1.2. Поселенческий сионизм.
В Х1Х веке среди еврейских обществ сильны ассимиляционные движения «Цель движения была такой: создать еврея, который оставаясь евреем, мог бы жить общечеловеческой жизнью в той стране, гражданином которой он является»18.
Однако в конце 60-х годов Х1Х века публицист и беллетрист Перец Смоленскин выражает резкое отрицательное отношение к ассимиляционному движению еврейской интеллигенции, которое сперва он наблюдал в Одессе, затем в Германии. Смоленскин разом объявляет войну: как против «святош и ханжей» которые, стремятся искоренить всякое знание из дома Якова, так и против «просвещенных ханжей» которые, своими речами стараются отдалить евреев от наследия отцов.
Перец Смоленскин восклицает: «Нет! Не надо стыдиться своего происхождения, надо дорожить своим языком и своим национальным достоинством, а национальная культура может сохраниться только с помощью древнееврейского языка. Это тем более важно, что «еврейство, лишенное своей территории», является особым видом духовной нации19. Еврей сближает не религиозная принадлежность, а то что они единая нация. Смоленскин выдвинул доктрину «еврейского прогрессивного национализма»20.
Одной из «внешних» причин произошедших перемен была реакционная вообще и по отношению к евреям в частности внутренняя политика царского правительства, а также усиление антисемитизма. Вследствие ухудшения положения евреев в России, когда надежды на их эмансипацию развеялись как дым, еврейские просветители, за некоторым исключением, стали сторонниками национализма, а хаскала со временем стала чуть ли не синонимом сионизма. Разумеется, отожествление было скорее поверхностным, чем глубинным. Из хаскалы вышло такое течение, как «культурный сионизм», во главе с Ашером Гинзбергом, который был и сионистом, и выдающимся «маскилом» (просветителем).
Видным идейным основоположником сионизма был Мозее Лозо Лилиенблюм (1843-1910). Эта фигура весьма любопытна с точки зрения изучения истории размежевания социализма и национализма в еврейском национально-освободительном движении в России в последней четверти Х1Х века. До 80-х годов Лилиенблюм был участником общероссийского освободительного движения, поклонялся Писареву и сотрудничал в еврейском журнале социалистического направления «Асефат хахомим». Еврейские погромы, случившиеся осенью 1881 года, произвели на него ужасающее впечатление. Под влиянием пережитого Лилиенблюм написал брошюру «О возрождении еврейского народа в Святой земле древних праотцов», в которой призывал к переселению евреев в Палестину, если даже для этого понадобится целое столетие. «Погромы усилили националистическую реакцию не только среди мелкобуржуазной радикальной демократической интеллигенции, но и среди социалистического её крыла»21.
В 1882 году известный сионистский деятель в России Лео Пинскер (1821-1891) также поднял свой голос в пользу национального самоуправления евреев на особой территории. Пинскер считал, что предпочтительнее всего избрать место для еврейской «автоэмансипации», как он именовал акт обретения национального единства и суверенитета, на берегах реки Иордан, но, что весьма примечательно, он не исключал вероятности того, что это будет и какая-то иная территория, например на берегах Миссисипи22.
В этот период (в начале 80-х годов Х1Х века) с призывом к русскому и немецкому еврейству он пишет, что «вера в эмансипацию рухнула и надо погасить в себе отблески веры в братство народов. Ныне «евреи не составляют живой нации; они всюду чужие, и этим объясняется тот гнёт и то презрение, которое они встречают со стороны окружающих народов». Еврейский народ- «как призрак мертвеца, бродящего среди живых». «Надо быть слепым, чтобы не видеть, что евреи- «избранный народ» для всеобщей ненависти». Евреи не могут «ассимилироваться ни с одной нацией, вследствие чего ни одной нацией не могут быть терпимы». «Стараясь слиться с другими народами, они до известной степени легкомысленно пожертвовали своей национальностью», но «нигде не добились того, чтобы сограждане признали их равными себе коренными жителями». Судьбы еврейства не должны зависеть от милости других народов. А практически выход: «создание народа на собственной территории». И так, надо: приобрести и заселить евреями какую-либо подходящую территорию, «безразлично, в какой части света»23. Как первый знак отворота евреев от ставки исключительно на ассимиляцию было создание в 1860 году Всемирного Еврейского Союза.
В Германии Мозес Гесс (1812-1875)- общественный деятель, журналист, издатель «Новой Рейнской газеты», человек, чьи политические убеждения постоянно развивались и, наконец, пришли к еврейскому национализму, издал в 1862 году в Лейпциге стяжавшую большую популярность книгу «Рим и Иерусалим». Основные идеи Гесса, изложенные им в этом труде, были следующие:
1. Евреи всегда останутся чужими для европейских народов. Европейцы могут эмансипировать евреев по соображениям гуманности и справедливости, но никогда не будут уважать их до тех пор, пока евреи будут основывать свою жизнь на выдающихся ценностях своего собственного духовного исторического развития и следовать принципу «где хорошо, там и родина».
2. Еврейский тип личности неуничтожим, и еврейское национальное чувство неискоренимо, хотя евреи в Германии в целях более широкой эмансипации и стараются убедить себя и других в противоположном.
3. Если эмансипация евреев несовместима с сутью еврейского национального характера, то они должны пожертвовать эмансипацией ради сохранения своей национальной особости24.
Исходя из своего представления о природе национального характера евреев и невозможности для евреев достичь полной эмансипации, Гесс полагал, что единственное средство решить еврейский вопрос следует искать в колонизации Палестины.
В организационном плане предшественником движения политического сионизма и Всемирной Сионистской Организации было объединение, назвавшее себя «Ховевей Цийон» («Возлюбившие Сион»). Его отделения – палестинофильские организации возникли в 80-90-е годы помимо России, Франции и Великобритании и в других великих державах: в Германии, США25. Эта организация объединяла таких людей, которые питали интерес к идеям еврейской сельскохозяйственной колонизации в Палестине и будущего евреев на святой земле, то есть, если так позволительно сказать, «ранних» сионистов. Организация «Ховевей Цийон» наиболее активно действовала в России: среди её руководителей выделялись упомянутый Л. Пинскер и раввин Самуил Могилевер из Белостока. Финансовую помощь деятельности «Ховевей Цийон» оказывал барон Эдмунд де Ротшильд26. После того как Теодор Герцль провозгласил весной 1896 года основание движения политического сионизма, члены «Ховевей Цийон» присоединились к этому движению. Своей целью Ховевей Цийон ставит практическое переселение евреев в Палестину и основание там образцовой земледельческой колонии. Такова история возникновения так называемого, «поселенческого» сионизма.
Общая идея сионистской колонизации в Палестине и связанные с ней концепции созидания обновленного и перерожденного еврейского национального общества в условиях нового существования разрабатывались представителями еврейского интеллигенции в странах диаспоры; эти идеи и концепции отражали настроения и упования трудящихся и пауперизованных масс еврейского населения европейских, в основном восточноевропейских стран. Наиболее активную часть «практических» сионистов, переселяющихся в Палестину, составляла молодежь из «черты оседлости». В их сионизме воедино сплелись романтическое влечение к свободе, стремление к социальной справедливости и чувство тяжело оскорблённого национального достоинства. У социалистов- сионистов, как они сами себя называли, под влиянием специфических условий еврейской жизни в России, Австро-Венгрии, Румынии социальные надежды были сильно окрашены националистическими чувствами. Нация, народ как собирательные понятия стали у романтически настроенной сионистской молодежи чем-то священным.
Первой группой движения Ховевей Цион реально осуществившей сионистское переселение в Палестину была «Билу» (сокращение фразы из пророка Исайи (-2,5): «Дом Якова, двиньтесь и найдём»), возникшая в Харькове в среде молодежи и студентов, потрясенных погромом 1881 года.
Целью «Билу» была организация массовой алии в Эрец-Исраэль27. В опубликованном билуйцами воззвании говорилось:
«… Все мы, подписавшие это воззвание, - представители молодого поколения. Мы полны свежих сил, и перед нами открыт весь мир. Мы можем посвятить наши душевные и физические силы возрождению родной земли… мы знаем, что великая цель достигается нелегко… мы знаем, что потребуется много лет упорного труда, прежде чем настанет великий день праздника. Но только на этом пути мы найдём своё будущее, только в этом наша надежда, которая даёт нам силу и мужество вступить на новый путь.
Мы обращаемся к вам, сын Израиля, и всей душой призываем: «Поднимите знамя Сиона…» (Ирмияху, 4:6). Нашим горьким скитаниям придёт конец, и после тысячи лет страданий изгнанники найдут отдохновение на земле предков. Мы будем есть хлеб, выращенный нашими руками… мы больше не будем здесь чужими. Народ Израиля…. У тебя один путь, и только на нём ты найдешь вечное спасение. Этот путь ведёт к Сиону. К Сиону, к Сиону, в страну отцов- в Эрец-Исраэль!»28.
Из устава общества «Билу».
... политика, выражающие интересы правящих кругов Израиля и крупной буржуазии еврейского происхождения сросшиеся с монополистическими кругами Запада, и прежде всего, США. Классовой сущностью сионизма является его антинародная направленность, откровенная враждебность демократии и социальному прогрессу, идеям интернациональной солидарности трудящихся. История сионизма наглядно свидетельствует о том, ...
... , а не как религиозная секта. Мой учитель р. Лео Бреслауэр говорил по этому поводу: "Тора - это не религия, а национальная конституция". Поэтому мы вправе охарактеризовать утвержденный Торой еврейский национализм как "национализм Торы". Однако, если иудаизм представляет собой, главным образом, национальную конституцию, то почему он содержит так много религиозных по своей сути требований? В основе ...
... на формирование государственной политики. Зато государственная идеология нацифицированного антисионизма, в значительной мере утратив свои позиции внутри страны, переживает реинкарнациии и в мессианском исламизме и в примыкающем к нему западном леволиберализме. Посмотрим, как это происходит. 3. Нацификация и советизация исламизма Напомню, что под нацификацией и соответственно советизацией ...
... в глазах американского еврейства, поскольку ей очень хотелось получить мандат на Палестину; с другой стороны, английские политические лидеры признавали законность и справедливость стремления еврейского народа наконец обрести родину. В 1917 г., в конце Первой мировой войны, была опубликована Декларация Бальфура, в которой говорилось: "Правительство Ее величества благосклонно смотрит на создание ...
0 комментариев