1.2 Внутренние и внешние условия назревания революций
40-е гг. XX столетия ознаменовались установлением режимов народной демократии в странах Центральной и Восточной Европы.
Эти процессы были обусловлены следующими причинами:
1. В этих странах в межвоенные годы существовали острые противоречия между большинством народа и правящей верхушкой, авторитарными или фашистскими режимами. Они были порождены укреплением национального, а в большинстве стран и иностранного монополистического капитала, господством крупного помещичьего и капиталистического землевладения в сельском хозяйстве. Объективно создавалась возможность складывания широкого антимонополистического, антипомещичьего фронта борьбы.
2. Немецко-фашистская оккупация ряда стран Восточной Европы привела к ликвидации национальной независимости Чехословакии, Албании, Польши и Югославии, превращению Болгарии, Венгрии и Румынии в сателлитов гитлеровской Германии. Политика экономического ограбления порабощенных стран, начавшееся истребление сотен тысяч людей, в т.ч. в концлагерях, создали новую ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Европе, вызвали антифашистское движение Сопротивления.
3. Трудящиеся этих стран оказались под двойным гнетом - "своего" и иностранного капитала.
4. Разгром фашистского блока, главным образом усилиями СССР, привел к изменению соотношения классовых и политических сил внутри стран Восточной Европы и на мировой арене[8].
В чем заключается роль внешнего, советского фактора? Советские войска освободили территории почти всех стран Восточной Европы или создали благоприятные условия для их освобождения (Албания), сыграли решающую роль в уничтожении режимов, созданных гитлеровцами в Польше, Чехословакии, а также фашистски порядков в Болгарии. Румынии, Венгрии. Их присутствие не позволило развязать гражданскую войну, а западным государствам - военную интервенцию. СССР оградил эти страны от вмешательства Англии и США во внутренние дела этих стран, добился справедливых мирных договоров для бывших союзников Германии - Болгарии, Румынии и Венгрии.
Народно-демократические режимы родились из антифашистского движения Сопротивления. Перед ними стояли антифашистские, национально-освободительные, антимонополистические (а в ряде случаев и антифеодальные) задачи, обеспечение демократизацию общественно-политического строя. В ходе политических и социально-экономических преобразований рабочие, крестьяне, мелкие собственники города, часть средней буржуазии, демократической интеллигенции продолжали осуществлять сотрудничество в рамках организации типа Народный (Отечественный) фронт. В одних случаях (Югославия, Албания, отчасти Болгария) новые режимы установились в результате революции. В других - возникли как результат взаимодействия левых сил, возглавляемых коммунистами, и Советского Союза[9].
Какие преобразования осуществлялись в странах Восточной Европы?
В политической области: уничтожение военно-фашистского государственного аппарата, создание демократических органов власти и управления. В результате свободных выборов были созданы коалиционные правительства с участием коммунистов.
В социально-экономической области: решение аграрного вопроса на основе принципа "Землю тем, кто ее обрабатывает". С учетом сложившихся традиций, национализация земли не проводилась. Устанавливался земельный максимум, запрещалась купля-продажа полученной по реформе земли. Аграрная реформа привела к ликвидации помещичьего землевладения. Была осуществлена конфискация промышленных предприятий и иной собственности иностранных, и отечественных монополий, коллаборационистов.
Продолжительность, характер, формы, методы преобразований определялись конкретно-историческими условиями каждой страны. В Югославии, Албании и Болгарии преобразования сразу приобрели антикапиталистический характер. Поскольку подавляющая часть югославской и албанской буржуазии в той или иной степени сотрудничала с оккупантами, под антифашистскими патриотическими лозунгами была проведена конфискация большей части капиталистической собственности. В Болгарии с I877-I878 гг. не было помещичьего землевладения, и аграрная реформа затронула собственность сельской буржуазии. В других странах преобразования не выходили за антифашистские, общедемократические рамки[10].
В Албании, Польше, Югославии вследствие антикоммунистической позиции буржуазных партий и группировок национальные фронты образовались как объединения вокруг компартий демократических сил. Эти фронты в Албании и Югославии носили характер движений. В Чехословакии, где буржуазия склонилась к компромиссу с левыми силами, был создан широкий национальный фронт как коалиция левых и буржуазных партий. В Болгарии, Венгрии и Румынии на переломном этапе войны нефашистские партии и группировки также пошли на формирование национальных фронтов, созданных по инициативе коммунистов.
Аграрные реформы в Югославии, Болгарии, Венгрии были реализованы в основном в один прием. В Чехословакии, Румынии, Албании - по этапам, в Польше - по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков. В Болгарии, Венгрии и Чехословакии владельцам выплачивался выкуп.
В Югославии, Албании и Польше под антифашистскими, патриотическими лозунгами была проведена конфискация промышленных предприятий и банков еще до принятия законодательных актов. В Чехословакии, где в Национальный фронт входила и антифашистская часть буржуазии, предприятия, принадлежавшие гитлеровскому государству, немцам, венграм и предателям, перешли под национальное управление. В Болгарии, Венгрии и Румынии, где местная буржуазия не сотрудничала непосредственно с гитлеровцами, помимо собственности гитлеровского государства, была конфискована лишь незначительная часть принадлежавших этой буржуазии средств производства. В Восточной Германии процесс национализации частной собственности продолжался до 1972 г.
Режимы народной демократии в большинстве стран существовали с 1944 г. до I947 - 1948 гг., в Восточной Германии - до 1949 г. В Польше вехами на пути становления народно-демократических режимов являлись образование Крайовой Рады Народовой в январе 1944 г. и создание в июле 1944 г. Польского комитета национального освобождения: в Албании начальной вехой стал съезд Национально-освободительного фронта в мае 1944 г.; в Чехословакии - Словацкое восстание летом 1944 г. и создание в апреле 1945 г. правительства Национального фронта; в Румынии - свержение фашистской диктатуры в августе 1944 г. и образование в марте 1945 г. первого правительства Национально-демократического фронта, в Венгрии - создание временного демократического правительства в декабре 1944 г.; в Восточной Германии - возрождение рабочих и демократических партий и создание народных органов власти летом 1945 г.
В 1944 - 1945 гг. перед странами Восточной Европы возникла альтернатива: найти собственный путь к созданию нового общества или использовать советскую модель.
Вначале утверждалось убеждение в том, что возможен путь к новому обществу через народную демократию - через власть широкого классового союза - пролетариата, крестьянства, мелкой городской буржуазии, а также демократической интеллигенции, через блок партий - коммунистов, социал-демократов и др. Этап народной демократии определяется как политически вариативное, переходное состояние общества, отвергнувшего тоталитаризм и пытавшегося определить принципы своего дальнейшего развития. 30 ноября 1946 г на собрании актива ППР и ППС лидер польских коммунистов В. Гомулка отметил, что "диктатура рабочего класса, а тем более диктатура одной партии не является ни необходимой, ни целесообразной". В августе 1947 г. руководитель компартии Болгарии Г. Димитров в интервью американскому корреспонденту отметил специфику болгарского пути к социализму - без диктатуры пролетариата.
Да и И.В. Сталин, подписав на Ялтинской конференции 1945 г. Декларацию об освобожденной Европе, взял на себя обязательство содействовать осуществлению права ее народов "избирать форму правительства", "создать демократические учреждения по их собственному выбору" и первое время, в 1945 - 1946 гг. действовал, в основном, в духе Ялты.
Из внешних условий, повлиявших на назревание революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, основным явилось победоносное наступление Советских Вооруженных Сил. Оно сыграло решающую роль в ослаблении, расшатывании и окончательной ликвидации всей системы фашистского оккупационного режима в этих странах, поднимало боевой дух народов оккупированных фашистами стран, вселяло в них надежду на скорое освобождение и окончание войны, побуждало их к усилению сопротивления гитлеровским захватчикам[11].
Освободительная миссия Вооруженных Сил СССР способствовала росту авторитета Союза ССР, усиливала влияние в мире идей социализма. Советский воин вступал на землю других государств как освободитель.
Внутренние условия назревания революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были диалектически взаимозависимы и взаимосвязаны с внешними условиями. Коммунистические партии, опираясь на растущее освободительное движение и учитывая благоприятную внешнюю обстановку, вели подготовку антифашистских восстаний.
Успешное наступление Советской Армии, с одной стороны, и широкое развитие народно-освободительной борьбы — с другой, еще более обострили противоречия в лагере господствующих классов стран — сателлитов гитлеровской Германии. Провал реакционной внутренней политики местной буржуазии явился следствием сокрушительных поражений, которые потерпели войска сателлитов Германии вместе с вермахтом на советско-германском фронте. Военные неудачи, а также надвигавшаяся экономическая катастрофа усилили страх и разброд среди правящей верхушки, обострили кризис всей социально-политической системы этих стран. Началось разложение вооруженных сил — важнейшего орудия классового господства буржуазии и помещиков. В войсках резко упала дисциплина, участились случаи дезертирства. В румынской армии, например, с 1 апреля 1943 г. по 1 июля 1944 г. командование за дезертирство отдало под суд 12 227 человек, из них 1391 солдат был приговорен к смертной казни. Более частыми стали массовые переходы на сторону советских войск румынских и венгерских солдат[12].
В сообщении подпольного руководства Коммунистической партии Словакии в июле 1944 г. внутриполитическое положение в Словакии характеризовалось следующим образом: «Текущий год, который так приблизил окончание войны, существенно подорвал позицию режима и все, что с ним связано. Разложение охватило весь государственный аппарат, режим, армию, жандармерию и полицию... Гвардия потеряла влияние на те слои, которые поддерживали режим, началось отрезвление, и вся Словакия сегодня сознает, что скоро наступит конец тисовско-маховскому режиму и террору и начнется новая свободная эпоха»[13].
Чтобы сохранить свои позиции в странах-сателлитах, гитлеровцы усиливали военно-полицейские репрессии и одновременно вели разнузданную антисоветскую, антикоммунистическую пропаганду, устрашая население большевизмом и извращая сущность освободительной миссии Советских Вооруженных Сил. Предпринимались попытки создать различного рода профашистские организации.
Военная оккупация Венгрии и последовавшие за ней многочисленные аресты общественных деятелей, запрещение газет и другие акции немецких фашистов рассеяли все иллюзии о возможности в рамках фашистского блока сохранить национальную независимость, которые еще питали отдельные слои венгерского общества.
Германия усиливала и без того жесткий контроль над внутренней политикой Румынии, Болгарии, Словакии.
Правящие круги сателлитов Германии испытывали возрастающий страх перед революционным взрывом в своих странах, где усиливалось всеобщее возмущение народных масс господством гитлеровцев и политикой прислуживавшей им местной олигархии.
С приближением Советской Армии к границам стран Центральной Европы и Балканского полуострова, а затем и вступлением ее войск на их территории освободительное движение приобретало здесь все более широкий размах. Народные массы, усиливавшие антифашистскую борьбу, видели в Советской Армии свою освободительницу от фашистской оккупации. Вместе с тем ее присутствие в этих странах облегчало трудящимся решение важнейших социально-экономических и политических задач. Советские Вооруженные Силы своим присутствием сковывали внешнюю и внутреннюю контрреволюцию. В то же время они неукоснительно придерживались политики строгого невмешательства во внутренние дела освобожденных стран.
Социальные процессы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы характеризовались тесным переплетением противоречий, возникших в связи с гитлеровской оккупацией, с существовавшими классовыми и национальными противоречиями, порожденными капиталистическим строем. Накануне войны эти страны, за исключением Чехословакии, в экономическом отношении были в основном аграрными или аграрно-промышленными. Доля занятого в сельском хозяйстве населения составляла: в Албании — около 85 процентов, в Болгарии — 80, в Югославии — 77, в Румынии — 72, в Польше — 61 и в Венгрии — 48 процентов. Удельный, вес этих стран в мировом промышленном производстве был незначительным, причем преобладали добывающая, легкая и пищевая отрасли.
Одна из причин экономической отсталости большинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы заключалась в интенсивной эксплуатации их западными капиталистическими монополиями. Проникновение империалистических держав в экономику Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии и Албании посредством займов, прямых капиталовложений и различного рода торговых соглашений замедляло их хозяйственное развитие, вело к ограблению населения, игнорированию его национальных интересов и к иностранному вмешательству в политическую жизнь этих стран[14].
Наряду с другими крупными капиталистическими государствами еще с довоенных пор прочные позиции в их экономической жизни занимала фашистская Германия.
Общий характер экономики определял социальную структуру населения. Она отличалась заметным преобладанием крестьянства и мелкобуржуазных городских слоев, относительной малочисленностью рабочего класса, особенно в Албании, Румынии, Югославии и Болгарии. Лишь в Чехословакии в начале 30-х годов доля рабочих вместе с членами их семей составляла более половины населения. Однако, несмотря на свою малочисленность, рабочий класс этих стран отличался довольно высокой организованностью и политической сознательностью. Поэтому он играл ведущую роль в революционном процессе, что в значительной мере определяло общие и специфические черты развития освободительной борьбы народов этого региона.
Классовая борьба обострилась и в деревне. Это объяснялось наличием крупного землевладения, носившего, как правило, характер помещичьих латифундий, и малоземельем подавляющего большинства крестьянских хозяйств. Многочисленные слои безземельного и малоземельного крестьянства, влачившие нищенское существование и эксплуатируемые помещичье-кулацкой верхушкой деревни и монополистическим капиталом, являлись естественным союзником рабочего класса в назревавшей революции.
В многонациональных государствах социальный и политический гнет, давивший народные массы, усугублялся гнетом национальным. В Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии и Югославии он еще более усилился в связи с наличием в этих странах монархических режимов фашистского и полуфашистского типа. Подобный характер имел и режим в Польше.
Социальные и национальные противоречия, усиливавшиеся еще в межвоенный период, обострились в годы войны и фашистской оккупации, когда немецкий империализм превратил этот регион в поставщика дешевого сырья и продовольствия для Германии, в объект неприкрытого экономического грабежа и неслыханного угнетения.
Характерной чертой политической обстановки в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, сложившейся летом 1944 г. под воздействием побед Советской Армии и широкого освободительного движения, был значительный рост революционной сознательности трудящихся. Пройдя через тяжелые испытания буржуазно-фашистских режимов, войны и оккупации, народы жаждали глубоких социальных, демократических перемен.
К этому времени в странах Центральной и Юго-Восточной Европы сложилась революционная ситуация. Характеризуя революционную ситуацию, можно выделить три главных ее признака:
1. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому.
... части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами. Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартий- ность, при которой не допускалась деятельность фашистских ...
... гг. На основе индустриализации планом намечалось увеличить промышленное производство в пять раз, а сельскохозяйственное - в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем. Глава 2. Экономическое развитие социалистических стран на втором этапе (1950-1960) После национализации подавляющей части промышленности принимаются первые планы народнохозяйственного развития, главная задача которых - ...
... , Венгрии и Чехословакии о строительстве магистрального нефтепровода подписано в декабре 1959 г., и в октябре 1962 г. нефтепровод "Дружба" был открыт. В то же время страны Восточной Европы являлись основными потребителями изделий венгерской промышленности (около 90% экспорта венгерского машиностроения)[65]. Успешно развивалось советско-венгерское экономическое сотрудничество. ...
... идея в оправдании интервенции в Чехословакии была выдвинута Л.И.Брежневым и получила название “доктрина Брежнева”. Рождаемость, смертность, естественный прирост в странах Восточной Европы в 1950.- 1986. годах ( на 1000 человек) Рождаемость Смертность Естеств.прирост Страна 1950 1986 1950 1986 1950 1986 Болгария ...
0 комментариев