1. Образ небокоптителя в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

2. Образ грубого крепостника Сторченко.

Приводим примерное содержание инструктивной беседы, предшествовавшей самостоятельной работе учащихся над по­рученными им докладами.

Главный герой повести — Иван Фёдорович Шпонька, яв­ляющийся воплощением бездарности, безличности, бесцвет­ности.

«Было ему без малого пятнадцать лет, когда перешёл он во второй класс, где, вместо сокращённого катехизиса и четырёх правил арифметики, принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби. Но, увидевши, что чем даль­ше в лес, тем больше дров, и получивши известие, что батюш­ка приказал долго жить, пробыл ещё два года и, с согласия матушки, вступил потом в пехотный полк». Командир этого полка гордился тем, что несколько его офицеров танцевали ма­зурку. Блеску офицеров также содействовало умение пить чистый спирт и проигрывать в карты «даже исподнее платье, что не везде и между кавалеристами можно сыскать».

В полку так же, как и в школе, Иван Фёдорович отличался благонравием: он безвыходно сидел дома, где «то чистил пу­говицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постели... Зато в скором времени, спустя одиннадцать лет после получения прапоршичьего чина, произведён он был а подпоручики». Ещё через четыре года Иван Фёдорович вы­шел в отставку и поехал в своё имение. В течение двухнедель­ной дороги с длительными остановками он не скучал, так как находил себе занятия: «...развязывал... чемодан, вынимал бельё, рассматривал его хорошенько, так ли вымыто, так ли сложено, снимал осторожно пушок с нового мундира, сшито­го уже без погончиков, и снова всё это укладывал наилучшим образом. Книг он, вообще сказать, не любил читать».

В пути Иван Фёдорович знакомится с помещиком-крепост­ником Сторченко, который без всякой причины непрерывно ругает своего слугу с заплатанными локтями «подлецом», «мо­шенником», «рожей», сообщает о том, как помогла ему ста­руха «зашёптыванием» от заползшего в ухо таракана.

Особенно выразительна сцена, где показано, как камерди­нер укладывал барина спать. «Тут камердинер Григория Гри­горьевича стащил с него сюртук и сапоги, натянул вместо того халат, и Григорий Григорьевич повалился на постель, и, каза­лось, огромная перина легла на другую.

— Эй, хлопче! Куда же ты, подлец? Поди сюда, поправь мне одеяло! Эй, хлопче, подмости под голову сена! Да что, коней уже напоили? Ещё сена! Сюда, под этот бок! Да по­правь, подлец, хорошенько одеяло! Вот так, ещё! Ох!»

Когда Иван Фёдорович приехал к Сторченко по делу о присвоенной им земле, тут разыгралась сцена. Гостеприимный хо­зяин угощал своего гостя обедом: «Да что же вы так мало взяли? Возьмите стёгнышко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — «Иван Фёдорович, возь­мите стёгнышко!» — проревел, став на колени, официант с блюдом».

Повесть осталась как бы незаконченной, и в предисловии к ней это объясняется тем, что жена рассказчика использовала половину рукописи для печенья пирогов. Повесть даёт ряд яр­ких реалистических зарисовок быта и нравов провинциального дворянства, показывает необычайно рельефно типичных его представителей.

В противоположность изображаемому Гоголем крестьян­ству и казачеству, у них нет сильных, бескорыстных чувств, нет подвига или хотя бы просто смелого поступка, нет яркой вы­думки, нет поэзии.

 

2.3. Конспекты уроков

Горьким словом моим посмеются» — слова надписи на надгро­бии Н.В.Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в кано­ническом переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о наси­лии. воплю о разорении, потому что Сло­во Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние».

Н.В.Гоголь считал, что искусство спо­собно пересоздать жизнь, согласно хри­стианскому идеалу: «Поэзия — это незри­мая ступень к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Пи­сатель видит один путь — это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о рус­ском народе: «В нем света мало, но тепло­ты много».

Вопрос о свете — коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится это только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», — писал художник в «Завещании».

Тема душевной черноты— тема «Вече­ров...», «Страшной смерти», «Вия», «За­писок сумасшедшего», «Мертвых душ».

Очень важно донести до учеников мысль о том, что полюбить людей «чер­ненькими» для Гоголя — значит спасти их от черноты, изгнать ее из души.

Не менее важным представляется убе­дить ребят в том, что великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя.

Летом 1850 года Н.В.Гоголь посещает Оптину пустынь и просит у иеромонаха зашиты, просит молиться за него, ибо Христос «силен», милосерден, сделать все из меня, черного как уголь, убелить и воз­вести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзаю­щий говорить о «святом» и «прекрасном».

Необходимо показать детям, что очи­щающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человече­ской. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена — Смерть. Ка­жется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни. Трагическое соседство Жизни и Смерти писатель ощущает всегда. Не ей ли, косой старухе-Смерти, бросает Гоголь вызов своим смехом? Не через ее ли темные владения перелетает смех Гоголя, перено­ся человека в бессмертие?

В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста.

Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения и бессмер­тия через веру, любовь, красоту, творчест­во должны проникнуться наши ученики, прикасаясь к творчеству великого масте­ра.

Тема урока «Смешное и страшное в « Вечерах..» Н.В.Гоголя

Ход урока


Информация о работе «Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 93064
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
86650
0
0

... всех писателей) — в повествовательном характере эпических про­изведений. В эпическом произведении — всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Для изучения эпических произведений существуют вступительные занятия, цель которых сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому ма­териалу и создать условия, благоприятствующие пони­манию его. То и ...

Скачать
104024
0
0

... , а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либ­ретто Островского. Все это должно способствовать появле­нию интереса к творчеству и личности драматурга. 2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Гроза» Определяя путь изучения Островского в школе, мы преж­де всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, какой круг знаний мы хотим им дать. ...

Скачать
69171
0
0

... Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Памятником» Державина. Домашнее задание: чтение романа Пушкина «Ка­питанская дочка» (главы 1—5). Конспекты методистов. Литература в школе, № 3, 1995. Н. Н. КОРОЛЬ, М. А. ХРИСТЕНКО Пророческое слово Андрея Платонова. Постижение стиля. XI класс Научить учащихся читать произве­дения А. ...

Скачать
152638
0
0

... ли приверженность к оседлому образу жизни встанет на пути их творческого развития. И Виктор Астафьев — лучший тому пример. ГЛАВА III. СИСТЕМА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАССКАЗОВ В.П. АСТАФЬЕВА В 5 – 9 КЛАССАХ В своей работе по изучению эпических произведений малой формы мы обращаемся к одному из ярких деятелей современной литературы, писателю с мировым именем, последнему классику современности, как ...

0 комментариев


Наверх