7. Осада Антиохии Кербогой. Продолжение похода.
Через три дня после взятия Антиохии крестоносцами город был блокирован подошедшей к нему армией Кербоги.[27]Для начала атабек заменил сына Яги-Сиана на Ахмеда ибн Меруана, одного из своих мамлюков, после чего приступил к осаде. В городскую цитадель было послано подкрепление. Как напишут потом вожди в письме к папе Урбану II, турки «окружили нас отовсюду так плотно, что и никто из нас не мог выйти и к нам не мог проникнуть».[28] Латинянам приходилось сражаться на два фронта: и с Кербогой, и с турками, засевшими в антиохийской цитадели. Начался голод. Крестоносцы «убивали своих отощавших коней и ослов и поедали их мясо»[29].
Положение латинян осложнялось частыми случаями дезертирства. Дезертиры оказали плохую услугу крестоносцам. Так, когда Алексей Комнин, спешивший на помощь франкам, прибыл в Филомелион, он встретился там со Стефаном Блуаским и еще несколькими рыцарями, бежавшими из Антиохии. Чтобы как-то оправдать свое бегство, «они уверяли, что кельты находятся в очень тяжелом положении, и клялись, что их ждет неминуемая гибель».[30] Это, а также выступление против византийцев турецкого отряда из Хорасана заставило Алексея отказаться от помощи латинянам.
В это время в Антиохии доведенные до отчаяния крестоносцы, следуя видению провансальского крестьянина Петра Бартелеми, нашли14 июня 1098 г. в церкви св. Петра наконечник копья, которым римский воин Лонгин якобы пробил тело Иисуса Христа.[31] Воодушевленные этим фактом, латиняне решили дать генеральное сражение Кербоге. 27 июня 1098 г. они отправили посольство во главе с Петром Пустынником в турецкий лагерь, однако миром дело уладить не удалось.
Битва состоялась 29 июня 1098 г. В ней армия крестоносцев, разделенная на 6 корпусов, одержала победу над турками. Возникает вопрос: как измученные и голодные крестоносцы могли победить превосходящую их армию Кербоги? Свою роль сыграло здесь и религиозное воодушевление, и безвыходность ситуации, и фактор внезапности (крестоносцы построились в боевом порядке еще в городе, а не на поле боя, как обычно). Кроме того, некоторые эмиры, например, Дукак Дамасский, увели накануне битвы свои войска. Атабек Мосула был представителем султана, его победа означала усиление позиций султана в Сирии, что совсем не устраивало тамошних эмиров, привыкших к феодальной вольнице.
Разгромив армию Кербоги, крестоносцы взяли и городскую цитадель, причем комендант сдался князю Боэмунду, и итало-нормандский отряд вошел в цитадель. Армия задержалась под Антиохией на полгода: сказалась общая усталость крестоносцев. Из-за скученности в городе вспыхнула эпидемия тифа, от которой 1 августа 1098 г. умер епископ Адемар де Пюи. Предводители с их отрядами покинули город: Боэмунд направился укреплять свое положение в Киликии, Готфрид Бульонский – в Телль-Башир и Равендан, Роберт Нормандский – в портовый город Латакию.[32]
В сентябре предводители вернулись в город. Возник вопрос: кому владеть Антиохией. Из среды крестоносных вождей выдвинулись два претендента на город: князь Тарентский и граф Тулузский. Первый мотивировал свои притязания тем, что благодаря его хитрости город был взят. Кроме того, отряды Боэмунда контролировали города и цитадель. Второй, понимая, что его шансы на владение Антиохией очень малы, из-за соперничества с Боэмундом требовал передать город императору. Однако отказ Алексея Комнина идти на помощь осажденным в Антиохии крестоносцам окончательно подорвал их доверие к нему. Вожди не собирались выполнять условия клятвы императору, который предал их в тяжелый час. Таким образом, 5 ноября 1098 г. после многочисленных споров решено было отдать Антиохию Боэмунду Тарентскому, но с условием, что он примет участие в походе на Иерусалим. Так было основано второе латинское королевство на Востоке.
В конце ноября 1098 г. Раймунд Тулузский выступил в путь. Пройдя через Ругью и Аль-Барру, граф осадил г. Маарат ан-Нуман. Вскоре к нему присоединился князь Тарентский. 11 декабря 1098 г. город был взят с двух сторон провансальцами и нормандцами, после чего крестоносцы учинили в нем страшную резню. После грабежа города Боэмунд вернулся в Антиохию.
Граф Тулузский созвал в Ругье совет предводителей, где предложил им жалование в обмен на то, чтобы он возглавил поход. Боэмунд отверг это предложение, а также потребовал вывода провансальских отрядов из Антиохии. Узнав о переговорах, простые участники похода, находящиеся в Маарат ан-Нумане, возмутились и разрушили городские укрепления. Баронам пришлось смириться с волей большинства и продолжить поход.
13 января 1099 г. Раймунд Сен-Жилль выступил на Иерусалим. Спустя несколько дней за ним последовали Роберт Нормандский, Танкред и прочие вожди. Были отозваны провансальские отряды из Антиохии, и город целиком перешел под власть Боэмунда, который вопреки клятве остался в Антиохии.
В Куфр Табе герцог Роберт и Танкред нагнали провансальцев. Продвижение и снабжение армии обеспечивалось довольно мирными отношениями Раймунда Тулузского с арабскими князьями Сирии, которые шли на контакт с латинянами, чтобы избавиться от тяжкого турецкого владычества. Крестоносцы старались идти без остановок, поэтому местные эмиры приносили им дары, стада скота и спешили отправить к соседям. Так армия миновала Шейзар, Масиаф, Рафанию, Гисн эль-Акрад.[33] Потом крестоносцы вступили на территорию эмирата Триполи, где Раймунд Тулузский разорил окресности Аркаса, а его вассалы Раймунд Пеле и Раймунд, виконт Туреньский, захватили Тортосу.
Несколько позже, чем провансальцы, пустились в поход фламандцы и лотарингцы. Князь Тарентский сопровождал их до Латтакии: опасаясь возвращения провансальцев или вмешательства императора, он вернулся в Антиохию. Крестоносцы осадили Джебайл, когда к ним прибыл гонец от Раймунда Тулузского: граф просил помочь ему в осаде Аркаса. Вновь в среде латинян начались раздоры. Готфрид требовал немедленно выступать на Иерусалим, Танкред, которому граф Сен-Жилль мало заплатил, поддерживал Готфрида, вновь волновались простолюдины. Раймунд был вынужден снять осаду и продолжить поход.
Отдохнув три дня в Триполи, войско двинулось к Иерусалиму, не трогая большие города (Бейрут, Сайду, Тир, Акку, Хайфу). 23 мая 1099 г. к армии присоединилась часть рыцарей из Эдессы и Антиохии. В Рамле состоялся последний военный совет: часть баронов предлагала двинуться через Синай в Египет, но большинство решило идти на Иерусалим. Примерно в это же время Танкред и Балдуин Ле Бург захватили Вифлеем. Здесь чуть было не повторились события в Тарсе, но необходимость торопиться не дала разгореться междоусобице.
... руководства должны были получить место настроения, несогласные с интересами церкви. Если таким образом папе Урбану и его Клермонской речи нельзя приписывать решительного значения в деле Первого крестового похода, то остается рассмотреть составные элементы, в которых составилась крестоносная армия, и в них поискать разгадки движения. В Первом крестовом походе прежде всего выступает на первый план ...
... было истреблено франками. В своем большинстве друзы честно присоединились к мусульманам. Марониты, естественно, встали на сторону крестоносцев, а многие из них сражались в их рядах. К моменту Первого крестового похода в Северной Сирии, помимо нусайритов и друзов, уже находилось в процессе формирования третье шиитское движение, также революционное по своему характеру. Это было знаменитое движение ...
... территорий, стараясь в первую очередь захватить в свое владение восточные порты и рынки. Но все же города были не главной движущей силой крестовых походов. Католическая церковь, придавшая крестовым походам на Восток значение "священных войн" естественно стремилась использовать их в своих интересах. К этому времени папство достигло наибольшего могущества. Папство крестовые походы сулили много ...
... веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман. Выводы: Последствия крестовых походов Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом .Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых ...
0 комментариев