1.3 Зарубежный опыт лизинговых операций
25 стран Европы, которые являются членами ассоциации Евролизинг, формируют лизинговый рынок, определяют его состояние и тенденции развития. Российская Федерация также входит в состав Европейской ассоциации лизинговых компаний. В ежегодных докладах Евролизинга наряду с информацией о деятельности стран-членов Ассоциации отражается также и лизинговая деятельность России, что способствует обмену опытом работы российских лизинговых компаний и европейских, выявлению перспективных направлений лизинговой деятельности.
Лизинговый рынок Европы весьма неоднороден. На нем имеется несколько стран, лизинговая деятельность которых определяет состояние рынка, его структуру, темпы развития. На рынке движимости ведущую роль выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия, доля которых в общем объеме в лизинговых операциях с движимостью соответственно 27,0; 25,0; 11,0 и 10,0 %. Объемы лизинговых операций этих стран достигают 73% от всего рынка. Эти же страны, но только с другими соотношениями объемов сделок, занимают господствующее положение и на рынке недвижимости: Германия – 35%, Франция – 21%, Италия – 19% и Великобритания – 5%. Суммарная доля их на лизинговом рынке Европы достигает 80% [5].
Основными объектами рынка лизинга движимости являются автомобили ( 37-38% от общего объема лизинговых операций); машины,оборудование, устройства (24-26%); средства дорожного транспорта (12-14%); компьютеры, оргтехника для офисов (4-6%); самолеты, суда, грузовой и железнодорожный транспорт и прочие объекты (5-6%) [5].
Основными объектами лизинга недвижимости на рынке являются промышленные здания. На эти объекты лизинга приходится 25,7% от всех лизинговых операций. Существенными объектами являются магазины (22,4%). Ведущей группой среди объектов недвижимости являются офисы, лизинговые сделки с ними составляют 34,2%. Далее следуют помещения общественных служб (6,8%), гостиницы (1,9%) и прочие объекты (9,0%) [5].
Таким образом, как следует из изложенного, рынок лизинга в Европе ежегодно прирастает существенными темпами. На нем приблизительно равными темпами развиваются как объекты движимости, так и недвижимости. На ближайшую перспективу эти темпы, по-видимому, сохранятся, поскольку большие возможности для развития лизинга имеются у более двух десятков стран, занимающих сегодня только 20-25% этого сектора рынка. Следует ожидать, что объективные преимущества лизинга как инструмента инвестирования будут побуждать эти страны к более активному участию на рынке лизинга Европы.
2. Лизинг в российской экономике
2.1 Законодательная база лизинга
Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ 07 17.09.94г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то, что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА [3].
Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утверждённое им «Временное положение о лизинге», в котором была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 сентября 1994г. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. [3]. Так, в п.1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во – первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлечённых для этих целей денежных средств; во – вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).
В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:
· в качестве лизингодателя – юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
· в качестве лизингополучателя – юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане – индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
· в качестве продавца лизингового имущества – юридические лица – изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество являющиеся объектом лизинга (п.3).
Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.
Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав чёткие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:
· во – первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
· во – вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
· в–третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
· в – четвёртых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п.6).
В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.
О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило своё действие на иные договорные отношения, при которых имущество передаётся арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат). Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п.11). С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключённому между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нёс ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п.16). Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п.17-18) [3].
Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялась в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:
1. сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
2. сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
3. вознаграждение лизингодателя;
4. сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
5. иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п.19). Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга был предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п.15). В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п.13-14) [3].
Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167) [3]. В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утверждённом Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица и нерезидентов. Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга. Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии – не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления её действия, другие положения.
После введения в действие с 01 марта 1996г. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ [1].
Постановления правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля 1996г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы» [3]. Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т.п.
Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября 1998г. № 1020, которым утверждён «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» [3]. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.
Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября 1998г. и подписан Президентом РФ 29 октября 1998г. [2].
Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении, что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.
Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нём норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов РФ в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с её территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.
Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:
· Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т.е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
· Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
· В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью – разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.
... и то, что почти все меры государственной поддержки лизинга обещаны посредникам – лизинговым компаниям и банкам, а не главному рабочему экономики – лизингополучателю. 2.3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является ...
... примера различные варианты организации операции по передаче в лизинг российской компании АО “Н-Т” оборудования, выпускаемого зарубежной фирмой “A-L”. Передача оборудования осуществляется на условиях финансового лизинга. Первая схема (рисунки 2.1 и 2.2): иностранные участники — фирма-изготовитель “A-L” и поставщик оборудования, лизинговая компания “A-L”; российские участники — банк-кредитор, ...
... инвестиционного спроса. Первый этап. (1998-2001). Периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики. Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у ...
... и авиатехники), Группа Компаний «Балтийский Лизинг» (ЗАО «Балтийский Лизинг», ООО «Балтийский Лизинг) (универсальная лизинговая компания) и другие» [50]. 2 ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России Можно выделить шесть этапов развития лизинговых отношений в России. Первый период - до начала 90-х годов XX века. Этот период ...
0 комментариев