1.3 Эстетика молодежной субкультуры
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном. Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, «карнавальности», импровизационности жизни. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия складывается их различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам. Иногда в качестве таких источников могут выступать, в частности, религиозные тексты.
Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур. Этот же игровой момент характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализированных акциях, шоу, «перфомансах», «хеппингах», манифестациях, фестивалях.
Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.
В молодежной среде, как ни в какой другой, заметно тяготение к вненациональным и неидеологизированным формам культуры. Не случайно она практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам.
Молодежная культура субгрупп мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения. Смена поколений характеризуется преимущественно изменением идейно-созидательных характеристик молодежных субкультур, что касается форм проявления, то им свойственна повторяемость описанных выше признаков.
1.4 Металлисты – представители неформальной молодежной субкультуры
Металл обращается к тому, что мы игнорируем.
Он прославляет то, что мы зачастую отрицаем.
Он погружается в то, что мы больше всего боимся.
И потому металл всегда будет культурой
«аутсайдеров».
Сэм Данн, канадский антрополог[1]
Металлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур.
Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением интеллигенции… и даже минутным увлечением гопников. Сегодня тяжелую музыку слушают почти все. Теперь это очень насыщенный музыкальный пласт, некоторые составляющие которого не имеют между собой ничего общего, кроме характерного «перегруженного» звучания. «Тяжесть» сегодня – равноправное, модное, продвинутое течение, никакой не андеграунд, никакой не бунт, как бывало раньше.
Музыкальные корни. Совершенно ясно, что у металла есть корни в классике. Большинство известных исполнителей любили мрачную классическую музыку. Мрачную, мощную классику, например Вильгельма Вагнера. Он перестроил оркестр, добавил тубы, басы, октобас, который в два раза больше контрабаса. На нем играли два человека. Один стоял на стуле и перебирал басы, другой водил смычком. Вагнер так усилил басовую группу своих оркестров, что когда они играли, - начинали дрожать стропила: «Его музыка в целом отличается от металла только использованием классических инструментов, а "Полет Валькирии", даже исполняемый оркестром, кажется металлическим произведением.» [1].
У металла есть и другой музыкальный предок, глубоко укоренившийся на американском юге. Корень металла в блюзе – музыке рабов и угнетенных. Гитара является их изобретением.
В блюзовой гамме есть пониженная пятая ступень – тритон. В Средние века тритон считался музыкой дьявола. Его использование было строго запрещено. Полагалось, что с его помощью вызывают Зверя. В звучании тритона есть нечто демоническое. В старину невежественные, запуганные люди, услышав его и ощутив реакцию своего тела, думали: «Это дьявол!» Современная металлическая музыка полностью построена на пониженной пятой гамме и тритоне. Отсюда такая дьявольская энергетика и ощущения сверхсилы.
История металла. Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», – metal – пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavy metal применил в романе «Naked Lunch» (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду). В 1968-м парни из известной американской группы Steppen Wolf в песне «Born to be wild» тоже пели «I like… heavy metal thunder» – и хотя в песне имелись в виду раскаты грома, подобные пальбе из пушек, позже это стало расцениваться как манифест: «люблю, когда heavy metal гремит». А уж после того, как музыкальный обозреватель журнала «Creem» Лэстер Бэнгз использовал в статье словосочетание heavy metal, эта связка окончательно стала обозначением нового музыкального направления. Уточнение «heavy» в итоге отмерло, но суть-то осталась. Все музыканты этого стиля и их поклонники начали называть себя металлистами и в скором времени образовали собственную музыкальную субкультуру.
Слово «металлист» — русское, производное от слова «metal» с добавлением заимствованного латинского суффикса « -ист-». Изначально оно означало работников слесарной промышленности, «жестянщиков». Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход в конце 80-х.
Основателем “heavy metal” можно назвать команду “ Black Sabbath ”.
Внешний вид металлиста. Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью “сатана” на английском языке: «Очень важен черный цвет, очень важна кожа. Черный цвет в металл-культуре – это очень интересная тема. Он означает опасность, зло, но в то же время и свободу вдали от дневного света, где за тобой наблюдают.» [1]. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией – “косухи”, “косовороты”, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.). Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа по отношению к окружающим людям.
Что носят металлисты:
- Типичный ремень металлиста
- Длинные волосы у мужчин – символ свободы и мужественности; заимствован от древних воинов.
- Кожаная куртка «косуха», кожаный жилет.
- Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.
- Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах.
- Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых металл-групп.
- Тяжелая обувь — «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).
- Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.
Жест металлиста. Характерный жест металлистов, известный в России как «коза» — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд. Аналогичный жест (Karana mudra) принят в буддийской традиции.
Популяризован вокалистом Dio Ронни Дио, который утверждал, что этому жесту его научила бабушка. Трактуется и как старинный жест для того, чтобы отогнать злых духов, и как сатанинский жест (рога Сатаны), и как современное обозначение буквы «u» (аналогично «жесту Черчилля», — рука собрана в кулак, разжаты только средний и указательный палец, — обозначающему букву «V») — сокращение от «unity», то есть «единство» — приветствие «брата по крови», своего. Со временем жест стал использоваться и другими музыкальными субкультурами.
Культура. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится металл, костюм неформала. Старшие и более опытные их серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, представляют собой более спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты, которые поверхностно разбираются в проблемах металла и рока, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Как правило, именно они на концертах, и после них, устраивают мелкие беспорядки, прыгают на сцену, бросают пустые банки и бутылки.
В среде металлистов есть настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки.
Выраженная идеология и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Металл-концерт для металлиста является поистине грандиозным событием. Он включает в себя театральные постановки, представления, часто используются пиротехнические и световые эффекты, больше энергии в движениях. Подобные вещи дают выплеснутся эмоциям и снимают напряжение. Вот что думают по этому поводу участник группы Slipknot: «Конечно же, это жестокое место. Но в то же время я бы предпочел, чтобы дети были там и дали выход своим чувствам, безумным эмоциям, чем обижали других людей, не видя никаких перспектив.» [1]. Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Однако некоторые источники утверждают, что металлисты поют только о насилии и сексе. Данные предположения имеют место быть подтвержденными или опровергнутыми.
Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах металл-групп, они, как правило, не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонниками как аллегория.
Среди поклонников блэк-металл встречаются язычники и сатанисты, но для поклонников других разновидностей это нехарактерно.
В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов может быть довольно высок, а увлечение металлом может быть признаком интеллигентности. Среди металлистов популярна фантастическая и мистическая литература (Г. Лавкрафт, Дж. Толкиен, Ф. Херберт, У. Берроуз и др.), мифология (особенно скандинавская).
«Кодекс» металлиста. Среди металлистов существует ряд неписаных правил, которым должны придерживаться «настоящие» металлисты. (Приложение Г).
Данный кодекс характеризует металлистов как личностей доброжелательных, свободолюбивых, приверженцев многолетней культуры и традиций, с ярко выраженными морально-нравственными характеристиками.
Таким образом, несмотря на мнения многих скептиков, металлисты остаются одной из самых массовых молодежных субкультур, имеют довольно благоприятные перспективы для дальнейшего пополнения своих рядов, самореализации. И это объясняется не оборотными сторонами переходного возраста, а желанием познать суть бытия через музыку или просто насладится шедеврами разнообразных металл-групп.
... аспекты поддерживаются членами общества, придавая субкультуре идеализированность и поддерживая определенную тематику, свойственную каждому социальному движению. Рассмотрим отдельно значение визуальных и коммуникативных характеристик, для идентификации их с субкультурными традициями. «Особенности внешнего облика и экспрессии человека могут стать «знаками», которые будут вовлечены в жизнь ...
0 комментариев