1. Образ небокоптителя в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».
2. Образ грубого крепостника Сторченко.
Приводим примерное содержание инструктивной беседы, предшествовавшей самостоятельной работе учащихся над порученными им докладами.
Главный герой повести — Иван Фёдорович Шпонька, являющийся воплощением бездарности, безличности, бесцветности.
«Было ему без малого пятнадцать лет, когда перешёл он во второй класс, где, вместо сокращённого катехизиса и четырёх правил арифметики, принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби. Но, увидевши, что чем дальше в лес, тем больше дров, и получивши известие, что батюшка приказал долго жить, пробыл ещё два года и, с согласия матушки, вступил потом в пехотный полк». Командир этого полка гордился тем, что несколько его офицеров танцевали мазурку. Блеску офицеров также содействовало умение пить чистый спирт и проигрывать в карты «даже исподнее платье, что не везде и между кавалеристами можно сыскать».
В полку так же, как и в школе, Иван Фёдорович отличался благонравием: он безвыходно сидел дома, где «то чистил пуговицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постели... Зато в скором времени, спустя одиннадцать лет после получения прапоршичьего чина, произведён он был а подпоручики». Ещё через четыре года Иван Фёдорович вышел в отставку и поехал в своё имение. В течение двухнедельной дороги с длительными остановками он не скучал, так как находил себе занятия: «...развязывал... чемодан, вынимал бельё, рассматривал его хорошенько, так ли вымыто, так ли сложено, снимал осторожно пушок с нового мундира, сшитого уже без погончиков, и снова всё это укладывал наилучшим образом. Книг он, вообще сказать, не любил читать».
В пути Иван Фёдорович знакомится с помещиком-крепостником Сторченко, который без всякой причины непрерывно ругает своего слугу с заплатанными локтями «подлецом», «мошенником», «рожей», сообщает о том, как помогла ему старуха «зашёптыванием» от заползшего в ухо таракана.
Особенно выразительна сцена, где показано, как камердинер укладывал барина спать. «Тут камердинер Григория Григорьевича стащил с него сюртук и сапоги, натянул вместо того халат, и Григорий Григорьевич повалился на постель, и, казалось, огромная перина легла на другую.
— Эй, хлопче! Куда же ты, подлец? Поди сюда, поправь мне одеяло! Эй, хлопче, подмости под голову сена! Да что, коней уже напоили? Ещё сена! Сюда, под этот бок! Да поправь, подлец, хорошенько одеяло! Вот так, ещё! Ох!»
Когда Иван Фёдорович приехал к Сторченко по делу о присвоенной им земле, тут разыгралась сцена. Гостеприимный хозяин угощал своего гостя обедом: «Да что же вы так мало взяли? Возьмите стёгнышко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — «Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — проревел, став на колени, официант с блюдом».
Повесть осталась как бы незаконченной, и в предисловии к ней это объясняется тем, что жена рассказчика использовала половину рукописи для печенья пирогов. Повесть даёт ряд ярких реалистических зарисовок быта и нравов провинциального дворянства, показывает необычайно рельефно типичных его представителей.
В противоположность изображаемому Гоголем крестьянству и казачеству, у них нет сильных, бескорыстных чувств, нет подвига или хотя бы просто смелого поступка, нет яркой выдумки, нет поэзии.
2.3. Конспекты уроков
Горьким словом моим посмеются» — слова надписи на надгробии Н.В.Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии. воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние».
Н.В.Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень к христианству».
Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вопрос о свете — коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится это только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», — писал художник в «Завещании».
Тема душевной черноты— тема «Вечеров...», «Страшной смерти», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мертвых душ».
Очень важно донести до учеников мысль о том, что полюбить людей «черненькими» для Гоголя — значит спасти их от черноты, изгнать ее из души.
Не менее важным представляется убедить ребят в том, что великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя.
Летом 1850 года Н.В.Гоголь посещает Оптину пустынь и просит у иеромонаха зашиты, просит молиться за него, ибо Христос «силен», милосерден, сделать все из меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о «святом» и «прекрасном».
Необходимо показать детям, что очищающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человеческой. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена — Смерть. Кажется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни. Трагическое соседство Жизни и Смерти писатель ощущает всегда. Не ей ли, косой старухе-Смерти, бросает Гоголь вызов своим смехом? Не через ее ли темные владения перелетает смех Гоголя, перенося человека в бессмертие?
В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста.
Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения и бессмертия через веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться наши ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.
Тема урока «Смешное и страшное в « Вечерах..» Н.В.Гоголя
Ход урока
... всех писателей) — в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении — всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Для изучения эпических произведений существуют вступительные занятия, цель которых сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и ...
... , а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либретто Островского. Все это должно способствовать появлению интереса к творчеству и личности драматурга. 2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Гроза» Определяя путь изучения Островского в школе, мы прежде всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, какой круг знаний мы хотим им дать. ...
... Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Памятником» Державина. Домашнее задание: чтение романа Пушкина «Капитанская дочка» (главы 1—5). Конспекты методистов. Литература в школе, № 3, 1995. Н. Н. КОРОЛЬ, М. А. ХРИСТЕНКО Пророческое слово Андрея Платонова. Постижение стиля. XI класс Научить учащихся читать произведения А. ...
... ли приверженность к оседлому образу жизни встанет на пути их творческого развития. И Виктор Астафьев — лучший тому пример. ГЛАВА III. СИСТЕМА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАССКАЗОВ В.П. АСТАФЬЕВА В 5 – 9 КЛАССАХ В своей работе по изучению эпических произведений малой формы мы обращаемся к одному из ярких деятелей современной литературы, писателю с мировым именем, последнему классику современности, как ...
0 комментариев