Клермонской речи нельзя приписывать решительного значения в деле Первого крестового похода, то остается рассмотреть составные элементы, в которых составилась крестоносная армия, и в них поискать разгадки движения. В Первом крестовом походе прежде всего выступает на первый план ...

Скачать
26803
0
0

... было истреблено франками. В своем большинстве друзы честно присоединились к мусульманам. Марониты, естественно, встали на сторону крестоносцев, а многие из них сражались в их рядах. К моменту Первого крестового похода в Северной Сирии, помимо нусайритов и друзов, уже находилось в процессе формирования третье шиитское движение, также революционное по своему характеру. Это было знаменитое движение ...

Скачать
24343
0
0

... территорий, стараясь в первую очередь захватить в свое владение восточные порты и рынки. Но все же города были не главной движущей силой крестовых походов. Католическая церковь, придавшая крестовым походам на Восток значение "священных войн" естественно стремилась использовать их в своих интересах. К этому времени папство достигло наибольшего могущества. Папство крестовые походы сулили много ...

Скачать
48877
0
0

... веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.   Выводы: Последствия крестовых походов Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом .Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых ...

0 комментариев


Наверх