2.1. Взгляд В.В. Виноградова и Н.Н. Прокоповича
В.В. Виноградов утверждает, что следует различать словосочетания простые и сложные. Простые словосочетания обычно двусловны: они состоят из двух знаменательных слов, например: простые люди, решить задачу и т.п. К простым словосочетаниям семантически примыкают те трехсловные словосочетания, в которых определительная часть представляет собой семантически неделимое словосочетание с целостным смысловым содержанием: человек острого ума, девушка скромного поведения.
Однако необходимо иметь в виду, что даже трехсловные словосочетания типа человек твердого характера близки к простым только с семантической точки зрения; в синтаксическом же отношении они ничем не отличаются от сложных словосочетаний (ср.: старик с бородой – старик с седой бородой).
Таким образом, с чисто грамматической точки зрения простыми словосочетаниями должны быть признаны синтаксически организованные и семантически цельные сочетания двух знаменательных слов, выражающие единое сложное значение и способные быть обозначением предмета, действия, качества и т.п.
Сложное словосочетание, по мнению В.В. Виноградова, в большинстве случаев является продуктом распространения словосочетания. При этом каждое новое слово, или словосочетание, присоединяющееся к простому словосочетанию, должно прибавляться не к основному, господствующему слову, а к целому словесному комплексу, например: близкий друг, наш [близкий друг], [близкий друг] нашего семейства и т.п.
Но есть и другой способ образования сложных словосочетаний – присоединение к господствующему слову не отдельного слова, а целого словосочетания. Именно так входят в сложные словосочетания двусловные словосочетания, функционально сближающиеся с наречиями и выражающие обстоятельственные значения: ср.: вяло идти, идти вялой походкой; тихо поздороваться и поздороваться тихим голосом и т.д. На этой основе возникает синонимический параллелизм двусловных и трехсловных словосочетаний.
идти | поздороваться |
походкой | голосом |
вялой | тихим |
Н.Н. Прокопович утверждает, что сложные словосочетания, т.е. состоящие из трех и более полнозначных слов, при значительном их разнообразии могут быть сведены по существу к трем основным типам.
Первую группу составляют сложные словосочетания такой структуры: простое словосочетание плюс зависимое от него отдельное слово. Сюда относятся такие, например, адъективные словосочетания, как в приведенных ниже предложениях:
1) В его душе пробуждалось смутное сожаление к тем близким ему по крови людям, которые…;
2) … нигде не могли бы достовернее сказать о широко известном в городе актере;
3) Он зорко следил за тем, чтобы все солдаты… берегли оружие и держали его всегда готовым к бою…
Сложные словосочетания такого типа представляют собой продукт присоединения к простому словосочетанию зависимого слова, уточняющего первое в целом:
[близкий ему] по крови;
[широко известный] в городе;
всегда [готовый к бою].
Это можно объяснить иначе:
ему
близкий
по крови
широко известный;
известный в городе.
Таким образом, на основе распространения простого словосочетания, сохраняющего свое номинативное единство и выступающего в качестве стержня, возникает новое, более сложное, но единое по своему значению словосочетание. Словосочетание членится при распространении.
Сложные сочетания такого типа широко представлены и в кругу субстантивных словосочетаний. Например: На нем был офицерский сюртук без эполет…; Ей вспомнилась… покосившаяся хатенка около школы.
[офицерский сюртук] без эполет
Сложные словосочетания подобного типа отмечаются и в системе глагольных словосочетаний:
[спасти жизнь] другу
с мольбой [просить о помощи]
Характерные особенности рассмотренной группы сложных словосочетаний заключаются в следующем:
1) следует различать форму и смысл. Форма – ведущее начало;
2) зависимое слово, распространяющее простое словосочетание, уточняет последнее и относится по смыслу к нему в целом, а не к главному, стержневому его члену;
3) возможность употребления зависимого слова определяется главным, стержневым словом распространяемого простого словосочетания; с ним присоединяемое зависимое связано грамматически по способу согласования или управления;
4) зависимое слово, распространяющее простое словосочетание, и зависимое слово, входящее в состав последнего, ни по смыслу, ни грамматически друг с другом не связаны;
5) в связи со сказанным в рассмотренных сложных словосочетаниях возможны варианты в группировке представленных в них слов. Так, в сложном словосочетании покосившаяся хатенка около школы наряду с приведенным мог бы быть и другой вариант: покосившаяся хатенка около школы. Это обусловлено употребление словосочетания в речи, степенью смысловой связи различных членов словосочетания. При этом структурно рассматриваемый тип не меняется;
6) таким образом, сложные словосочетания по существу всегда парны: в основе их всегда лежит модель простого, двусловного словосочетания.
Вторая группа состоит из сложных словосочетаний такой структуры: стержневое слово плюс зависимое от него простое словосочетание. Таковы адъекватные словосочетания в приведенных предложениях:
1) … сколько я видел прекрасных молодых людей, достойных лучшей участи…;
2) Налево, параллельно дороге, тянулся холм, кудрявый от мелкого кустарника;
3) Необычная для начала весны раскохалась теплынь.
Отношения между компонентами в структуре таких сложных словосочетаний графически обозначаются так:
достойных [лучшей участи]
Сложные словосочетания этого типа характеризуются номинативным единством. Следует отметить, что сложные словосочетания рассматриваемого типа могут быть подразделены на две подгруппы:
а) такие, которые могут выступать только как трехсловные, так как без пояснительного слова при зависимом существительном они были бы семантически, по смыслу недостаточны: шел полной достоинства походкой;
б) такие, наряду с которыми возможны и простые двусловные: судья с бледным лицом поднял веки.
В качестве зависимого члена в таких сложных единицах могут выступать адъективные, субстантивные и глагольные словосочетания:
[полная достоинства] походка
Все сказанное относительно адъективных словосочетаний этой группы полностью относится и к субстантивным. В частности, и здесь можно выделить такие разновидности:
а) словосочетания, которые могут употребляться только как трехсловные, так как главное слово зависимого словосочетания без пояснительного семантически неполноценно;
б) словосочетания, наряду с которыми возможны и простые, двусловные сочетания.
К этой же группе примыкают сложные субстантивные словосочетания такого типа, как: солдат с винтовкой в руках, скатерть в пятнах по краям и т.д.
Сложные словосочетания с такой же структурой обнаруживаются и в системе глагольных. Таковы, например: Танки горели голубым пламенем среди белых ромашек; быстрыми шагами она шла к дому.
Характерные особенности второй рассмотренной нами группы сложных словосочетаний заключаются в следующем:
1) В качестве зависимого компонента, распространяющего стержневое слово, здесь выступает не отдельное слово, а простое словосочетание. Не теряя своего семантического номинативного единства, оно в целом дополняет в каком-либо отношении распространяемое им стержневое слово и вместе с последним выражает хотя и более сложное, но единое значение:
кудрявый [от мелкого кустарника],
достойных [лучшей участи].
2. При этом зависимое слово в распространяющем простом словосочетании грамматически и по смыслу связано с главным словом только этого простого словосочетания. Лишь через него в его составе связывается оно с главным словом всего сложного словосочетания. Этим, в частности, сложные словосочетания второй группы отличаются от сложных словосочетаний первой группы, в которых оба зависимых слова не будут связаны друг с другом, грамматически зависят от главного слова распространяемого простого словосочетания.
3. В связи с этим, в отличие от сложных словосочетаний первой группы, в сложных словосочетаниях второй группы варианты к группировке составляющих их компонентов исключены.
4. Вместе с тем, как и словосочетания первой группы сложные словосочетания второй группы по существу своему всегда парны в том смысле, что в основе их построения всегда лежит модель простого двусловного словосочетания.
К третьей группе относятся сложные словосочетания с такой структурой: стержневое слово плюс два (или три) зависимых слова, не связанных друг с другом и не образующих словосочетания. Таковы некоторые глаголы приставочного образования, «в самой грамматической структуре» которых бывает заложена «способность распространения сразу двумя существительными», например: вложить патрон в ружье. Сюда же относятся некоторые субстантивные словосочетания, например: превращение пустыни в сад и т.д.
Нетрудно заметить, что и в третьей группе в основе построения лежит модель простого двусловного словосочетания.
До сих пор шла речь о сложных словосочетаниях, состоящих из трех слов. В таких словосочетаниях наиболее четко выступают структурные особенности сложного словосочетания. Конечно, наряду с трехсловными встречаются сложные словосочетания с четырьмя, пятью и больше полнозначными словами.
Даже при самом большом усложнении словосочетания способы сцепления составляющих его элементов сохраняются: в основе построения лежат различные типы сложных словосочетаний, а в конечном счете – модели двусловных, простых словосочетаний.
... между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий. В лингвистической литературе выделяются также субъектные (н-р, ...
... к объекту в широком смысле этого слова: – глаголы речи, например: заговаривать зубы; – глаголы восприятия, например: увидеть свет. 1.3 Классификация фразеологизмов в форме словосочетания с прямым дополнением по семантике существительного. В качестве опорного компонента фразеологического оборота выступает глагол, однако смыслообразующим он бывает довольно редко. Семантическое соотношение ...
... создаются только предикативными единицами. Другие функции предикативной единицы – это всего лишь ее возможности, которые она имеет наряду с другими синтаксическими компонентами (словосочетаниями, словами и др.). Предикативная единица может представлять собою компонент, не являющийся членом предложения, представляющий собою некую надстройку над структурой предложения: это вставочные предложения и ...
... школ с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек. Изучение роли межпредметных связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и проверки эффективности данного предположения. Опытно-экспериментальная работа включала ...
0 комментариев