2. Проблема Иерусалима в период от объединения города в 1967г. до начала палестино-израильских переговоров 2000г.
В 1967г., заняв восточную часть города в ходе Шестидневной войны, Израиль провозгласил объединенный Иерусалим своей «вечной и неделимой» столицей. Соответствующие законы, принятые Кнессетом, соответствовали широкому консенсусу, который сложился в израильском обществе уже в 1950г. Принятая в 1967г. Советом Безопасности ООН резолюция N 242, осудила такую позицию. Резолюция обязывала Израиль уйти с оккупированных территорий, но допускала разночтения в вопросе, какие именно территории подпадают под определение «оккупированные», и относится ли к таковым Восточный Иерусалим. В последующих резолюциях ООН давались противоречивые определения международно-правового статуса Восточного Иерусалима. 16
Во время кемп-дэвидских переговоров (1978г.) о заключении мира между Израилем и Египтом, Анвар Садат выдвинул идею постепенного создания на Западном берегу независимого палестинского государства после переходного периода, в течение которого палестинцам будет предоставлено широкое самоуправление. При этом Садат рассматривал Восточный Иерусалим как часть Западного берега. Встретив негативное отношение со стороны правительства Израиля, Садат снял данные требования, чтобы не ставить достижение мира с Израилем в зависимость от проблемы Иерусалима и, шире, от палестинской проблемы.
В 1982г. появился мирный план президента США Рональда Рейгана, где предлагалось решение палестинской проблемы путем создания Палестинской автономии на Западном берегу и в секторе Газа, и ее объединения с Иорданией. По поводу Иерусалима в плане говорилось, что его окончательный статус должен быть определен в ходе переговоров, и что арабы Восточного Иерусалима должны иметь возможность участвовать в выборах органов власти предполагаемой Палестинской автономии. Данный план был отвергнут как Израилем, так и арабскими странами.
В 1991г. в Мадриде была созвана международная мирная конференция по Ближнему Востоку, однако реальный прогресс в переговорах был достигнут только в 1993г., когда Израиль и ООП, формально признав друг друга, начали непосредственный диалог, получивший название «процесс Осло». В палестино-израильских соглашениях 1993г. говорилось, что на заключительном этапе переговоров, наряду с другими вопросами, будет также обсуждаться проблема Иерусалима, но параметры этого обсуждения не конкретизировались.17 Тем не менее, вплоть до 2000г. имели место многочисленные неофициальные палестино-израильские контакты с целью выработки проекта будущего соглашения по Иерусалиму.
3. Динамика решения проблемы Иерусалима за последние годы.
3.1 Провал переговоров в Кемп-Девиде и новые инициативы
В 2000г. в Кэмп-Дэвиде израильская делегация во главе с премьер-министром Эхудом Бараком впервые со времен Шестидневной войны согласилась обсуждать с палестинцами возможность передела города, несмотря на то, что статус Иерусалима как «вечной и неделимой» столицы Израиля закреплен в Основном Законе (1980). По ходу переговоров эта тема стала одной из центральных, но сторонам не удалось достичь даже промежуточного компромисса. Переговоры по проблеме Иерусалима продолжались осенью 2000г. и позже, уже после начала второй палестинской интифады, в январе 2001г. в Табе (Египет), но снова закончились безрезультатно.
Сразу после саммита в Кемп-Дэвиде мировое общественное мнение складывалось не в пользу палестинцев, поскольку Б. Клинтон обвинил Я. Арафата в отсутствии доброй воли и, по большому счету, в провале переговоров. Однако, с началом интифады, палестинцы снова стали восприниматься как жертва.
По инициативе Клинтона была создана специальная комиссия по расследованию причин вспышки насилия, которую возглавил бывший американский сенатор Джордж Митчелл. В ее состав вошли бывшие премьер-министры Турции и Норвегии. В мае 2001г. комиссия Митчелла опубликовала свой доклад. В нем, в частности, говорилось, что печально знаменитый визит А. Шарона на Храмовую гору не был причиной интифады (эти причины, по мнению комиссии, были гораздо более глубокими), но оказал провоцирующие воздействие на палестинцев. Израильтяне, отмечалось, могли и были обязаны предвидеть это воздействие.
Далее содержались предложения по смягчению ситуации, мерах по прекращению насилия и возвращению сторон к мирному диалогу, но о переговорах по проблеме Иерусалима ничего не говорилось.
В июне 2001г. в Израиль прибыл директор ЦРУ Джордж Тенет. Он так же представил ряд конкретных предложений по прекращению насилия, однако, как и в предложениях Митчелла, ничего не говорилось о проблеме Иерусалима. Правда оба документа способствовали формированию новой американской политики в регионе и были предтечами плана «Дорожная карта».18
Параллельно с действиями американских дипломатов обсуждение новой ситуации в палестино-израильских отношениях происходило в ООН. Первая, принятая ООН после начала интифады, резолюция Совета Безопасности № 1322 от 7 октября 2000г. была выдержана в откровенно проарабском духе. Визит А. Шарона на Храмовую гору был охарактеризован как провокация и (в отличие от выводов комиссии Митчелла), фактически, назван причиной вспышки насилия в городе. Причинно-следственная связь между начавшимися беспорядками и провалом кемп-дэвидеких переговоров игнорировалась.
Резолюция Генеральной Ассамблеи № 56/36 от 3 декабря продолжила практику запутывания юридического статуса Иерусалима. В резолюции содержались противоречащие друг другу пункты. Ссылка на резолюцию № 181 1947г.: описание Иерусалима как «оккупированной палестинской территорией», формулировка «оккупированный Восточный Иерусалим и оккупированная палестинская территория», а также ссылка на соглашения Осло, которые, предусматривают решение проблемы Иерусалима в двустороннем порядке.
После неудачных переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе израильское правительство заявило, что сделанные им входе этих встреч предложения, в том числе по изменению статуса Иерусалима, более недействительны. И все же сам факт, что такие переговоры имели место, создал новую политическую реальность и задал новые направления израильской политической мысли. Среди таких направлений можно выделить:
· подготовку новых проектов палестино-израильского мирного договора, включая раздел Иерусалима;
· концепцию одностороннего размежевания по территориально-демографическому принципу, в том числе размежевание в Иерусалиме;
· приверженность принципу «Иерусалим – вечная и неделимая столица Израиля».
Ниже анализируются планы, отражающие все эти концепции.
0 комментариев