2.2.7 Режим взаимной торговли
Ни российская энергетическая стратегия, ни "Зеленая книга" не содержат упоминаний о необходимости и целесообразности применения каких-либо ограничений (тарифных или нетарифных) режима торговли энергетическими ресурсами между Россией и ЕС. Российская энергетическая стратегия обусловливает применение мер таможенно-тарифного регулирования в отношении энергоносителей, экспортируемых в Европу, исключительно для целей обеспечения равновыгодных условий поставок энергоресурсов на внутренний рынок и на экспорт. С другой стороны, энергетическая стратегия ЕС, невзирая на принцип минимизации рисков энергозависимости, не предполагает применения каких-либо ограничивающих мер в отношении импорта энергоносителей из стран, занимающих высокую долю в структуре их поставок в ЕС (за исключением возможного введения ограничений на строительство новых электростанций, работающих на доминирующем виде топлива, безотносительно к происхождению этого топлива).
Из этого следует, что стратегически и Россия, и ЕС не намерены вводить каких-либо прямых или косвенных ограничений на взаимную торговлю энергетическими ресурсами.
2.2.8 Стабильность мировых энергетических рынков
Энергостратегия ЕС выражает озабоченность по поводу значительных негативных эффектов существующей системы организации мирового рынка нефти, характеризующегося антиконкурентным поведением отдельных стран-экспортеров нефти (ОПЕК), высокой степенью волатильности цен17. В российской энергетической стратегии подчеркивается, что в качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно участвовать в установлении обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов.
2.2.9 Энергетическая инфраструктура
Придание нового импульса развитию энергетической инфраструктуры, связывающей Россию и ЕС и обеспечивающей беспрепятственное перемещение ресурсов по оптимальным транспортным коридорам, - важнейшая стратегическая задача, обеспечивающая реализацию потенциала расширения торговли энергоресурсами между Россией и Евросоюзом. Это - первый шаг к созданию возможного общего энергетического рынка. Кроме того, для ЕС развитие инфраструктуры, расширяющей доступ к новым регионам производства энергоресурсов - один из ключевых инструментов обеспечения надежности снабжения ЕС энергией. Анализ энергетических стратегий России и ЕС позволяет сделать вывод о наличии определенного "пакета" инфраструктурных проектов, обеспечивающих углубление взаимной энергетической интеграции, ликвидации "узких мест" в системе транспортировки энергоресурсов, развитии перспективных направлений транспортировки энергоресурсов.
ЕС рассматривает данную проблему в системном контексте, оценивая долгосрочную необходимость реализации комплекса проектов по строительству энерготранспортной инфраструктуры (как связывающей ЕС со странами - производителями энергоресурсов, так и трансъевропейской) - нефте- и газопроводов, терминалов по перевалке сжиженного природного газа. Выражается намерение поддерживать инвестиции для финансирования проектов по сооружению инфраструктуры общего пользования, содействовать решению политических проблем, связанных с прохождением новых инфраструктурных маршрутов через третьи страны. Особое внимание уделяется транспорту энергоресурсов из России и стран СНГ и сотрудничеству в рамках программ Inogate (Interstate oil and gas programme for the development and rehabilitation of oil and gas pipelines in the countries of the former Soviet Union) и Traceca (programme for the rehabilitation of transport in the countries of the former Soviet Union). "Зеленая книга" констатирует, что Россия уже начала вступление в программу Inogate.
2.2.10 Нефть
Россия в стратегическом плане намерена расширить объемы экспорта нефти в Европу с развитием северного и южного коридоров. В этом контексте подчеркивается особая важность конструктивного энергетического диалога со странами Европы в области развития нефтетранспортной инфраструктуры. Предусматриваются следующие главные направления развития систем транспорта нефти:
· Северо-Балтийское направление - строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности направления до 50 млн. т в год и создание новой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом на Кольском полуострове;
· Каспийско-Черноморско-Средиземноморское направление - развитие маршрутов транзита нефти прикаспийских стран СНГ путем расширения направления Атырау-Самара до 25-30 млн. т в год, наращивания мощности экспортного направления через нефтеналивной терминал "Шесхарис" в Новороссийске до 60 млн. т год и расширение системы трубопроводов ЗАО Каспийский трубопроводный консорциум до 117 млн. т в год (строительство второй нитки нефтепровода);
· Центрально-Европейское направление - соединение трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия" с целью поэтапного (5-10-15 млн. т в год) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в порту Омишаль (Хорватия), интеграция в единую систему трубопроводных систем Центральной и Восточной Европы.
Вполне возможно, что в состав проектов, формирующих Каспийско- Черноморско-Средиземноморское направление транспорта нефти, мог бы войти и проект Бургас-Александруполис, проходящий по территории Болгарии и Греции и содействующий решению ограниченной пропускной способности проливов Босфор и Дарданеллы, однако данный проект пока не получил отражения ни в российской энергетической стратегии, ни в "Зеленой книге".
Для увеличения экспорта в страны Европы нефтепродуктов предусматривается строительство нефтепродуктопроводов Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск и нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и перевалочного комплекса в порту Приморск.
ЕС также отмечает, что расширение возможностей импорта нефти из России и Каспийского бассейна потребует сооружения новых нефтепроводов из этого региона, хотя российская программа строительства нефтепроводов выглядит существенно более подробной.
2.2.11 Газ
Нужно отметить, что российская энергетическая стратегия не уделяет специального внимания развитию инфраструктуры по транспорту газа в Европу. Проекты "Ямал-Европа" и проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ) не получили достаточного отражения в содержании стратегии (возможно, ввиду предварительной стадии их экономической проработанности и неясностей в отношении маркетинга газа), а "Зеленая книга" констатирует, что в течение последних лет было сооружено несколько новых газопроводных коридоров, расширяющих возможности поставок газа в различные регионы ЕС, при этом с точки зрения инфраструктурных проектов в газовой сфере отмечена в основном необходимость расширения мощностей портовой инфраструктуры по приему СПГ.
Третий обобщающий доклад в рамках энергодиалога Россия-ЕС (Брюссель, 11 ноября 2002 г.), среди проектов, представляющих взаимный интерес, указывает только газопровод Ямал-Европа. В то же время, в декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту СЕГ присвоен статус ТЕN (TransEuropean network - Трансъевропейские сети).
Необходимо оценить, насколько новые инициативы в области развития газотранспортной инфраструктуры (в частности, проект СЕГ), выходящие в некоторой степени за рамки национальных энергетических стратегий, могут стать предметом совместного интереса без специального упоминания о них в программах энергетической политики России и ЕС.
... министров и департаментов[16].3. Государственные статусы России 3.1 Навязываемый статус «региональной державы» В настоящее время, после распада СССР, Запад стремится навязать России другую геополитическую функцию, превратить Россию в такую политическую структуру, которая была бы неспособна напрямую участвовать в мировой политике и иметь широкую цивилизационную миссию. В докладе Пола ...
... газеты «Corriere della Sera» отображается в большой степени официальное мнение США, членов НАТО, Европейского союза, которые осуждают и дискредитируют действия России в грузино-осетинском конфликте. Например: «Европейский Союз попросил непосредственное прекращение враждебности». Но, на информационном поле газеты «Corriere della Sera» Италии так же предоставляется место российскому мнению по ...
... - не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание. Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях, коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие виды экономического сотрудничества. В зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в ...
... , они начинают стремиться в блок); противостояние государству - гегемону. В рамках исследования регионализма нами был проведен анализ регионализации, формирующейся в ответ на вызовы глобализации, регионализации, как институционального типа интеграции государств - процесса взаимопроникновения, сращивания национальных производственных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические ...
0 комментариев