3. Порядок страхования имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями в исполнительном производстве.
В целях исполнения Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998 г. № 723, для обеспечения его сохранности, возмещения убытков в случае его утраты (гибели), недостачи или повреждения Министерством юстиции России в централизованном порядке заключается договор страхования в форме Генерального страхового полиса. Генеральный страховой полис распространяет действие на арестованное и изъятое имущество, находящееся во временном хранении в соответствующих подразделениях Службы судебных приставов, должника, иных лиц и организаций (хранитель), на которых возложена обязанность по их хранению.
В Инструкции, утвержденной Министерством юстиции России, определены:
• основные правила страхования арестованного и изъятого службой судебных приставов имущества;
• порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по страхованию арестованного и изъятого имущества;
• порядок осуществления контроля за проведением страхования арестованного и изъятого имущества;
• порядок предоставления отчетности, направляемой Министерством юстиции России в органы юстиции в субъектах Российской Федерации.
4. Порядок страхования жизни, здоровья и имущества судебных приставов
В целях осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья судебных приставов и во исполнение ст. 20 Закона «О судебных приставах» Министерство юстиции России на конкурсной основе осуществляет выбор страховой компании и в централизованном порядке заключает договор. Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья судебных приставов Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации направляется в органы юстиции в субъектах Российской Федерации.
Проблемы организации Службы судебных приставов и принудительного исполнения.
1. Несовершенство и Пробелы Федерального закона «О судебных приставах».
Характеризуя законодательные акты, являющиеся юридической базой для формирования и развития правовых основ деятельности судебных приставов, — Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», следует отметить, что в изначальной (ныне действующей) редакции они рока еще достаточно далеки от совершенства. Несовершенство некоторых норм Федерального закона «О судебных приставах» существенно ограничивает перспективы дальнейшего становления и развития системы исполнительного производства.
Дело в том, что в соответствии с концепцией указанного Закона, Служба судебных приставов к моменту завершения ее формирования должна была стать относительно автономным (в рамках Министерства юстиции России), правоохранительным органом, организационно-штатная структура и объем полномочий, которого позволили бы ей обеспечить эффективное выполнение функции принудительного исполнения судебных актов и ряда иных правоохранительных функций, отнесенных к ее компетенции.
Однако в ряде норм указанного Закона данная концептуальная идея существенно «смазана» некоторыми недостаточно акцентированными правовыми решениями компромиссного характера. В результате организационное устройство и объем полномочий Службы судебных приставов по ряду позиций сегодня существенно отстают от требований времени и не отвечают потребностям практики.
Например, ни одно из структурных подразделений Службы судебных приставов не обладает ныне статусом юридического лица. Между тем уже сам факт выделения судебных приставов из структуры судебных учреждений, преобразование их в организационно оформленный институт исполнительной власти и вытекавшая отсюда необходимость решения всех связанных с существованием любой подобной организации задач (кадровых, материально-технических, финансовых и др.) объективно требуют наличия статуса юридического лица. Подобным статусом следовало бы наделить Службу судебных приставов Министерства юстиции России и Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.
Далее, положения ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах» сформулированы таким образом, что фактически оставляют открытым вопрос об аппарате управления Служб судебных приставов в субъектах Российской Федерации, поскольку не упоминают ни о его структуре, ни о реестре должностей, ни о процессуальном положении сотрудников.
Данное обстоятельство затрудняет создание в Службе судебных приставов подразделений, организующих контроль за законностью и обоснованностью деятельности судебных приставов, методическое и правовое обеспечение их деятельности, всесторонний анализ состояния исполнительного производства и подготовку предложений для управленческих решений, направленных на устранение недостатков в деятельности судебных приставов и совершенствование системы исполнительного производства.
Кроме того, несовершенство: положений ст. 5 указанного Закона существенно сужает перспективы развития центрального аппарата Службы судебных приставов, т.е. управленческого звена федерального значения, ограничивая его практически единственной структурой - Департаментом судебных приставов Министерства юстиции Россия. Хотя необходимость своевременных и эффективных управленческих решений, основанных на действенном контроле за работой региональных подразделений, не составляет никаких сомнений в том, что федеральное звено системы управления деятельностью судебных приставов должно быть представлено рядом отраслевых департаментов либо Главным управлением судебных приставов Министерства юстиции России включающим ряд отраслевых управлений и отделов.
Не в полной мере отвечает потребностям практики существующая ныне организационно-штатная структура основного звена Службы судебных приставов — территориальных подразделений судебных приставов, непосредственно осуществляющих, исполнительное производство. Положениями все той же ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах» в структуре указанных подразделений не предусмотрены должности технического персонала - машинисток, работников канцелярии, водителей, специалистов по эксплуатации здании и сооружений. Данное обстоятельство порождает немалые трудности в организаций исполнительного производства.
Несовершенство норм указанного Закона, определяющих организационно-штатную структуру Службы судебных приставов, состоит еще и в том, что в ней не предусмотрены должности заместителей главных и старших судебных приставов. Подобное решение противоречит элементарным нормам науки управления и существенно снижает эффективность руководства деятельностью судебных приставов. Закрепленный в Законе объем полномочий Службы судебных приставов также нельзя признать оптимальным. Данный вывод с неизбежностью следует из сопоставления функций, возложенных на судебных приставов, с характером и содержанием предоставленных им прав.
К примеру, в круг непосредственных обязанностей судебных приставов входит обеспечение порядка в помещениях судов, обеспечение безопасности участников судебного процесса, предупреждение и пресечение правонарушений, выявление и задержание нарушителей, розыск должников, уклоняющихся от исполнения судебных: решений, розыск принадлежащего им имущества и денежных средств. Однако права, рамные судебным приставам для выполнения возложенных 'на них обязанностей, по своим «разрешительным способностям» явно не соответствуют характеру и сложности поставленных перед ними задач, поскольку законодатель не включает в систему полномочий судебных приставов многих действенных мер, применение которых в процессе выполнения судебными приставами своих служебных обязанностей объективно необходимо. Таких, например, как полномочия органа дознания и право проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Требуют корректировки нормы Закона, касающиеся права судебных приставов на применение оружия и специальных средств. В настоящее время: подобным правом обладают только судебные приставы; по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а судебные приставы-исполнители такого права не имеют. Для иллюстрации: абсурдности такого решения следует упомянуть, что в ряде регионов страны со сложной криминогенной обстановкой судебные приставы-исполнители для исполнения решения суда зачастую вынуждены выезжать на бронетранспортерах.
Существуют и иные несовершенные положения Федерального закона «О судебных приставах», препятствующие повышению эффективности деятельности по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов.
... осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов; издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов; в пределах выделенной штатной ...
... по организации деятельности службы судебных приставов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 7 Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ...
... судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения. Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности Федеральной службы судебных приставов стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в достаточности или в нехватке ...
... осуществлении государственной службы; - принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.[21] Глава 2. Правовое регулирование службы судебных приставов РФ 2.1 Нормативно-правовые источники законодательства о государственной службе Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется на двух уровнях (федеральном ...
0 комментариев