2.3 Генерал Иван Федорович Епанчин
2.3.1 Генерал о себе
Автохарактеристика этого героя в романе начинается с положительной самооценки:
– А ведь я по-русски хорошо говорю (с. 40-I)
– А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, и талант; в этом я просто каллиграф (с. 47-I)
Во втором выражении вводным словом «пожалуй» высказывается некая сомнительность. Вернее, не то что сомнительность, а то, что это, по его словам, единственное, в чем он преуспевает. Еще он любит показать все, что у него есть, сравнивает себя с другими.
– Я знаки имею, знаки отличия… а ты ими имеешь (с. 448-IV)
– Знай, молокосос, что еще ты не родился, а я уже был усыпан почестями (с.448-IV)
Повторяется слово «имею». Это свидетельствует о том, что с точки зрения Епанчина все в жизни определяется меркой «имеет/ не имеет».
– В людях хороших нуждаюсь, даже вот и дело одно имею и не знаю, куда сунуться (с.44-I)
Однако наряду с положительной самооценкой генерала Епанчина выделяется и отрицательная.
– Благослови тебя бог, милый мальчик, за то, что почтителен был к позорному, – да! к позорному старикашке (с. 475-IV)
Отрицательная автохарактеристика выражена словосочетанием прилагательного «позорный» с существительным «старикашка», в котором суффикс -ашк- с субъективной оценочностью пренебрежения создает соответствующее восприятие.
Такая негативная самооценка усиливается повторением прилагательного «позорный». Несмотря на все это, генерал Епанчин желает быть достойным общества человеком.
– Я желаю поставить себя в положение уважаемое… я желаю уважать самого себя и… права мои (с.458-IV)
Характерно, что фраза отражает желательность героя в будущем стать уважаемым человеком. А реальное положение его им самим осознается как не такое уж «уважаемое» в обществе.
Можно сделать вывод, что автохарактеристика генерала выражается почти всегда словами с положительной оценочностью. Это отличает его самооценку от самооценки рассмотренных ранее героев.
2.3.2 О генерале автор и другие герои
Представим характеристику генерала, выраженную автором.
– Слыл он человеком с большими деньгами, с большими занятиями и с большими связями (с. 35-I)
В данном выражении несколько раз употребляется прилагательное «большой», оно имеет переносное значение: с «большими деньгами» значит имеет много денег, с «большими занятиями» понимается как ведет множество дел, «большие связи», т.е. он знаком с многими вышепоставленными людьми, которые помогают ему в решении каких-либо дел. Все это говорит о том, что генерал был уважаемым человеком, это положительная черта характера.
– Иван Федорович Епанчин – человек без образования, происходит от солдатских детей, но генерал, хоть и умный был человек, был тоже не без маленьких, весьма простительных, слабостей и не любил иных намеков (с. 35-I).
В этом контексте автор показывает нам то, что генерал был обыкновенным человеком, который тоже, как и все люди, может ошибаться и иметь свои слабости.
– Он любил выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове (с. 35-I).
Здесь употреблен фразеологизм «свой царь в голове», т.е. автор говорит о том, что генерал выставлял чужую идею за свою. Это отрицательная черта человека. А фразеологизм имеет значение того, что у него не было своих мыслей.
– Правда, генерал, по некоторым обстоятельствам, стал излишне подозрителен; но так как он был отец и супруг опытный и ловкий, то тотчас же и взял свои меры (с. 55-I).
Употребление в контексте прилагательных «опытный» и «ловкий» дает генералу тоже положительную оценку.
Князь Мышкин отзывается о генерале очень хорошо.
– Благодарю вас, генерал, вы поступили со мной как чрезвычайно добрый человек, тем более что я даже и не просил (с. 53-I)
Словосочетание «добрый человек» усиливается наречием «чрезвычайно», т.е. очень добрый.
Жена его, Елизавета Прокофьевна, дает противоположную оценку.
– Только дай ей бог не такого, как вы, Иван Федорыч, не такого в своих суждениях и приговорах, как вы, Иван Федорыч, не такого грубого грубияна, как вы (с. 318-III).
Усиливает отрицательную оценку, данную генеральшей, такое словосочетание, как «грубый грубиян» – плеоназм.
Для характеристики генерала в основном употребляются в равной мере как имена прилагательные, так и имена существительные (большими деньгами, умный, добрый человек, грубый грубиян).
Можно сделать вывод о том, что как и самооценка генерала, так и его характеристика другими героями, оценивается лексемами положительной оценки. В критической литературе данный образ также отражается с положительной оценочностью.
2.4 Генеральша Елизавета Прокофьевна
2.4.1 Генеральша о себе
Автохарактеристика этой героини очень часто представляется в форме антитезы. Ср.:
– Я с ними вечно бранюсь, но я их люблю (с. 73-I)
– Я злюсь очень часто, но скверно то, что я всего добрее, когда злюсь (с. 73-I)
– Я вот дура с сердцем без ума (с. 95-I)
В этих фразах слова «бранюсь – люблю», «зло – добро» представляют собой антонимы. Первая пара – контекстуальные антонимы, вторая – общеязыковые антонимы.
Генеральша Епанчина представляет собой образ с некоторой комической составляющей. Говорит «я бранюсь – я люблю», «я всего добрее, когда злюсь», «дура с сердцем без ума», т.е. характеризует себя «пограничными» выражениями.
Она очень часто употребляет существительное «дура».
– Да с вами еще и не такой дурой сделаешься! (с.249-II)
– Я вот дура с сердцем без ума (с. 95-I)
На самом деле она не считает себя такой, она все это говорит с целью вызвать любовь близких ей людей, чтобы они прониклись к ней доверием. В последнем примере «дура с сердцем без ума» содержится указание на то, что у генеральши поистине «женское начало» – больше «работает» сердце, чем разум.
Автохарактеристику генеральши можно назвать содержащей «сомнительный» оттенок. Ср.:
– Я ведь еще, может, сама тебя в пятьдесят раз грешнее (с. 242-II)
Сомнение выражается вводным словом «может». Т.е. героиня не утверждает свою греховность, но старается поддержать в разговоре князя Мышкина.
– Я много крови из-за тебя испортила (с. 252-II)
Здесь используется переносное значение выражения «испортила кровь». Имеется в виду, что она обижала кого-то или причиняла кому-то боль.
Генеральша Епанчина очень часто сравнивает себя с ребенком. Ср.:
– Это со мной бывает; точно ребенок (с. 73-I)
– Я ребенок, и знаю это (с. 91-I)
Вместе с тем она понимает, что уже достаточно зрелых лет, но еще не старая, какой хотят представить ее дочери. Ср.:
– Я еще не так глупа, как кажусь и как меня дочки представить хотят (с. 73-I)
– Я как размыслю, всегда умнее поступаю и говорю (с.239-II)
Последнее предложение характеризует генеральшу как человека, умеющего думать и анализировать свои действия, вызванные только сердечными порывами. Говорит о том, что она неглупая женщина и может оценить ситуацию, когда не принимают ее всерьез. Здесь опять видим антитезу контекстуальную: «не так глупа, как кажусь». Т.е. «я есть (существую) – я кажусь».
Вместе с тем генеральша Епанчина умеет поставить себя и заставить себе подчиниться. Ср.:
– До порога и допущу, а принять сегодня тебя не намерена (с. 251-II)
Уверенность выражается наречием «не намерена», выражение «до порога допущу» в скрытой форме передает значение «знай свое место», т.е. героиня четко знает предел своего великодушия.
– Я давеча, пред вашим приходом, рассердилась и представилась, что ничего не понимаю и понять не могу (с. 73-I)
В этом примере используется устаревшее и просторечное наречие «давеча», которое, согласно словарю С.И. Ожегова, означает «недавно, незадолго до момента разговора».
Также использован предлог «пред», старославянский по происхождению, с высокой стилистической окрашенностью. Пред – кем-чем, предлог с тв.п. (высок). То же, что перед (словарь С.И. Ожегова).
У генеральши есть множество положительных и отрицательных черт, но она считает, что у нее «единственный недостаток»:
– Я всегда добрая, и это мой единственный недостаток, потому что не надо быть всегда доброю (с.73-I).
Таким образом, самооценка генеральши Епанчиной, как правило, выражается словами с отрицательной оценочностью, но сквозь самообличение чувствуется ее самоощущение как лица с положительной характеристикой.
... Образ внешнего человека в функционально-семиотическом аспекте (на материале русского языка) // Вест. Омск. ун-та. 2001. Вып. 1. С.68-70 Коротун, 2002 Коротун О.В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2002. Котрюрова, 1997 Котюрова М.П. Стилистический и прагматический подходы к тексту: некоторые основания их дифференциации // ...
... концепт «город» — сложное, многоплановое образование. Следовательно, его рассмотрение возможно локализовать, ограничить рамками вида искусства, эпохой, автором, произведением. В нашей работе в качестве материала выступает цикл рассказов Дж. Джойса «Дублинцы» (James Joyce, «Dubliners»). §3. Особенности прозы Дж. Джойса. «Дублинцы» В историю мировой художественной литературы Джойс вошёл как ...
... иногда конкретизируется, так что говорят о "наивно-языковой" (или просто "языковой") "картине мира". [56] Глава 3. Принципы и способы номинации персонажей в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 3.1 Типология имен персонажей в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" На основе текста романа все имена героев можно разделить условно на 3 группы: имена персонажей московского мира ...
0 комментариев