1.2.2. Особенности характеристик самооценки спортсмена
Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая (2002) отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спортом, свойственна довольно высокая самооценка, но в процессе профессионального самоопределения уровень её меняется. Это выражается в том, что изначально высокая самооценка у абитуриентов физкультурного ВУЗа снижается особен-. но, к четвёртому курсу, а затем, к моменту окончания учёбы, и во время профессиональной тренерской деятельности, уровень самооценки заметно повышается. При этом она влияет на показатели профессионального самоопределения, но это влияние не существенно. Это согласуется с данными, полученными Р.В. Плашко (2001), согласно которым уровень самооценки спортсменов до четвёртого курса снижается, а затем повышается. Таким образом, для самооценки спортсменов характерна определённая динамика её уровня в связи с самоопределением личности в выбранной профессии. Но, несмотря на такую динамику, спортсмены в среднем имеют более высокую самооценку, чем люди, не занимающиеся спортом ( Волков О.И., 2003; Лозовая Г.В., 2002, 2003). Так, СВ. Жилин (2003) отмечает, что для самооценки детей-спортсменов, характерны более высокий уровень и меньшая её вариативность по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом. Однако, вариативность показателей самооценки с возрастом, видимо, меняется, поскольку у тренеров были обнаружены очень высокие коэффициенты вариации (Лозовая Г.В., 2002). Кроме того, имеются данные, говорящие о том, что уровень самооценки связан с уровнем квалификации спортсмена. У высококвалифицированных спортсменов самооценка достоверно выше (Лозовая Г.В., 2002).
Некоторыми исследователями отмечена специфика дифференцированное самооценки спортсменов (Жилин СВ., 2003). Данное свойство самооценки редко упоминается в изученной литературе, тем более, относительно спортсменов. Имеющиеся же данные показывают, что самооценка спортсменов менее дифференцирована, чем самооценка не спортсменов. Это значит, что спортсмены не склонны давать разные оценки различным своим проявлениям, их частные самооценки не отличаются вариативностью.
Самооценка спортсменов более интегрирована, чем у не спортсменов (Жилин СВ., 2003). Кроме того, чем выше спортивный разряд, тем более интегрированной оказывается самооценка спортсмена (Лозовая Г.В., 2002).
Некоторые авторы исследовали не самооценку личности, а субъективную оценку спортсменами своих достижений или мастерства. Так, В.И. Палий (1987) утверждает, что самооценка спортсменами своего реального мастерства-более дифференцирована. Самооценка же будущего мастерства носит более обобщённый, интегрированный характер. Такое положение вещей кажется вполне понятным, поскольку любой человек, и спортсмен в том числе, будет давать более детальную, разностороннюю и критическую оценку тем своим качествам, которые он имеет «здесь и сейчас», чем тем, которые только могут быть в перспективе. К тому же, оценка себя в будущем характеризует скорее такое свойство личности, как уровень притязаний.
Наконец, имеются данные о связи характеристик самооценок спортсменов с их возрастом и полом. Так, уровень самооценки выше у юношей (Жилин СВ., 2003), а её интегрированность меньше у спортсменов мужского пола (Жилин СВ., 2003; Лозовая Г.В., 2002).
Однако экспериментальных работ, в которых нашли бы отражение особенности адекватности самооценки спортсменов по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, нет. Но именно степень адекватности, как уже упоминалось выше, может свидетельствовать об уровне адаптации личности, которая, в свою очередь проявляется в успешности и удовлетворённости человеком своей деятельностью (Николаев А.Н., 1984). Поэтому, ответ на вопрос о существовании специфики адекватности самооценки у спортсменов, прольёт свет на проблему возможностей спорта в коррекции самооценки личности.
Итак, специфика свойств самооценки спортсменов касается в первую очередь её уровня, который в среднем оказывается довольно высоким. С этой точки зрения спорт оказывает позитивное влияние на самооценку личности, что может оказаться полезным для успешности деятельности, как спортивной, так и учебной и вообще повседневной.
1.3. Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к деятельности
Спортивная деятельность понимается как многосторонний процесс активности человека, в котором, наряду с физическими, развиваются и совершенствуются психические свойства личности (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Действительно, факт единства деятельности и сознания (следовательно, и личности) в отечественной психологии является аксиоматичным, ставшим одним из основополагающих методологических принципов (Рубинштейн С.Л., 2001). Самооценка, как свойство личности очень тесно связана с различными характеристиками деятельности спортсмена (Дашкевич О.В., 1981; Лозовая Г.В., 2003) Так, Н.Б. Стамбулова (1999) отмечает, что одним из симптомов кризиса спортивной карьеры является снижение самооценки. Какими же характеристиками, по которым она может быть изучена, обладает деятельность спортсмена? В изученной литературе довольно развёрнуто представлен анализ особенностей соревновательной и тренировочной деятельности, черт спорта, как вида деятельности, наиболее характерных личностных особенностей спортсменов в связи с их деятельностью (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, 2000; Лозовая Г.В., 2003; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л., 2000; Пуни А.Ц., 1984). Однако чётко сформулированного ответа на вопрос о тех свойствах деятельности спортсмена, по которым она может быть оценена, нет. Есть лишь разрозненные, несистематизированные мнения на этот счёт. Объединив имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что деятельность спортсмена характеризуется по степени адаптированности к занятиям спортом, надёжности и эффективности спортсмена, уровню его спортивного мастерства. Следует также отметить, что в качестве критериев адаптированности человека к деятельности часто рассматривается его успешность и степень удовлетворённости (Дмитриева М.А., 1991; Жмыриков А.Н., 1998; Николаев А.Н. 1984; Руфова Н.Л., 1999). Поскольку успешность спортсмена во многом связана с его надёжностью, эффективностью и уровнем его спортивной квалификации, то можно говорить о том, что главной характеристикой деятельности спортсмена и одновременно критерием, по которому она может быть оценена, является степень адаптированности спортсмена, проявляющаяся через успешность и удовлетворённость.
Рассмотрим роль самооценки в проявлении данных характеристик деятельности спортсмена. Изучая соотношение понятий самооценка и адаптро-ванность, есть основание утверждать, что независимой переменной является самооценка. При наличии корреляционных взаимосвязей между этими показателями можно говорить о влиянии показателей самооценки на уровень адап-тиованности, а не наоборот.
Функции самооценки (ориентировочная и регулятивная) служат для оптимизации процесса адаптации (Лозовая Г.В., 2003), которая, в свою очередь является базисной функцией всех психических явлений. СВ. Жилин (2003), вслед за Н.Б. Стамбуловой (1999) выделяет следующие показатели адаптированное™ к спортивной карьере: спортивные приобретения; спортивные ограничения; соответствие целей и результатов спортивной карьеры; затраты, связанные с карьерой; успешность спортивной карьеры; удовлетворённость спортивной карьерой. Чаще других в изученной литературе встречаются данные о взаимосвязи самооценки с последними двумя.
По данным Г.В. Лозовой (2002), личностная самооценка тренеров связана с различными аспектами их профессиональной удовлетворённости опосредовано, через профессиональную самооценку. Чем выше уровень последней, тем выше удовлетворенность тренеров достигаемыми результатами, отношениями с коллегами, руководством, содержанием своей деятельности и деятельностью в целом, своим профессиональным статусом, подготовленностью и уровнем собственного профессионализма. Эти данные дополняются результатами, согласно которым самооценка студентов АФК, магистров и тренеров связана с удовлетворенностью профессиональным выбором и интегральным показателем профессионального самоопределения (Лозовая Г.В., 2003), а самооценка коммуникабельности и адаптивности у юных спортсменов — с удовлетворенностью спортивной карьерой (Лозовая Г.В., 2002). Это согласуется с данными СВ. Жилина (2003), говорящими о том, что для удовлетворённых самореализацией в спорте спортсменов, характерны высокие показатели самооценок здоровья, интеллекта, воли, коммуникабельности и жизненно важных качеств, а также общей самооценки личности.
Многими исследователями (Гиссен Л.Д., 1990; Левит Л.З., 1987; Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988; Медведев В.В., 1993; Палий В.И., 1988) отмечается особая роль самооценки именно с точки зрения успешности и надёжности спортивной деятельности. Об этих показателях деятельности спортсмена может свидетельствовать уровень его спортивного мастерства. По данным разных исследований самооценка спортсменов связана со спортивной квалификацией, а именно, чем более квалифицирован спортсмен, тем выше уровень, интегрированность и меньше дифференцированность его самооценки (Лозовая Г.В., 2002). В.И. Палий (1987) отмечает, что для представительниц спортивной гимнастики, имеющих звание мастер спорта или мастер спорта международного класса, характерен высокий уровень самооценки, как реальных, так и будущих достижений. То, что спортсменки высоко оценивают свои будущие достижения может свидетельствовать о высоком уровне притязаний - свойстве, теснейшим образом связанном с самооценкой личности. Это согласуется с мнением М.В. Приставкиной (1979), о том, что более квалифицированные спортсменки (в художественной гимнастике) имеют более высокий уровень притязаний, который косвенно может свидетельствовать о высоком уровне самооценки. Но при этом показатели уровня частных самооценок могут понижаться. Так, СВ. Жилин (2003) отмечает, что чем выше спортивный стаж, тем ниже оценка спортсменами своего здоровья. В целом, многими авторами выявлен тот факт, что самооценка спортсменов высокой квалификации в различных видах спорта достоверно выше (Ганюшкин А.Д., Кутузова Е.И., 1988; Левит Л.З., 1988; Лозовая Г.В., 2002, 2003; Шаболтас А.В., 1998). Так, Жилин СВ. (2003) утверждает, что успешность деятельности зависит от выраженности общей самооценки.
Однако как справедливо отмечает Г.В. Лозовая (2002), сложно говорить, что здесь является определяющим, а что зависимым - высокая самооценка личности или высокая квалификация спортсмена. Иными словами, с одной стороны довольно высокий уровень оценивания себя помогает спортсмену добиться высокого мастерства, с другой - высокое спортивное звание способствует повышению уровня самооценки. Поэтому, правильно будет определить отношение между этими двумя показателями, как взаимосвязь или взаимовлияние.
Адекватная, слегка завышенная, более или менее устойчивая самооценка наиболее благоприятна для успешной спортивной деятельности, наилучшей адаптированности к ней, и надёжности спортсмена (Жилин СВ., 2003). Г.В. Лозовая (2003) позитивной или оптимальной называет высокую, адекватную, средне дифференцированную самооценку, которая позволяет достигнуть наибольших результатов. На основании изложенного многими авторами выказывается предположение, что при таких характеристиках самооценки наиболее полноценно реализуется её функция регуляции деятельности (Гогунов Е.Н, Мартьянов, Б.И., 2000; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л, 2000). Однако данное утверждение нуждается в дополнительных доказательствах, которые можно получить только через результаты экспериментального исследования.
Личность способна трезво оценить собственные возможности, взвесить свои сильные и слабые стороны, в соответствии с этим разработать план действий, направленных на конкретный результат, сформировать реалистичные притязания. Такой спортсмен эмоционально более устойчив и эффективен (Дашкевич О.В., 1981; Медведев В.В, 1993). Всё это придаёт спортсмену здоровой уверенности в себе, стремления к успехам, и, безусловно, позитивно сказывается на результативности спортивной деятельности и адаптированности личности как в спорте, так и во всех остальных сферах жизни. Спортсмен, обладающий такой самооценкой, лучше оценивает не только собственный потенциал. Умея давать правильную оценку себе, он способен реально оценить возможности соперника, что также позитивно сказывается на результатах его спортивной деятельности (Левит Л.З., 1988; Медведев В.В, 1993; Попов А.Л., 2000).
Если спортсмен обладает неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной), снижаются его способности к саморегуляции (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2000; Левит Л.З., 1988;). В такой ситуации возможно понижение спортивных результатов, повторяющиеся поражения, расстройства саморегуляции, внутренние и межличностные конфликты. Всё это сопровождается негативными проявлениями личностных характеристик спортсмена. Повышается личностная тревожность (Дашкевич О.В., 1981; Козлова Н.М., 1979; Мальчиков А.В., 1979), уровень притязаний перестаёт быть адекватным (Богданова Д.Я., 1974; Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979; Медведев В.В., 1993), развивается расстройство перспективного целеполагания (Левит Л.З., 1988), преобладает мотивация избежания неудач (Лозовая Г.В., 2003), эмоциональные переживания мешают реализации цели.
В связи с этим очень важно направлять формирование самооценки спортсмена, проводить мероприятия по профилактике или коррекции неадекватной самооценки.
... гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. ГЛАВА 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 2.1 Подвижная игра, ее значение Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, ...
... единая, затрагивает многие его системы и функции, и поэтому обозначение стресса уточняется: цельная психофизиологическая реакция, в которой физиологические и психические компоненты, их удельный вес могут быть различными. [2]. Соглашаясь с этим и признавая условность разделения физиологического и психологического стресса, в изложении мы должны будем анализировать в основном примеры, в которых ...
... не только связь СО и уровня личностной тревожности, но и обратную взаимосвязь, то есть связь двустороннюю. По результатам анализа можно сказать, что связь между самооценкой (как общей, так и частной) и уровнем личностной тревожности существует. Аналогичные данные уже имеются в психологической литературе. Так указывается наличие достоверной корреляционной связи между самооценкой и тревожностью, то ...
... . Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать. Только в общении с взрослыми, со своими сверстниками формируется личность ребенка. Глава II. Особенности формирования личности в подростковом возрасте. 2.1. Подростковый возраст и его специфика. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход ...
0 комментариев